Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

- мониторинг реализации преемственности в формировании музыкальной культуры детей между ступенями образования и воспитания (опросные, диагностические, продуктивные, экспериментальные методы), анализ и статистическая обработка полученных данных.

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования», государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский педагогический колледж»; МОУ СОШ №168, 136, 137 и МДОУ №2, 79 г. Нижнего Новгорода, а также других образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в рамках учебно-методической работы, повышения квалификации и аттестации на высшую категорию специалистов системы образования. Дополнительные исследования проводились в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет», в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва).

Работа выполнялась с 1998 по 2007гг. и заключалась в поисках путей формирования музыкальной культуры детей и молодёжи на различных ступенях образовательной системы. Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе изучалось состояние проблемы, проводился теоретический анализ научных исследований по философии, педагогике, психологии, эстетике; анализ практических исследований по вопросам музыкального образования и воспитания; комплексный анализ состояния преемственности между различными ступенями образовательной системы. На втором этапе разрабатывалась модель осуществления преемственности в музыкальном воспитании на основе взаимодействия между звеньями образования, происходила апробация отдельных направлений «вертикальных» и «горизонтальных» связей в системе образования и воспитания. На третьем этапе разрабатывались учебные программы и модульные курсы в системе дополнительного профессионального образования для руководителей и педагогов образовательных учреждений по вопросам осуществления преемственности в воспитании детей и молодёжи в контексте культуросообразного развития личности; обобщались данные мониторинговых исследований, формулировались основные положения концепции, редактировался текст диссертации.

В исследовании использован личный опыт педагогической работы в системе постдипломного образования в качестве заведующей кафедрой теории и практики воспитания (2002 - 2007гг.) ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и заместителя председателя научно-методического областного совета по проблемам воспитания департамента образования Нижегородской области.

Концепция исследования

Преемственность является константой образования, благодаря которой ценности культуры наследуются новыми поколениями людей. Становление и развитие личности человека с раннего возраста происходит благодаря освоению и творческому преобразованию социокультурного опыта, который способствует сохранению традиций и является источником создания новых ценностей.

Осуществление преемственности в системе образования предполагает взаимодействие составляющих: сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и инноваций (культурно-историческая преемственность); построение конструктивных отношений между субъектами образовательной деятельности в ценностном поле культуры (преемственность как диалог); становление личности человека через последовательное освоение и присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность развития).

Формирование музыкальной культуры является одним из факторов успешной социализации ребёнка. Применение интонационной теории Б.В.Асафьева обосновывает путь приобщения детей к музыкальной культуре через постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей подобно освоению ребёнком человеческой речи. В музыке сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживаний, чувств, мыслей, оценок, ориентаций), распредмечивается, осваивается, развивается и становится её достоянием.

Музыкальное искусство может выступать объединяющей доминантой воспитательного процесса на ступенях образовательной системы, воздействуя через мир музыкально-ассоциативных эмоционально-эстетических образов на ценностное сознание воспитанника, способствуя самореализации и саморазвитию личности. Формирование музыкальной культуры начинается с раннего возраста, продолжается в дошкольные и школьные годы и предполагает дальнейшее музыкально-эстетическое саморазвитие. Музыкальная культура ребёнка представляет собой ценностную основу преемственности между различными ступенями образования и воспитания.

Стержневым основанием формируемой музыкальной культуры является положительное эмоционально-оценочное отношение детей к высокохудожественным произведениям музыкальной классики. Его последовательное развитие от ступени к ступени базируется на эмоциональной отзывчивости к ценностям музыкального искусства и характеризуется изменением соотношения эмоциональной и интеллектуальной составляющих на разных возрастных этапах. Вариативные формы организации музыкальной деятельности будут способствовать активизации творческого начала и самостоятельности детей как отношенческих оценочных проявлений при постижении музыкального языка.

Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой систему полифункциональных отношений между ступенями образования («вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями музыкального развития детей на каждой образовательной ступени («горизонтальная» преемственность). Система преемственности включает в себя комплекс целевых, содержательных и методических связей, объединённых едиными ценностными основаниями. Базисом концепции преемственности является «функциональный механизм культуры» (М.С.Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей к музыкальным ценностям.

Основными методологическими подходами при осуществлении идей преемственности в процессах музыкального воспитания и образования являются: аксиологический подход, который основывается на последовательном освоении и присвоении ценностного содержания музыкальной культуры; философско-антропологический подход, который заключается в природосообразности и культуросообразности форм и методов музыкального воспитания; средовой подход, который предполагает создание культуротворческой среды на всех этапах музыкального развития ребёнка.

Решение проблемы преемственности в музыкальном воспитании детей зависит от кадрового потенциала образовательной системы. Вопросы музыкального развития дошкольников и школьников в единстве, как правило, не рассматриваются при подготовке специалиста на средней и высшей ступенях профессионального образования. Становлению и развитию профессиональных умений и навыков по осуществлению преемственности между образовательными звеньями может способствовать система повышения квалификации педагогов-практиков как ступень дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования взрослых. Целесообразно введение в программы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных модулей (спецкурсов, факультативов, проблемно-тематических семинаров и др.), которые позволят ориентироваться в научно-теоретических и методологических вопросах осуществления преемственности в процессах музыкального воспитания и образования, формах и методах её реализации, оценке результативности.

Научная новизна исследования:

- Разработана целостная научная концепция преемственности в музыкальном воспитании и образовании (детский сад - школа – колледж - ВУЗ), реализация которой позволит осуществлять непрерывный поэтапный процесс музыкального развития личности в условиях отечественной системы образования.

- Раскрыта сущность, содержание и структура понятия "преемственность" в контексте формирования музыкальной культуры детей и молодёжи как части общей духовной культуры личности.

- Представлены условия, необходимые для создания содержательного, научно-методического и организационного обеспечения преемственности на образовательных ступенях.

- Разработан диагностический инструментарий мониторинга преемственности в музыкально-образовательном процессе, позволяющий выявить динамику и эффективность осуществления преемственных связей и отношений между образовательными звеньями.

- Разработана научно-обоснованная модель преемственности в музыкальном воспитании, включающая содержательный, ценностно-смысловой и организационно-управленческий уровни, ядром которой является последовательное развитие положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке на ступенях образования и воспитания.

- Разработаны условия организации развивающей музыкальной среды образовательного учреждения как фактора активизации художественно-творческого потенциала детей и взрослых.

Теоретическое значение исследования:

- Проведён анализ источников, на основании которого разработаны методологические основы преемственности в отечественной системе музыкального образования и воспитания.

- Обосновано положение, согласно которому осуществление преемственности в музыкальном воспитании детей базируется на совокупности трёх подходов: аксиологического, философско-антропологического и средового.

- Выявлено, что структурно-аналитическими составляющими преемственности в музыкальном воспитании детей на любом уровне образовательной системы будут сохранение, воспроизведение и преобразование опыта творческо-ценностного освоения музыкального наследия в новой педагогической реальности.

- Определена технология осуществления преемственности, как между звеньями образовательной системы, так и внутри каждого звена.

- Доказано положение о необходимости развития эмоционально-оценочного отношения детей и молодёжи к музыке на разных возрастных этапах как основы формирования музыкальной культуры личности.

- Проведён теоретический анализ существующего программно-методического обеспечения предметной области «Музыка» на дошкольной и школьной ступенях, доказана целесообразность разработки «сквозной» программы музыкального воспитания в контексте непрерывного и целостного развития ребёнка либо создания вариативных программ с едиными ценностно-целевыми и методологическими основаниями.

- Разработана критериальная база для изучения эффективности преемственности на уровне межпрофессионального взаимодействия.

- Проведена структуризация показателей диагностики музыкальной среды, способной влиять на музыкальное воспитание ребёнка в любом возрасте.

Практическое значение исследования:

- Предложенная система преемственности в музыкальном воспитании детей позволит обеспечить поэтапность формирования музыкальной культуры и повысит эффективность музыкально-образовательного процесса как непрерывного поступательного развития личностно-творческого потенциала ребёнка.

- Методологическое, научно-методическое, организационное обеспечение преемственности в музыкальном воспитании детей между ступенями образования позволит осуществить внедрение системы в практическую деятельность и тиражировать полученные результаты в образовательных учреждениях разных типов и видов.

-Разработанные методические рекомендации по реализации преемственности в музыкальном воспитании помогут педагогам-практикам в решении данной проблемы на различных ступенях образовательной системы.

- Материалы диссертации используются в рамках курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений на кафедрах дошкольного образования, психологии, теории и практики воспитания, теории и методики физического воспитания, теории и практики управления, факультете начального и среднего профессионального образования ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

- Результаты исследования могут быть использованы при построении преемственных связей между субъектами социального пространства для решения проблем воспитания детей и молодёжи.

- Модель осуществления преемственности может быть экстраполирована в родственные сферы «воспитания личности», и найти применение в учреждениях социальной защиты, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием научной литературы, связанной с основной проблематикой исследования (философия, педагогика, психология, эстетика, музыкознание, культурология); методологией исследования, соответствующей теоретическим и практическим аспектам, целям и задачам исследования; результативностью опытно-экспериментальной работы, построенной на основе мониторинга проблематики исследования и разработанного диагностического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования происходила:

- в ходе выступлений с докладами и сообщениями на международных, всероссийских и региональных конференциях, совещаниях, семинарах (Эдинбург, Москва, Нижний Новгород, Кострома, Минск, Ижевск, Орёл и др.);

загрузка...