Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

Следовательно, основы музыкальной культуры начинают закладываться в дошкольном возрасте, её формирование продолжается в школьные годы и предполагает необходимость дальнейшего музыкально-эстетического самосовершенствования в контексте непрерывного образования человека.

4. Концепция преемственности формирования музыкальной культуры между различными ступенями образования и воспитания детей включает в себя обоснование осуществления преемственности в системе образования через структурные составляющие: сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и инноваций (культурно-историческая преемственность); конструктивные отношения между субъектами образовательной деятельности в ценностном поле культуры (преемственность как диалог); становление личности человека через последовательное освоение и присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность развития). Базисом концепции преемственности является функциональный механизм культуры (М.С.Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей к музыкальным ценностям.

Методологический анализ преемственности в музыкальном воспитании детей позволяет определить основные подходы при её осуществлении: аксиологический, который основывается на последовательном освоении и присвоении ценностного содержания музыкальной культуры; философско-антропологический, который заключается в природосообразности и культуросообразности форм и методов музыкального воспитания; средовой, который предполагает создание культуротворческой среды на всех этапах музыкального развития ребёнка.

5. Модель преемственности в музыкальном воспитании основана на формировании положительного эмоционально-оценочного отношения детей к высокохудожественным произведениям музыкальной классики. Оценочное отношение, развивающееся в музыкально-оценочной деятельности как качество личности ребёнка, проявляется в эмоциональных оценках и в различной степени аргументированных рациональных оценках-суждениях; оно формируется на основании представлений об эталонах и предполагает сравнение с ними. Эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих музыкально-отношенческих проявлений: от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до музыкального мышления, способствующего становлению ценностного отношения к искусству как качества личности. Оценка-констатация, оценка-рассуждение, оценка- обобщение как различные уровни музыкально-оценочных суждений наиболее объективно отражают динамику развития рациональных оценок.

Содержанием оценочного отношения к музыке является ценностное отношение, которое свидетельствует о значимости для ребёнка данного явления и выступает предпосылкой становления музыкальной культуры личности. Условиями развития оценочного отношения являлись поэтапное применение методов и приёмов, направленных на активизацию оценочной деятельности и побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической активности, а также накопление интонационного опыта восприятия и музыкально-эстетических знаний в разных формах организации музыкальной деятельности.

6. Показателями и критериями успешного осуществления преемственности в процессах музыкального воспитания и образования являются:

непрерывность музыкального развития детей, включающая последовательное формирование музыкально-ценностных ориентаций детей в соотношении с динамикой их личностного развития, а также сохранение интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства при переходе на новые образовательные ступени;

наличие развивающей музыкальной среды, обладающей образовательно-воспитательным потенциалом и чёткой структурой, предполагающей насыщенную звучанием музыки жизнедеятельность детей и взрослых в различных формах организации музыкально-эстетической деятельности;

организацию управления осуществлением преемственности в музыкальном воспитании детей, представляющую собой согласованность ценностно-целевого и программно-методического обеспечения музыкального развития детей между ступенями образования и воспитания; сформированность системных умений и навыков педагога, готового к реализации идей преемственности в музыкальном воспитании; мониторинг осуществления преемственности в процессах музыкального образования и воспитания.

7. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность позволила апробировать модель преемственности музыкального воспитания детей в образовательной практике. Развитие музыкальной культуры детей между дошкольной и школьной образовательными ступенями было обусловлено следующими основаниями и направлениями деятельности: едиными ценностными ориентирами непрерывного музыкального развития ребёнка, сквозным программно-методическим обеспечением, последовательным развитием эмоционально-оценочного отношения детей к музыке, общими методологическими подходами к организации среды детской жизнедеятельности как музыкально-развивающей, использованием различных форм организации музыкальной деятельности, разноуровневой интеграцией дисциплин художественно-эстетического и общеобразовательного циклов, применением методов музыкально-психологической коррекции в образовательном процессе с целью профилактики асоциальных проявлений в детской среде. Музыка охватывала все возможные сферы жизнедеятельности ребёнка на ступенях образования, являясь организующей доминантой всего воспитательного процесса.

Сформированность преемственных связей по «горизонтали» и «вертикали» свидетельствует об успешности осуществления преемственности в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения. Влияние воспитательной системы школы на внешнюю среду подтверждалось эффективностью межпрофессионального взаимодействия субъектов социокультурного воспитательного пространства.

8. Было исследовано развитие проблемного поля преемственности в воспитании и развитии детей, формирования музыкальной культуры в процессе повышения квалификации и аттестации на высшую категорию специалистов образования. В системе повышения квалификации была проведена апробация концептуальных идей преемственности на разных уровнях: от разработки механизмов и моделей межведомственного и межпрофессионального взаимодействия субъектов социокультурного пространства по различным проблемам воспитания и образования до построения преемственных связей в условиях становления воспитательной системы конкретного образовательного учреждения. Становлению и развитию профессиональных умений и навыков по осуществлению преемственности между образовательными звеньями способствует система повышения квалификации педагогов-практиков как ступень дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования взрослых. Исследование показало целесообразность введения в образовательные программы для специалистов системы образования модульных курсов и факультативов, которые позволят ориентироваться в научно-теоретических и методологических вопросах осуществления преемственности, формах и методах её реализации, оценке результативности.

Таким образом, проблематикой исследования были охвачены все ступени образовательной системы, что помогло определить возможные пути формирования преемственных отношений инновационного типа как в области музыкального развития детей и молодёжи, так и в контексте целостного духовно-нравственного становления подрастающего поколения.

Преемственность в формировании музыкальной культуры детей, основанная на сохранении, творческом освоении и преобразовании опыта культурного наследования, способствует многомерному диалогу-объединению прошлого, настоящего и будущего, осуществляя поступательное развитие Человека в мире Культуры.

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах, общий объём 54,7 п.л.:

Монографии, учебные пособия:

Фадеева, С.А. Преемственность в музыкальном воспитании детей: монография/ С.А.Фадеева. – Н.Новгород: НГЦ, 2007.- 320с. -20 п.л.

Фадеева, С.А. Воспитание музыкой: монография./ С.А.Фадеева. - Н.Новгород: НГЦ, 2005г. – 108с.- 6,28п.л.

Фадеева, С.А. Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании/ Л.А.Долгова, Е.Г.Еделева, Е.С.Усова, С.А.Фадеева. – Н.Новгород: НГЦ, 2006. –168с. - 9,77п.л. (авторство не разделено).

Фадеева, С.А. Это чудо – музыка: о нетрадиционном использовании музыки в детском саду/ С.А.Фадеева. - Н. Новгород: Издатель Николаев Ю.А., 2001г. – 24с. – 1, 5п.л.

Фадеева, С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация: учебно-методическое пособие/ С.А.Фадеева. - Н.Новгород: НГЦ, 2006г. – 152с.- 8,8п.л.

Фадеева, С.А. Преемственность: социокультурные основания: монография/ С.А.Фадеева. – Н.Новгород: НГЦ, 2007г. – 104с.- 6 п.л.

Публикации в научных журналах и изданиях, в которых согласно перечню, утверждённому Президиумом ВАК, должны быть опубликованы результаты диссертации на соискание степени доктора педагогических наук:

Фадеева, С.А. Оценка эффективности воспитания/ С.А.Фадеева// Воспитание школьников.- 2007. - №8. – С.16-21 - 0,4п.л.

Фадеева, С.А. Объединяющее начало музыки в эстетическом развитии ребёнка/ С.А.Фадеева// Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 52 - 54 – 0,3п.л.

Фадеева, С.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ С.А.Фадеева// Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. – С. 53- 64 - 0,7п.л.

Научные статьи, тезисы докладов, программы, методические рекомендации:

Фадеева, С.А. Оценка музыки: преемственность в обучении/ С.А.Фадеева // Инновации в образовании. – 2006. - №6 – С.20 -23 -0,3п.л.

Фадеева, С.А. Воспитание музыкой/ Е.А.Марковская, М.Ю.Сухих, С.А.Фадеева// Педагогическое обозрение. – 2007. - №3. –С.106-120 - 1п.л. (авторство не разделено).

Фадеева, С.А. О сущности и структуре музыкальной оценки/ С.А.Фадеева// Научное обозрение. – 2006.- №1. – С.167-169. - 0,25п.л.

Фадеева, С.А. Средовой подход в музыкальном образовании: проблемы преемственности/ С.А.Фадеева// Научное обозрение. – 2006.- №3. – С.244-245. - 0,2п.л.

Фадеева, С.А. К проблеме преемственности как универсального процесса наследования/ С.А.Фадеева// Научное обозрение. – 2006.- №4. – С.121-122. - 0,2п.л.

Фадеева, С.А. Методологические основания преемственности в музыкальном развития ребёнка/ С.А.Фадеева// Научное обозрение. – 2006.- №6. – С.250-252. -0,4п.л.

Фадеева, С.А. Уровень воспитанности или уровень культуры?/ С.А.Фадеева// Новости школы. – 2006.- №6. – С.93-96. - 0,3п.л.

Фадеева, С.А. Гуманистическое воспитание: мониторинг результативности/ С.А.Фадеева// Педагогическое обозрение. – 2006.- №3. – С.93-100. - 0,5п.л.

Фадеева, С.А. Воспитательное пространство: перспективы развития/ С.А.Фадеева// Педагогическое обозрение. – 2006.- №4. – С.76-78. - 0,3п.л.

Фадеева, С.А. О проблеме преемственности в развитии человека/ С.А.Фадеева// Педагогическое обозрение. – 2005.- №4. – С.114-116. - 0,3п.л.

Фадеева, С.А. Развитие эмоциональной сферы детей в условиях летнего отдыха/ С.А.Фадеева// Проблемы школьного воспитания. – 2006.- №1. – С.30-35. - 0,4п.л.

Фадеева, С.А. Воспитать одарённого/ С.А.Фадеева// Проблемы школьного воспитания. – 2006.- №4. – С. 8-10. - 0,25п.л.

Фадеева, С.А. От воспитательной системы к воспитательному пространству/ С.А.Фадеева// Проблемы школьного воспитания. – 2005.- №3.–С.4-8.-0,3п.л.

загрузка...