Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

- сохранением и развитием лучшего музыкально-педагогического опыта и традиций через повышение профессиональной компетентности учителей и воспитателей;

- формированием преемственных отношений в социокультурном пространстве через концертно-просветительские, экскурсионные, фольклорные, проектные, исследовательские, коллективно-творческие, игровые виды совместной деятельности детей и взрослых.

Констатирующее исследование показало актуальность и целесообразность продолжения развития музыкальной культуры детей на последующих образовательных ступенях: в среднем и высшем профессиональном образовании. Вектор музыкального развития выпускников школы направлен в сторону саморазвития и самосовершенствования. Отдельные аспекты в рамках формирующего эксперимента были проработаны через взаимодействие школы и педагогического колледжа в рамках диалога между субъектами социокультурного воспитательного пространства. Преемственные связи на данном этапе развивались по следующим направлениям: разработка договоров о сотрудничестве; разработка и внедрение программы факультативов, направленных на музыкально-эстетическое развитие учащихся и студентов; апробация спецкурсов «Музыкальный дизайн образовательного учреждения», «Развитие оценочного отношения детей к музыке» для будущих учителей начальных классов школ, музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Важное место в исследовании отводилось развитию представлений и навыков о необходимости и значимости осуществления преемственности в музыкальном воспитании детей и молодёжи у педагогов через систему дополнительного профессионального образования: в процессе повышения квалификации и аттестации на высшую категорию специалистов сферы воспитания. Становлению ценностного отношения педагогов и руководителей образовательных учреждений к музыкальному искусству, к поэтапному и непрерывному приобщению детей и молодёжи к музыкальной культуре как составляющей общей духовной культуры способствовали образовательные программы и учебные модули, опытно-экспериментальная работа по становлению гуманистических воспитательных систем в образовательных учреждениях разных типов и видов, а также создание инновационной модели взаимодействия образовательных учреждений как центров культуротворческого развития всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, проблематикой исследования были охвачены все ступени образовательной системы: детский сад – школа – колледж – ВУЗ. Определились главные факторы осуществления преемственности в образовании и воспитании и направления развития преемственных отношений в формировании музыкальной культуры детей и молодёжи.

Шестая глава - «Мониторинг результативности осуществления преемственности в музыкальном воспитании детей». В главе представлена комплексная оценка эффективности реализации преемственности в процессах музыкального воспитания и образования. Мониторинг результативности проводимого исследования проводился при помощи показателей и критериев осуществления преемственности в музыкальном воспитании, которые были определены и первоначально исследованы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы:

Показатели и критерии результативности осуществления преемственности в процессах музыкального воспитания и образования

Показатели Критерии

1. Непрерывность

музыкального развития ребёнка в процессах музыкального образования и воспитания. 1.1. Динамика развития оценочного отношения детей к музыке.

1.2. Положительная динамика личностного развития детей.

1.3. Сохранение интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства при переходе на новые образовательные ступени

2. Наличие развивающей музыкальной среды

образовательного

учреждения. 2.1. 2.1. Структурированность

музыкальной среды образовательного учреждения.

2.2. Образовательно-воспитательный потенциал музыкальной среды.

2.3. Музыкальный дизайн образовательного учреждения.

3. Организация управления

осуществлением

преемственности

в процессах музыкального образования и воспитания. 3.1. Координация целей, задач, содержания, форм, методов музыкального развития детей между ступенями образования и воспитания.

3.2. Сформированность системных умений и навыков педагога, готового к реализации идей преемственности в музыкальном воспитании.

3.3. Мониторинг осуществления преемственности в процессах музыкального образования и воспитания.

Одним из основных параметров успешного осуществления преемственности в музыкальном воспитании являлось развитие положительного оценочного отношения детей к музыкальному искусству как ценности на разных возрастных этапах. При проведении контрольных обследований важно было выявить наличие динамики в формировании и дальнейшем развитии отношения детей к музыке как ценности между различными образовательными ступенями. В контрольном обследовании использовались те же серии заданий, что и при констатирующем обследовании.

Тестовое задание предполагало выявление музыкальных предпочтений детей после формирующего этапа исследования. Следующая серия заданий была направлена на определение особенностей сформированного оценочного отношения к музыке в эмоциональной и рационально-смысловой форме (эмоциональные оценки и оценочные суждения). Последняя серия заданий ставила задачей выявление уровня оценочного отношения при помощи творческих действий. В среднем и старшем школьном возрасте усложнение проявлялось в фиксации адекватности музыкальных оценок через мини-сочинения и мини-эссе о музыке (рациональный уровень). Также отслеживалась активность участия детей в проектировании музыкально-образовательной среды.

Результативность исследования демонстрирует ряд представленных обобщающих таблиц (оценки даны в баллах) и диаграмм. Так, в дошкольном возрасте (115 человек) динамика развития оценочного отношения детей к музыке проявлялась следующим образом:

Таблица 1

Группы констатирующий этап/ уровень контрольный этап

/ уровень

1 Экспериментальная группа (старшая) 1,63 2,52

2 Экспериментальная группа (подготовительная к школе) 1,43 2,61

1 Контрольная группа (старшая) 1,44 1,44

2 Контрольная группа (подготовительная к школе) 1,31 1,47

Диаграмма-1

Дети младшей школьной образовательной ступени (163 человека) проходили через контрольное обследование два раза – в 4-м и 7-м классах с целью более точной фиксации изменения отношенческой позиции ребёнка на возрастных этапах. В представленной таблице чётко прослеживается динамика развития отношения к музыке у детей, начиная с начальной школы и заканчивая подростковым возрастным этапом. При этом в младшем школьном возрасте фиксируется более высокий рост оценок после проведённой экспериментальной работы (1,31 б. - 2,14 б.) по сравнению с динамикой оценок в среднем звене (2, 14 б. – 2,52 б.), что подтверждает предположение о наличии сензитивного периода в музыкальном развитии ребёнка.

Таблица -2

Группа констатирующий этап/ уровень контрольный этап/

уровень

1. Экспериментальная группа

загрузка...