Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

Этапы экспериментальной работы

Констатирующий этап Контрольный этап

Экспериментальная

группа Контрольная группа Экспериментальная

группа Контрольная группа

Число детей % Число детей % Число детей % Число детей %

Оптимальный 7 3% 6 3% 102 49% 9 4%

Допустимый 61 28% 45 22% 97 46% 112 51%

Низкий 151 69% 153 75% 9 5% 100 45%

Сохранение и развитие у детей интонационного опыта восприятия музыкальных произведений диагностировалось в ходе предыдущего обследования (дошкольный и младший школьный возраст) и с использованием методик Л.В.Школяр (средний и старший школьный возраст). Детям предлагалось составить ряд музыкальных программ (заключительного урока, домашней фонотеки, вечера-концерта для друзей), состав которых они должны были обосновать, объяснив предпочтения той или иной музыки. При обработке результатов высокую оценку получали ответы детей, которые включили в программу музыку разных форм и жанров и смогли при помощи музыкально-эстетических знаний мотивировать обращение к тем или иным произведениям. Изучение музыкального опыта при необходимости дополнялось индивидуальной беседой и наблюдением.

Диагностика музыкальной среды образовательных учреждений позволяла определить выраженность следующих параметров: уровня насыщенности музыкой жизнедеятельности детей, степени психологического комфорта, реализации образовательно-воспитательного потенциала музыкальной среды, степени открытости музыкальной среды ребёнку, соответствия возможностей музыкальной среды возрастным и индивидуальным потребностям воспитанников. Структура музыкальной среды фиксировалась как устойчивая, она соответствовали оптимальному оценочному уровню. Под воздействием организованной музыкально-образовательной среды складывалась система ценностных отношений воспитанников. Динамика формирования личностной музыкально-отношенческой позиции детей соотносилась с динамикой личностного роста по ряду показателей: отношения к ценностям культуры, музыки, дружбы, знаний, отечества, труда определялись как устойчиво положительные. Согласованности программ, планов, форм и методов способствовало функционирование образовательного учреждения как воспитательной системы, эффективность которой тщательно изучалась. Сохранение общешкольных традиций и ритуалов способствовало сплочению коллектива как единой общности детей и взрослых. Факт сформированности конструктивных связей «по - горизонтали» и «по - вертикали» позволял говорить о результативности осуществления преемственности в рамках воспитательной системы образовательного учреждения и за его пределами.

Проведённое контрольное обследование среди студентов педагогического колледжа позволило констатировать следующее: выросла самооценка уровня музыкального развития, расширился музыкальный опыт. В качестве предпочитаемого вида музыкально-эстетической деятельности студенты называли восприятие музыки. Желание дальнейшего музыкального развития и саморазвития высказали большинство детей. В ходе диагностики было констатировано наличие адекватных музыкально-оценочных проявлений: высказывания суждений о музыкальных явлениях носили аргументированный характер, продукты творческой деятельности (эссе о музыке, цветомоделирование, варианты проектов музыкальной среды) соответствовали эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Результативность прохождения спецкурсов выражалась в положительных итоговых оценках по их окончании и самооценке студентов своей готовности к организации музыкальной развивающей среды образовательного учреждения любого типа и вида.

Была проведена коррекция личностного отношения к музыкальному развитию детей и молодёжи педагогов и руководителей образовательных учреждений, повышающих квалификацию в системе дополнительного профессионального образования. Анализ выходной диагностики курсовой подготовки показал сформированность системных представлений педагогов о необходимости осуществления преемственности в воспитании детей; о значимости музыкально-эстетического развития ребёнка как части его духовного развития; о сущности воспитательного потенциала музыкального искусства и методах организации и диагностики музыкально-образовательной среды. Слушатели курсов получали навыки проектирования воспитательных мероприятий, оказывающих влияние на музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие детей; мониторинга воспитательных результатов и оценки эффективности музыкально-эстетической профилактики поведенческих отклонений; дифференциации методов, приёмов и форм организации музыкальной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Комплексная обработка полученных в ходе мониторинговых исследований данных позволила представить их в виде обобщённой итоговой таблицы, характеризующей оценку результативности осуществления преемственности в процессах музыкального воспитания и образования до и после формирующего этапа экспериментальной работы:

Таблица 5

Критерии Уровни осуществления преемственности в процессах

музыкального воспитания и образования

Констатирующий этап Контрольный этап

Н Д О Н Д О

1.1. 1 б.

2.1. 1 б.

2.2. 1 б. .

3.1. 1 б.

3.2. 1 б.

3.3. 1 б.

Итого 12 баллов 23 балла

Таким образом, на контрольном этапе исследования преемственность в процессах музыкального воспитания и образования характеризовалась оптимальным уровнем реализации по большинству параметров.

Возможность проведения исследований по проблеме преемственности в учреждении дополнительного профессионального образования подтвердила обоснованность сделанных ранее предположений:

ценностно-смысловое поле массового музыкального образования и воспитания зависит от методологических ориентиров современной образовательной системы в целом;

действенная модель преемственности в рамках образовательной системы может быть реализована лишь при организации управления образовательно-воспитательным процессом в условиях конкретного образовательного учреждения и развитии диалога в социокультурном пространстве;

главный механизм осуществления преемственности в музыкальном воспитании детей и молодёжи – повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей системы образования.

Комплексный анализ результатов экспериментального этапа исследования показал обоснованность и эффективность разработанной системы преемственности в процессах музыкального воспитания и образования, базирующейся на сохранении и творческом преобразовании музыкально-педагогического опыта, построении диалога в социокультурном пространстве и возможностях эстафетного музыкально-ценностного развития детей и молодёжи.

Заключение

1. Проблемы преемственности как объективной необходимости и закономерности процесса развития всегда привлекали к себе внимание исследователей, изучавших её в рамках своих областей знания. Философы рассматривали преемственность через понятие «связь», когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Диалектика культуры строится на сохранении и освоении культурного наследия, культурных традиций, культурных ценностей. Развитие образования предполагает преемственное сохранение целесообразного старого и рождение нового содержания. Но, несмотря на необходимость непрерывности образования, построения и развития диалога между образовательными системами, решение проблем преемственности опирается лишь на реализацию знаниевого подхода (как подготовку к обучению на последующих образовательных ступенях). Возможности осуществления преемственных связей на основе культуросообразной парадигмы - как непрерывности музыкального воспитания и развития детей - ранее не рассматривались.

2. Анализ современного состояния преемственности в музыкальном воспитании детей показал, что при всей вариативности и многообразии реализуемых программ имеются факторы, оказывающие негативное влияние на музыкальное развитие ребёнка. Это отсутствие согласованности ценностно-целевых, организационных, научно-методических компонентов между ступенями образовательной системы (преемственность «по вертикали»), а также отсутствие конструктивного диалога между субъектами образовательной деятельности на каждой ступени музыкального развития детей (преемственность «по горизонтали»).

Таким образом, преемственность в музыкальном воспитании и образовании представляет собой мегасистему полифункциональных отношений между рядоположенными ступенями музыкального образования и воспитания, а также качественно различными уровнями развития музыкальной культуры внутри каждой образовательной ступени. Реализация системы базируется на комплексе целевых, нормативно-правовых, содержательных, методических и организационных связей в образовательной среде, направленных на последовательное музыкальное развитие детей и молодёжи.

3. Фактором успешной социализации детей выступает музыкальная культура, путь приобщения к которой лежит через постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей (Б.В.Асафьев) подобно освоению ребёнком человеческой речи. Формирование музыкальной культуры мы выделяем в качестве ценностной основы преемственности в системе образования. Данное утверждение обосновывается следующими положениями:

в музыке сконцентрирован духовный опыт человечества, который, распредмечиваясь, может становиться достоянием личности с раннего детства;

содержанием музыки является мир вечных ценностей, поэтому при учёте возрастной сензитивности, её язык доступен пониманию каждого культурного человека;

музыка посредством музыкально-ассоциативных эмоционально-эстетических образов воздействует на ценностное сознание ребёнка, способствуя его последовательному духовно-нравственному развитию и становлению.

загрузка...