Delist.ru

Становление и развитие кооперативной школы Республики Мордовия (1925-2005 годы) (30.08.2007)

Автор: Кевбрина Ольга Борисовна

КЕВБРИНА Ольга Борисовна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

КООПЕРАТИВНОЙ ШКОЛЫ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

(1925–2005 годы)

Специальность 07.00.02 – отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Саранск 2007

Работа выполнена на кафедре отечественной истории и теории кооперативного движения Саранского кооперативного института автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

Научный консультант – доктор исторических наук, профессор

Арсентьев Николай Михайлович

Официальные оппоненты – доктор исторических наук, профессор

Лушин Александр Иванович

доктор исторических наук, профессор

Титаев Владимир Николаевич

доктор исторических наук, профессор

Ефимов Лев Архипович

Ведущая организация – Пензенский государственный

университет

Защита состоится 9 ноября 2007 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.04 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 63 (учебный корпус № 20), конференц-зал (ауд. 408).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

Автореферат разослан «______» ___________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук Э. Д. Богатырев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Возросший интерес общества к историческому прошлому во многом предопределен неожиданными поворотами, которые характеризуют современное развитие социума, а также реальными противоречиями между социальными сдвигами и их адекватным отражением в общественном сознании. Основным фактором обеспечения устойчивости научно-технического и социального прогресса в третьем тысячелетии выступает сохранение и развитие человеческого потенциала, воспитание специалиста, способного эффективно решать социально-экономические задачи в условиях рыночных отношений. Подготовка кадров – одна из главных общественных задач. Ее актуальность в России особенно возросла в период коренных перемен в экономических отношениях. Высокие образованность и профессионализм в обстановке становления рынка являются наиболее ценными качествами руководителя и специалиста. В условиях господства информационных технологий образование приобрело роль одного из основных факторов решения целого комплекса социально-экономических и культурных проблем. В России, как и во всем мире, происходит становление информационного общества, которое само по себе есть продукт индустрии знаний. Модель специального образования, формирующаяся в ходе поступательного развития общественно-политических и хозяйственных отношений на основе достижений науки, выступает неотъемлемым элементом жизни каждой страны, что позволяет говорить о действительно ведущей роли просвещения в наше время. Новое звучание вопросы совершенствования средней и высшей школы приобрели в России в связи с проведением масштабной и сложной реформы образования. Она вызвала необходимость обратиться к отечественным культурным традициям, богатому опыту по созданию и развитию образовательной системы. Анализ процесса формирования специального образования отвечает насущным потребностям общества и является важной научной задачей.

Неотъемлемой частью отечественной системы подготовки специалистов выступает кооперативное образование. В его рамках обучаются будущие юристы, экономисты, финансисты, товароведы, бухгалтеры, т. е. профессионалы, способные решать одну из основных задач современной России – успешное участие страны в мировом экономическом сообществе, в котором безраздельно доминируют рыночные отношения. Это делает кооперативное образование наиболее востребованным в наши дни. Тесная связь системы подготовки кооперативных кадров с экономической политикой объясняет необходимость изучения опыта ее функционирования на различных исторических этапах.

В настоящее время к успешно функционирующим общественным системам, имеющим мощную и разветвленную материально-техническую базу, эффективно реализующим социально-экономическую функцию, относится потребительская кооперация. За 175 лет существования она доказала свою значимость, полезность и эффективность. Потребкооперация развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чутко реагируя на запросы своих членов (пайщиков), расширяя и совершенствуя собственные многогранные функции и спектр услуг. Одна из важнейших задач, которая стоит перед организациями потребительской кооперации в новом веке, – восстановить основные позиции, нарушенные в результате поспешных и не до конца продуманных реформ 1980–90-х гг., обеспечить стабильное удовлетворение потребностей всех своих членов. Главным в этом направлении является максимальное использование и совершенствование социально-экономических аспектов в деятельности всей структуры кооперативного хозяйства.

Кооперация – это особая система общественно-производственных отношений. Кооперативы представляют собой, с одной стороны, массовые общественные организации, связанные с социально-политической, правовой и культурной жизнью общества, с другой – хозяйственные предприятия, основанные на коллективной (групповой) форме собственности. По Гражданскому кодексу Российской Федерации, кооперативы делятся на два вида: производственные и потребительские. Наиболее распространенными являются последние. На сегодняшний день существует три разновидности потребительских кооперативов: 1) потребительские общества; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 3) специализированные потребительские кооперативы.

Важное место в потребкооперации занимает проблема подготовки и переподготовки кадров, имеющая глубокие исторические корни и приобретающая особую актуальность для исследования, так как рост численности кооперативов в стране и усложнение стоящих перед ними задач всегда требовали расширения объемов подготовки профессионалов с высшим, средним специальным и начальным образованием. Чтобы по-новому вести кооперативную деятельность, необходимо постоянно обновлять знания, повышать квалификацию, изучать историю и теорию потребкооперации, овладевать инновационными методами управления, проводить в жизнь кооперативную идеологию, философию и культуру, формировать новую парадигму мышления.

Большой вклад в развитие потребкооперации, укрепление ее кадрового потенциала вносят коллективы учебных заведений Центросоюза. Основной кадровый корпус – руководящие работники и специалисты всех отраслей потребкооперации – формируется преимущественно в стенах высших и средних специальных учебных заведений. От организации и качества его подготовки зависят уровень квалификации, компетентность, степень гражданской ответственности, нравственные качества кадров, призванных оптимизировать гармонию экономических и социальных принципов в деле обеспечения устойчивого развития потребкооперации.

возникший в начале 1990-х гг. спрос на специалистов в социально-гума-нитарных областях знаний (экономистов, финансистов, юристов и др.) позволил быстро сформироваться негосударственному сектору среднего и высшего образования, что и знаменовало появление в России реального рынка образовательных услуг. Именно рыночная экономика – и основной потребитель, и основной заказчик образовательных услуг. Ее развитие вызвало мощный подъем отечественного кооперативного образования. Закономерно, что проблемы этой образовательной отрасли, дающей не только знания, но и престижную профессию, привлекают внимание ученых, преподавателей, студентов, широкой общественности. Направления развития кооперативного образования неразрывно связаны с деятельностью кооперативных организаций, работа которых постепенно наполняется новым содержанием, усилиями которых возрождается сфера бытового обслуживания на селе, создаются центры досуга взрослого населения и детей. Изучение кооперативного образования как области приложения совместных усилий власти и социума (включая пайщиков) сейчас, когда в России формируется гражданское общество, не только важно, но и общественно значимо. Совершенствование системы обучения невозможно без новаций, но они оправданны, если в них прослеживается преемственность, сохраняется

то положительное, что создавалось десятилетиями. В связи с этим исследование особенностей формирования кооперативного образования входит в число актуальных задач.

Исторически учебные заведения потребительской кооперации выполняют предъявляемые государством требования к системе образования, отличаясь от государственных и муниципальных образовательных учреждений важным признаком – отсутствием бюджетного финансирования. Учитывая особенности организационно-правового характера, система кооперативного образования имеет как преимущества перед государственными учебными заведениями, так и ряд проблем. Преимущества выражаются в том, что существует конкретный заказчик образовательных услуг в лице кооперативных организаций, возможность адаптации учащихся (студентов) в период учебы к условиям работы на предприятиях, ведущих разностороннюю деятельность (производство, заготовки, торговлю, обслуживание и др.) и, следовательно, требующих для замещения должностей специалистов по широкому спектру направлений. Проблемы кооперативного образования также объясняются их ведомственной принадлежностью, так как трудности в развитии потребительской кооперации непосредственно отражаются на деятельности образовательных учреждений, прежде всего в отношении востребованности кадров.

Особенностью потребительской кооперации является то, что сферой ее деятельности выступает обслуживание сельского населения, вследствие чего новые рабочие места создаются в глубинке. Для предоставления образовательных услуг жителям отдаленных местностей открываются филиалы (представительства) высших и средних специальных учебных заведений. Образовательные учреждения потребительской кооперации создают условия для обеспечения растущих потребностей работников в постоянном повышении квалификации или переподготовке, формируя инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности, осуществляя организацию образовательных программ, ориентированных на индивидуальные потребности обучающегося и запросы рынка труда.

Общее состояние подготовки и переподготовки специалистов для различных отраслей и звеньев народного хозяйства может быть оценено путем проведения отдельных исследований, посвященных анализу частных проблем, одной из которых является становление и развитие системы профессионального обучения кооперативных кадров Мордовии. Региональный подход к решению вопроса позволяет не только дать глубокое и всестороннее представление об общих чертах, закономерностях и трудностях подготовки и переподготовки работников для советской и постсоветской кооперации в масштабах страны, но и выявить специфику, особенности и тенденции этих процессов на местах.

Степень изученности проблемы. Диссертационная работа является первым специальным исследованием в отечественной и региональной историографии по научно обоснованному освещению и актуализации истории кооперативной школы республики, накопившей огромный научно-методический и учебно-практический опыт в профессиональной деятельности по подготовке кадров не только для системы потребительской кооперации, но и для других отраслей народного хозяйства. Впервые был предпринят комплексный подход к изучению основных направлений возникновения и функционирования системы профессиональной подготовки работников кооперации Республики Мордовия. По заявленной теме было проанализировано большое количество исторической литературы. В научный оборот были введены новые архивные материалы, позволяющие более объективно представить проблему, обнаружить позитивные и негативные черты развития системы потребкооперации Мордовии.

загрузка...