Delist.ru

Становление и развитие кооперативной школы Республики Мордовия (1925-2005 годы) (30.08.2007)

Автор: Кевбрина Ольга Борисовна

Чтобы иметь целостное представление об исследуемой проблеме, следует рассмотреть историю изучения процесса становления, развития и совершенствования потребительской кооперации России вообще. В историографии потребительской кооперации, на наш взгляд, правомерно выделить три этапа – дореволюционный, советский и постсоветский. Каждый из них отличается прежде всего методологическим подходом, глубиной и широтой охвата событий, направленностью исследования. Первый – дореволюционный – этап представлен работами большой группы энтузиастов, идеологов, теоретиков и практиков кооперативного движения (М. И. Туган-Барановского, Н. И. Зибера, И. Х. Озерова, В. И. Анофриева, А. А. Николаева, Н. П. Гибнера, В. Ф. Тотомианца, А. Ф. Фортунатова, С. Н. Прокоповича, А. В. Меркулова, М. Л. Хейсина и др.). На этом этапе отечественная историография сделала огромный шаг вперед в своем развитии. От первых работ справочно-информационного и пропагандистского характера Н. И. Зибера, Н. П. Баллина она эволюционировала к серьезным, фундаментальным монографическим исследованиям социально-экономических причин возникновения, особенностей функционирования и массового распространения потребительской кооперации в России И. Х. Озерова, В. И. Анофриева, Н. П. Гибнера и др. Сущность, место и значимость потребительской кооперации в рыночной экономике и в обществе в целом, многие теоретические аспекты стали предметом изучения С. Н. Прокоповича, А. А. Николаева, В. Ф. Тотомианца, А. В. Меркулова,

М. Л. Хейсина, М. И. Туган-Барановского. Дореволюционная историография, накопив колоссальное количество фактического материала и разработав различные научно-теоретические концепции кооперативного движения, заложила мощную основу для дальнейших исследований проблем потребительской кооперации.

На втором – советском – этапе развития историографии на первых порах основным направлением становится изучение вопросов адаптации, использования и развития потребительской и других видов кооперации (промысловой, кредитно-финансовой, сельскохозяйственной и пр.) применительно к социалистическим формам и методам хозяйствования и общественной деятельности. Концептуальное значение при этом имели труды В. И. Ленина, Н. И. Бухарина. А. И. Рыкова и других советских и партийных деятелей. Ярко выраженный классово-идеологический подход в оценке достижений дореволюционной потребительской кооперации и первых лет советской власти характерен для работ М. Балабанова, В. Сарабьянова, П. Севрука, М. Кантора. Известные деятели и исследователи кооперации Л. М. Хинчук, М. Л. Хейсин, С. Л. Маслов, В. А. Поссе, К. А. Пажитнов, высоко оценивая значение дореволюционной кооперации, высказывали мысли о необходимости использования накопленного опыта в условиях строительства социалистической экономики. Вершиной кооперативной мысли 1920–30-х гг. стали труды А. В. Чаянова и Н. Д. Кондратьева, в которых не только обосновывалась необходимость использования кооперативной системы, в том числе и потребительской кооперации, но и определялись ее дальнейшая судьба, направления ее совершенствования, формы и методы работы с некооперированным крестьянством. В последующих работах советской эпохи (вплоть до середины 1980-х гг.) основное внимание уделялось обоснованию ленинского кооперативного плана, преимуществ социалистической кооперации, ведущей роли коммунистической партии и Советского государства в кооперативном строительстве, освещению успехов и достижений развития потребительской кооперации СССР и отдельных его регионов. Начавшаяся в стране перестройка (середина 1980-х гг.) повлекла переоценку и переосмысление истории как потребительской, так и других видов кооперации в Российском государстве; было восстановлено доброе имя, вклад в кооперативное движение замечательных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, С. Л. Маслова и многих других деятелей и исследователей кооперации.

Резкое увеличение интереса к проблемам потребительской кооперации отмечается в постсоветское время. Деидеологизация исторической науки, крах социалистической системы и переход к формированию рыночных отношений заставили ученых вернуться к истокам кооперации, выявлению тенденций, этапов, особенностей ее развития на различных отрезках времени, определить место и перспективы потребительской кооперации в условиях развития рыночных отношений, глобализации экономики и общественной жизни. Наибольшее значение в этом плане имеют работы И. Н. Буздалова, Г. В. Гутмана, С. В. Веселова, А. Ю. Давыдова, В. Г. Егорова, Г. М. Ефремовой, В. Ф. Ермакова, И. В. Захарова, В. Н. Титаева, В. И. Теплова, Л. Е. Файна и др. Весомый вклад в исследование истории потребительской кооперации внесли региональные ученые, в том числе и ученые Поволжья. В то же время сфера кооперативного образования не получила должного освещения и обоснования в работах, касающихся проблем кооперации вообще и потребительской кооперации в частности.

Обращение к отечественной историографической традиции позволило определить уровень научной разработанности проблемы подготовки кадров. В последнее время ученые все чаще рассматривают развитие образовательной системы как неразрывный, имеющий внутри себя отдельные периоды со свойственными им особыми характеристиками процесс. Еще в работах советских историков 1960–80-х гг. были заложены новые подходы к изучению отраслевого образования, не утратившие научной значимости, выдвинуты предложения о взаимосвязи высшего специального образования и экономической политики государства, реальных итогов хозяйственного развития; наметились тенденции исследования этой взаимосвязи, но конкретизирующих разработок в данном направлении сделано не было. Отмечая достижения советских (российских) историков и педагогов в деле исследования отечественной образовательной системы, можно сказать, что их основное внимание сосредоточивалось на изучении роли учебных заведений (особенно университетов) и высшей школы в общественно-политической жизни страны, чего нельзя сказать о начальном и среднем профессиональном образовании.

В 1990-х гг. открылись новые перспективы в изучении многих проблем просвещения, в частности в царской России (например, особенности коммерческого образования и деятельности коммерческих училищ). Стремление к познанию специфики образования в дореволюционный период, с одной стороны, и попытки объективного и взвешенного анализа образовательной системы в СССР, с другой, стали отражением новой исследовательской тенденции в исторической науке постсоветской России.

Нужно учитывать, что на сферу образования как часть культуры в СССР повлияла культурная революция, освещенная советской историографией довольно подробно. Исследование культурных преобразований велось в нескольких направлениях: периодизация культурной революции, общетеоретические аспекты культурного развития советского общества, роль коммунистической партии в этом процессе, ликвидация неграмотности, становление советской системы народного образования, формирование интеллигенции, национальная проблематика. При всем многообразии научных исследований для них были характерны общие черты: подчеркивание ведущей роли рабочего класса в культурном строительстве на селе; рассмотрение сельских жителей как объекта культурного воздействия социалистического города; констатация изменений в духовной сфере крестьянства, связанных с процессом постепенного его перехода на идеологические позиции рабочего класса.

Значительное внимание в советской историографии уделялось роли кооперации в преобразовании жизни села, в том числе и в духовном отношении. Сама кооперация, зародившаяся в России еще в первой половине XIX в., рассматривалась как вынужденное, временное, но необходимое звено в строительстве социалистического общества. Как отмечалось выше, историки и обществоведы в своих работах достаточно подробно рассматривали развитие различных форм кооперации в послереволюционном селе, колхозной деревне. Придерживаясь позиции официальной государственной идеологии, советские ученые умышленно оставляли многие темы без внимания, затушевывали их, а такие вопросы, как сложные отношения кооперации с государством диктатуры пролетариата, кооперация и коммунистическая партия, освещали без надлежащего критического анализа. Однако постепенно в научных трудах решение проблем культурной революции, коллективизации крестьянства и кооперативного движения в целом стало приобретать более конструктивный характер. Изучение кооперативного плана и кооперации как социально-экономического явления с учетом существовавших объективных и субъективных условий позволило определить основные тенденции развития крестьянского хозяйства.

Позитивные перемены, происшедшие в обществоведческой историографии, заставили многих ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на вопросы кооперации, по-иному они изложены и в учебных пособиях для студентов кооперативных вузов. Новые оценки созвучны идеям, выдвинутым теоретиками, учеными и практиками кооперативного движения, преподавателями первого кооперативного вуза России А. В. Меркуловым, С. Н. Прокоповичем, Н. И. Поповым, А. В. Чаяновым. По мнению авторов документально-публици-стического очерка «История кооперативного вуза» Е. Г. Андреева и А. Д. Коробкина, главной причиной возникновения системы профессионального кооперативного образования стал дефицит высококвалифицированных специалистов. В 1910 г. при Московском городском народном университете, основанном меценатом А. Л. Шанявским, были открыты 3-месячные курсы по кооперации, которые за 12 лет своего существования эволюционировали в Высшие кооперативные курсы Центросоюза с полуторагодичным сроком обучения. Учебное заведение готовило руководящие кооперативные кадры. В 1913 г. при содействии и на средства Центросоюза в университете начала работать кооперативная школа, сделавшая девять выпусков (более 1 тыс. чел.). В том же году на II Всероссийском кооперативном съезде профессором А. Н. Анциферовым была выдвинута идея создания кооперативного института. Однако из-за Первой мировой войны, а затем Октябрьской революции он был открыт только в 1918 г. Вуз получил название Всероссийского кооперативного института (ВКИ).

С тех пор в системе подготовки кооперативных кадров произошло много важных, неоднозначных и противоречивых событий, в которых отразились особенности жизни нашего общества. Однако в целом развитие системы шло от краткосрочных учебных пунктов, школ, профессиональных училищ, готовящих кадры для первичных организаций, до развернутой структуры средних специальных и высших учебных заведений, обучающих профессиональные кадры кооператоров для всех уровней. Этот сложный путь никогда не становился предметом интенсивных изысканий ученых. В большинстве случаев проблемы подготовки кооперативных кадров упоминаются попутно, при решении других научных задач. Разумеется, при этом затрагиваются многие проблемы, касающиеся вопросов становления, совершенствования, ломки, корректировки кооперативной школы, ее адаптации к конкретным условиям и требованиям времени, но для воссоздания полной, обстоятельной картины эволюции необходимы усилия ученых различных отраслей знаний, нужны масштабные обобщающие труды. Однако кроме приведенной выше работы Е. Г. Андреева и А. Д. Коробкина можно указать лишь на исследование П. И. Миненко и публикации в журналах «Советская потребительская кооперация», «Деловой вестник „Российской кооперации“» и «Фундаментальные и прикладные исследования».

В историографии мордовского региона, на наш взгляд, наиболее разработан круг вопросов, связанных с культурной революцией, воспитанием кадров национальной интеллигенции. В работах историков и педагогов приводится обширный фактический материал, показываются успехи в подготовке национальных педагогических кадров, ликвидации неграмотности, описывается открытие новых школ для мордвы. В исследованиях ученых после Октября 1917 г. доминировала идея о том, что только при советской власти мордовское население смогло приобщиться к грамоте, до этого оно не имело ни книг на родном языке, ни широкого доступа к образованию, в школах учились, как правило, дети зажиточных крестьян, преподавание на родном языке было запрещено.

Проблемами общего образования (включая национальный аспект) и подготовки профессиональных кадров для народного хозяйства страны и региона историки и педагоги до сегодняшнего дня занимались не столь интенсивно. Частично вопросы образования и культуры в Мордовии освещались в известных обобщающих трудах: «Очерки истории Мордовской АССР» (Саранск, 1961), «Очерки истории мордовской организации КПСС» (Саранск, 1979), «История Мордовской АССР» (Саранск, 1981), «Общественно-политическая жизнь села Советской Мордовии» (Саранск, 1987) и др. Используя многочисленные источники и статистические данные, более широко охватив события, к вопросам образования, культуры, подготовки кадров подошли известные в республике ученые В. С. Ивашкин, М. Т. Бибин, Н. В. Фролкин, В. Л. Житаев, Н. Е. Адушкин. В богатой фактическим материалом монографии В. С. Ивашкина весьма удачно показан многогранный процесс формирования интеллигенции Мордовии, прослежены особенности и этапы подготовки специалистов. Однако даже эта работа в аспекте нашей темы не дает какого-либо наглядного представления о развитии кооперативной профессиональной школы республики. При изучении данной проблематики исследователи могут обратиться только к материалам местных газет, рекламно-пропагандистским изданиям «Саранский кооперативный техникум» (Саранск, 1977), «Саранскому кооперативному техникуму – двадцать пять лет» (Саранск, 1982), хроникально-информационному очерку «Саранскому кооперативному институту 20 лет» (Саранск, 1996), научно-популярному изданию «Саранский кооперативный институт: 30 лет» (Саранск, 2006), журнальным статьям Б. Ф. Кевбрина, О. Н. Ридина, В. Д. Золоткова, П. И. Кулькова, Н. Н. Абрамовой, А. А. Тарасова, а также материалам научно-практических конференций, проходивших в Саранском кооперативном институте.

В 2000-х гг. ученые и преподаватели Саранского кооперативного института предприняли активную попытку в исследовании темы становления и развития системы профессиональной подготовки кооперативных кадров Республики Мордовия, выпустив ряд изданий: «Очерки истории кооперативной школы Мордовии» (М.; Саранск, 2001), «История кооперативной школы Мордовии» (Саранск, 2003) и др. Продолжением этих исследований стали монографии и ряд статей О. Б. Кевбриной. В апреле 2007 г. Н. Н. Абрамовой была

успешно защищена кандидатская диссертация по специальности «Отече-

ственная история» на тему «Кадры потребительской кооперации Мордовской АССР (1945–1975 гг.)».

Таким образом, историографический обзор показывает, что данная проблематика еще нуждается в изучении. Большую помощь в этом оказывают архивные и статистические материалы.

Цель и задачи исследования определяются научной значимостью заявленной темы, недостаточной для современного уровня развития историографии концептуальной, методологической, источниковедческой и конкретно-предметной степенью ее изученности. Целью работы выступает анализ особенностей возникновения, развития и совершенствования системы профессиональной подготовки кооперативных кадров Мордовии на довольно продолжительном и сложном историческом этапе с 1925 по 2005 г.

Реализация главной цели диссертации потребовала поэтапно решить следующие исследовательские задачи:

1) охарактеризовать становление сети учебных заведений республики, связанных с обучением работников кооперации, и представить их материально-техническую базу, источники финансирования и пополнения педагогами;

2) проанализировать влияние партийно-государственной политики

на российскую кооперацию в целом и учебные заведения этой системы

в частности;

3) раскрыть формы и методы деятельности местных органов власти по подготовке специалистов для кооперации;

4) исследовать социальный, национальный и профессиональный состав выпускников;

5) выявить особенности методики учебной и воспитательной работы в кооперативных учебных заведениях (училище, техникуме, вузе);

6) рассмотреть пути формирования преподавательского корпуса и развитие научной базы потребкооперации региона;

7) обобщить педагогический и организационный опыт, определить проблемы, трудности, успехи и недостатки кооперативного образования.

Объектом исследования стали кооперативная школа Республики Мордовия и основные этапы ее 80-летней истории (1925–2005), ее национальный, социальный и профессиональный состав, динамика развития и структура

кооперативных кадров.

Предмет исследования составило кооперативное образовательное пространство в целом, включившее в себя помимо системы учебных заведений и механизмов управления ими поле взаимодействия научных и учебно-методи-ческих процессов (становление многоуровневой системы подготовки специалистов), общественных явлений и потребностей хозяйственной жизни Мордовии.

Территориальные рамки работы определяются границами Республики Мордовия. Одна из авторитетных организаций потребительской кооперации Приволжского федерального округа, а также России в целом, потребкооперация РМ занимает особое место в структуре политических и общественных организаций страны и региона. Однако вопросы ее истории до недавнего времени не являлись предметом комплексного исследования ученых. Это в полной мере относится и к истории кооперативного образования на территории нашей республики.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1925 по 2005 г. В 1925 г. на территории Мордовии начали функционировать стационарные кооперативные учебные заведения (районные 8-месячные, а в 1928 г. – окружные 7-месячные кооперативные курсы), что положило начало истории кооперативной школы Мордовии. Выбранный исторический период представляется нам наиболее интересным и достаточным (так как исследуемые исторические события доводятся до наших дней) для извлечения позитивных и негативных уроков в решении проблем подготовки и переподготовки кооперативных кадров республики.

Источниковая база исследования включает в себя различные по происхождению и содержанию материалы, поэтому представляется целесообразным разделить ее на несколько групп.

1. Постановления правительства СССР и РСФСР, нормативные акты и распоряжения Центросоюза, Роспотребсоюза, правления Мордовского республиканского союза потребительских обществ, а также постановления бюро Мордовского обкома КПСС и Совета министров МАССР (практиковались и совместные постановления) по вопросам развития потребительской кооперации Мордовской АССР, в том числе системы образования, кадровой политики, социальной сферы и товарооборота.

2. Опубликованные статистические материалы: статистические сборники народного хозяйства СССР, РСФСР и Мордовской АССР, которые дают представление об основных показателях экономики, денежных доходах и расходах населения, общем объеме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, укреплении материально-технической и сырьевой базы потребительской кооперации и ряде других параметров; статистические сборники, обобщающие информацию о показателях развития народного образования, науки и культуры в СССР, РСФСР и МАССР. Следует отметить, что в статистических источниках часто преувеличивались количественные показатели, допускалась значительная погрешность. В свою очередь, качественные показатели не дают полной картины социально-экономического развития региона и отдельных процессов, протекающих в исследуемый период в народно-хозяйственном комплексе. Такой важный показатель, как валовой региональный продукт в указанный период вообще не рассчитывался. По имеющимся сборникам практически невозможно проследить какие-либо процессы в потребительской кооперации за исключением товарооборота. Поэтому основную базу диссертационного исследования составляют архивные материалы, которые относятся к третьей группе источников.

3. Опубликованные и неопубликованные документы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) и Центра документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ). В ЦГА РМ были изучены фонды (ф. 288 и 662), в которых содержатся решения и постановления правительства по вопросам работы Мордовского потребительского союза в целом и в области кадровой политики в частности, статистические сведения о деятельности кооперации за те или иные периоды.

Очень ценная, подробная информация содержится в фондах Мордовского потребительского союза (ф. 11), где сосредоточены все данные об учебных пунктах, школах, училищах, контингенте учащихся и преподавательском составе, объемах и источниках финансирования. Официальная отчетность учебных заведений перед Мордовпотребсоюзом за долгий период способствует освещению вопросов динамики, структуры, тенденций и развития кооперативной школы. Постановления, решения, документы о проверках вскрывают многие болезненные и нерешенные проблемы.

Из ЦДНИ РМ были заимствованы материалы фонда Мордовского

ОК ВКП(б), КПСС (ф. 269), касающиеся организации техникума советской торговли, работы торгово-кооперативной школы, техникумов и самого правления Мордовского потребительского союза. В решениях бюро Мордовского ОК КПСС прослеживаются основная линия развития республиканской кооперации, ее взаимоотношения с партийными и государственными органами.

4. Значительное место в структуре источниковой базы диссертации составила периодика. Изучение широкого круга отраслевой печати (касающейся проблем просвещения и хозяйственной деятельности) позволило установить степень интереса пайщиков, общественности, партийных и правительственных органов к кооперативному образованию. Источником, наиболее полно освещающим вопросы становления и развития специального образования, выступил ведомственный журнал «Советская потребительская кооперация» («Деловой вестник „Российской кооперации“»). Существенный пласт недостаточно освоенных материалов по кооперативному образованию сосредоточен в других периодических изданиях: газете «Российская кооперация», журнале «Фундаментальные и прикладные исследования» (орган издания Российского университета кооперации). Также использовались сведения об образовании в Мордовии из региональной печати: газеты «Красная Мордовия» («Советская Мордовия»), журналов «Интеграция образования», «Вестник Мордовского университета» и др.

загрузка...