Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

- в процессе руководства учебной и организационно-методической работой на кафедре теории и практики воспитания Нижегородского института развития образования с 2002г. по 2007г.;

- в период проведения курсовой подготовки педагогов и руководителей системы образования по проблемам осуществления преемственности в образовании и воспитании;

- посредством публикаций научных статей, учебных программ и пособий, методических рекомендаций и монографий по теме исследования;

- в процессе обсуждения диссертации и монографий на заседаниях кафедры теории и практики воспитания, учёного и экспертного советов Нижегородского института развития образования, областного научно-методического совета по проблемам воспитания департамента образования Нижегородской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в музыкальном воспитании и образовании - стратегия поступательного творческого развития личности; в контексте формирования музыкальной культуры она рассматривается как система полифункциональных диалоговых отношений «по вертикали» и «по горизонтали» между всеми участниками гармонизации образовательно-воспитательного процесса, а также сохранение и преобразование целесообразного педагогического опыта музыкального воспитания, его оптимальное взаимодействие с инновациями.

2. Взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности является системообразующим фактором осуществления преемственности в музыкальном воспитании детей от ступени к ступени. Действенная система преемственности в музыкальном воспитании детей и молодёжи может быть обусловлена наличием нормативно-правового обеспечения, единством ценностно-целевых установок реализуемых программ воспитания и обучения на разных ступенях образовательной системы.

3. Осуществление преемственности в процессах музыкального развития детей предполагает создание культуротворческой воспитательной среды, способствующей наиболее полному раскрытию личностного потенциала ребёнка, его самоопределению и самореализации; осуществлению психолого-педагогической помощи между переходными ступенями образования через наличие моментов "подхватывания", "поддержания" на каждом новом возрастном этапе. В переходные возрастные этапы с целью профилактики асоциальных проявлений в детской среде действенным механизмом психолого-педагогической коррекции детей группы риска выступает воспитательный потенциал музыкального искусства как эмоционально-образной доминанты освоения общечеловеческих ценностей жизни и культуры. Через чувственное постижение, переживание музыкальных образов дети становятся отзывчивыми к искусству в целом и многообразным проявлениям окружающего мира.

4. Музыкальное развитие ребёнка должно иметь «сквозной» характер и происходить непрерывно и поэтапно. Накопленный на предыдущей возрастной ступени музыкально-эстетический опыт является необходимым фундаментом для постижения нового опыта, поэтому успешное формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры личности, возможно осуществить лишь при наличии преемственности между образовательными звеньями.

5. Положительное эмоционально-оценочное отношение детей к музыке выступает в качестве ценностной основы формируемой музыкальной культуры; проявляемая в раннем возрасте эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства постепенно преобразовывается в различной степени мотивированные музыкально-эстетические оценки. Многообразному выражению оценочных проявлений детей при освоении музыкального языка помогают вариативные формы и методы организации музыкальной деятельности, учитывающие возрастные особенности детей на ступенях образования.

6. Ценностными ориентирами осуществления преемственности в формировании музыкальной культуры детей являются:

- сохранение и развитие аксиологического компонента, который заключается в обогащении личностно-значимой системы ценностей через эталоны красоты – высокохудожественные произведения музыкального искусства; в сохранении лучших традиций отечественного музыкального образования и воспитания и определении перспектив их развития;

- воспроизведение и модификация философско-антропологического компонента, который основывается на признании ребёнка как цели и ценности образования и воспитания; на реализации программно-целевого подхода в музыкальном воспитании, построенном на закономерностях и особенностях развития детей;

- проектирование средового компонента, который включает в себя насыщение музыкой среды жизнедеятельности ребёнка, создание условий для интеграции ребёнка в современную культуру и современное общество.

7. Музыкальная культура детей, формируемая с раннего возраста, продолжает своё развитие на последующих ступенях образовательной системы. Открытый вектор направленности осуществления преемственных отношений в музыкальном воспитании и образовании детей и молодёжи предполагает необходимость дальнейшего саморазвития и самосовершенствования в контексте непрерывного образования человека. Дополнительное профессиональное образование может способствовать ориентации педагогов – практиков в методологических вопросах непрерывного формирования музыкальной культуры на всех ступенях образования и воспитания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснованы актуальность темы исследования, его проблема и цель, охарактеризован объект, предмет, гипотеза и задачи, методологические основы исследования, показаны его этапы и экспериментальная база, обоснованность и достоверность результатов исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Основное содержание диссертации

Первая глава «Преемственность: теоретико-методологические и социокультурные основания» посвящена рассмотрению философских, социокультурных, психолого-педагогических проблем преемственности, которые не случайно привлекали и привлекают внимание исследователей самых разных областей научного знания. Данная категория охватывает многие составляющие жизни, присутствие преемственности можно обнаружить в самых разных аспектах существования природы, общества, познания.

Понимание преемственности, начиная с древнегреческой философии и до наших дней, систематически углубляется и дополняется. В большинстве систем домарксистской философии не ставились задачи комплексного определения данной категории и исследования его взаимосвязей с другими философскими категориями, поэтому до нас не дошли сведения об изучении преемственности как значимой философской проблемы определённого периода истории. Лишь в работах древнегреческих мыслителей данная проблема приобрела статус философской категории, причём чаще всего преемственность рассматривалась в контексте соответствующих учений об отрицании, в связи с анализом процесса развития.

Идеи античных мыслителей о взаимосвязи отрицания и преемственности получили свое дальнейшее развитие лишь в классической немецкой философии. Отдельные вопросы преемственной связи получили развитие в трудах представителя классической немецкой философии - И. Канта. Вслед за ним Г.Гегель выделил три закона диалектики, которые помогли сделать вывод о важнейшей закономерности преемственности: отрицание предполагает не только отмену старого, но и сохранение и развитие рационального, что уже было достигнуто.

Новая волна исследовательского интереса к проблеме преемственности поднялась с середины прошлого века, когда разрабатывались самые различные аспекты проблемы преемственности: в связи с анализом содержания закона отрицания отрицания (И.Д.Андреев, Г.М.Елфимов, И.К.Исаев, Б.М.Кедров, А.П.Шептулин и др.), в аспекте проблем социальной диалектики (Э.А Баллер, А.С.Бушмин, В.В. Гринин, З.А. Мукашев, Ю.А. Харин и др.), в связи с изучением динамики социальных систем и анализом традиций (В.Ф.Асмус, Э.С.Маркарян, А.И.Першиц, В.В.Соколов и др.), в контексте методологической роли преемственности в научном познании (А.Н.Антонов, В.А.Лекторский, Е.А.Мамчур, М.Г. Ярошевский и др.).

Особая роль в понимании преемственности как фундаментальной закономерности научного знания принадлежит учёному-философу А.И. Зеленкову, который осуществил комплексный анализ специфических особенностей преемственного роста науки, механизмов и форм его реализации, как на этапе формирования новых научных знаний, так и в процессе их социального освоения и интеграции в культуру. Преемственность он представляет в виде отношения между качественно различными уровнями бытия любой развивающейся реальности.

Исторической формой преемственности является традиция, существованием которой обусловлена устойчивость и стабильность настоящего, ибо уже в наличном существовании предметов и явлений может заключаться предпосылка зарождения традиции, которая станет ею в будущем. Как форма преемственных отношений традиция, благодаря наличию социальной памяти, с одной стороны, возвращает нас в прошлое, обеспечивая связь с настоящим через передачу опыта; с другой стороны, традиция обращена к будущему, куда она перейдёт либо через настоящее, либо, найдёт в настоящем предпосылки возникновения себя в будущем. Традиция включает в себя то, что должно быть передано и то, что может быть передано.

Итак, в центре философских оснований настоящего исследования лежат следующие положения:

преемственность представляет собой объективную необходимость и закономерность процесса развития, отсутствие которой приводит к невозможности понимания всей диалектики развития как взаимосвязи между отрицаемым и отрицающим, между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим;

законы диалектики выводят на важнейшую закономерность преемственности: отрицание предполагает не только отмену старого, но и сохранение, удержание и развитие рационального, что уже было достигнуто, тем самым, обеспечивая непрерывность развития;

благодаря преемственности сохраняется устойчивость целого как единство настоящего с прошедшим и будущим, несмотря на разные состояния качества при переходе между различными этапами развития природы и общества;

наиболее обоснованные в философии виды преемственности: преемственность на одном уровне (связанная с количественными изменениями) и преемственность на разных уровнях (связанная с качественными изменениями); поступательная преемственность и инволюционная преемственность;

и, наконец, преемственность – «многомерное, полифункциональное отношение» (А.И. Зеленков) между качественно различными уровнями бытия любой развивающейся реальности.

Механизмом социального наследования учёные-философы определяют культуру. На наш взгляд, феноменология культуры включает как естественную составляющую преемственность, которую мы наблюдаем и в строении, и в функционировании, и в механизмах развития культурных систем. Преемственность является инвариантом культуры, основанной на наследии, которое постоянно осваивается, воспроизводится и преумножается поколениями на каждом новом витке истории. Каждое новое поколение распредмечивает доставшиеся ему в наследство произведения материальной и духовной культуры, использует опыт и знания, накопленные человечеством, для создания новых ценностей. Значение и место ценностей в культуре не вызывает сомнений, саму культуру часто определяют через аксиосферу.

Как значимость положительная, преемственность является ценностью для человека, социальной группы и человеческого рода в целом, поскольку удовлетворяет потребности в передаче опыта и продолжении традиций. Но как значимость отрицательная (которая может заключаться в «дурном» наследии) преемственность тоже имеет место быть (регрессивная, негативная и др.), и в этом случае – мы не сможем определять её как ценность. Противоположные полярности преемственности будут зависеть от производимой оценки явлений (предметов), передаваемых по наследству. Объективный характер преемственности требует рассмотрения любых её проявлений как естественных с точки зрения процесса развития: инволюционная и негативная преемственность носит, как правило, временный и локальный характер, поскольку характеризуется отсутствием ценностной составляющей и вследствие этого – отсутствием устойчивости. Преемственность должна быть нормой, которая обеспечивает стабильность развития и общественный прогресс, а осознанная необходимость следовать этой норме, безусловно, носит ценностный характер. При этом преемственность, как любая ценность, становится таковой в результате воспитания, при формировании ценностной системы человека. Проявления преемственности целесообразно рассматривать на трёх уровнях: как природную, сущностную составляющую человека (биологический уровень); как ценность, приобретаемая в процессе воспитания (субъективный уровень); и, наконец, как норму, обеспечивающую существование и развитие человека (объективный уровень).

Преемственность в развитии культуры может быть представлена как единство трёх составляющих, существование которых взаимообусловлено: культурное наследие, связывающее прошлое, настоящее и будущее: оно полностью сохраняет достижения прошлого времени в настоящем и неизменно переходит из настоящего в будущее; культурные традиции, аккумулирующие в себе позитивный наследуемый опыт; культурные ценности, пришедшие из прошлого, видоизменённые или отвергнутые в настоящем (переоценка ценностей), или рождённые вновь, превращённые впоследствии в культурное наследие для новых поколений. Таким образом, культура - это фактор, условие, форма, механизм и результат преемственности. На различных уровнях функционирования культуры - процессуальном, результативном, идеальном и институциональном – реализуется её аксиологическая доминанта: личность усваивает культурные ценности, являясь объектом культурного воздействия; функционирует в культурной среде как носитель культурных ценностей; создаёт культуру, развивает и углубляет культурные ценности. Совокупность сохранения, воспроизведения и преобразования ценностей культуры представляет собой алгоритм осуществления преемственности в контексте культуры.

Центральным фактором развития человека и общества является образование, которое характеризуется сохранением целесообразного прежнего и зарождением нового содержания. Следует отметить не только культурно-историческую преемственность прогрессивных образовательных концепций, но концентрацию внимания на проблемах преемственности между образовательными ступенями и звеньями. Во многих культурах были попытки осуществления принципа постепенности и последовательности в образовательных системах, организации поступенности педагогического процесса.

В настоящее время складывается новый взгляд на значение образования, которое не просто должно давать набор знаний, умений и навыков, а способствовать формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения. Современные тенденции обновления образования характеризуются необходимостью непрерывности образования, построения диалоговых отношений в образовательном процессе. Социокультурные изменения, происходящие в мире, акцентируют внимание на проблеме построения единого образовательного пространства. В условиях гуманизации образования и ориентации на личностный рост детей и взрослых выходит на передний план поиск методологических оснований преемственности образовательных звеньев, обеспечивающей учёт воспитательных потенций образовательной системы.

Анализ работ учёных и практиков по проблеме преемственности в образовании показывает, что, как правило, она трактуется в русле знаниевого подхода. Под преемственностью обучения понимается установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Известны трактовки преемственности как формы связи между элементами системы обучения (А.А.Люблинская), общепедагогической закономерности (А.Г.Мороз, Д.Т.Ситдикова) или педагогического условия образовательного процесса (М.Ш.Семикова, О.К.Филатов, Д.В.Чернилевский, Э.С.Черкасова и др.). Преемственность нередко рассматривается как один из аспектов таких дидактических принципов как систематичность и последовательность обучения (А.Д.Бондарь, С.Я.Батышев, Г.А.Игнатьева, И.Т. Огородников, Н.А. Сокорин и др.). К исследованию принципа преемственности обращались такие дидакты, как Ш.И.Гальперин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, П.Н.Груздев и др.

Важным шагом в решении проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием явилась разработанная концепция непрерывного образования, которая характеризует условия, направленные на реализацию самоценности данного периода развития ребёнка, обеспечение успешности его проживания и подготовки к следующему возрастному этапу. Но, несмотря на декларируемые в документе цели и ценности, а также конкретизацию направлений содержания образования, не совсем понятными остаются механизмы практического осуществления преемственных отношений между дошкольной и школьной ступенями, особенно в условиях вариативности образовательных программ. В концепции не рассматриваются методологические вопросы преемственности, не предлагается конкретных технологий осуществления идей непрерывности на практике.

Взгляд на преемственность в образовании только как на последовательность и системность содержания образования представляется неоправданно узким, односторонним, не обеспечивающим решения проблем непрерывного образования. Традиционно проблема преемственности школьного и среднего профессионального, школьного и высшего профессионального образования рассматривается в контексте подготовки к обучению на последующей ступени (А.В.Батаршев, В.Крайник, Л.О. Филатова и др.).

Преемственность между ступенями образования (а также учебными заведениями разного уровня) означает, что «выход» низшей ступени образования должен естественным образом «стыковаться» с «входом» последующей ступени. Следовательно, необходимо определить, по каким параметрам «вертикальная» преемственность может быть осуществлена. Преемственность в другой важнейшей составляющей образовательной системы – в воспитании детей, их культурном самоопределении, личностном развитии и становлении, как правило, ограничивается декларативным уровнем, так как отсутствуют сами условия для осуществления преемственности между личным опытом жизнедеятельности ребёнка, его интересами и устремлениями и собственно образовательным процессом с его целями и ценностями. Исследователи делают неутешительные выводы, согласно которым современная школа, основное назначение которой – помочь ребёнку в освоении культуры и становлении его как личности, затрудняется в решении проблем преемственности даже в рамках отдельного общеобразовательного учреждения.

Особый интерес учёных к вопросам, связанным с многочисленными аспектами проявления преемственности, отмечается в психолого-педагогических исследованиях. Проблема непрерывности развития – общая проблема отечественной возрастной психологии, которая преимущественно базируется на работах Л.С.Выготского. Идея регулярной смены возрастных периодов была принципиальной для учёного, поскольку именно так можно было описать развитие как диалектический процесс. Л.С.Выготский, выдвигая исторический принцип понимания психических процессов, предложил свой механизм обеспечения преемственности на уровне развития индивидуального сознания отдельного человека: любое изменение в сознании происходит на фундаменте уже существующего содержания сознания. На общечеловеческом уровне преемственность между поколениями обеспечивается посредством передачи общественно-культурного опыта.

Сегодня сфера образования является одной из немногих, способных последовательно воздействовать на социокультурное развитие человека. Это становится возможным лишь в рамках культуротворческой парадигмы: образование, понимаемое как явление культуры, заставляет пересматривать его цели и содержание, приобретающие ценностный характер. Контекст формирования преемственных отношений в образовании как явлении культуры предполагает не только создание системы непрерывной, последовательной и целостной передачи культурного наследия, заключённого в опыте предшествующих поколений, но и организацию воспитания, направленного на формирование способностей освоения, присвоения и творческого преобразования накопленного социокультурного опыта. Преемственность - процесс, в ходе которого происходят не только количественные (передача и накопление, воспроизведение знаний, опыта), но и качественные (преобразование, развитие) изменения. Главным же средством «поэтапной инкультурации» (В.И.Слободчиков) является содержание преемственности между образовательными ступенями и образовательными учреждениями разных типов и видов.

загрузка...