Delist.ru

Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад - школа - колледж - ВУЗ) (30.08.2007)

Автор: Фадеева Светлана Александровна

ФАДЕЕВА Светлана Александровна

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССАХ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

(детский сад – школа – колледж – ВУЗ)

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Рапацкая Людмила Александровна,

доктор педагогических наук, профессор Ушакова Оксана Семёновна,

доктор педагогических наук, профессор Щербакова Анна Иосифовна.

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.3, корп.3, ауд. 314, музыкальный факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119 992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «_______» ________________ 2007года.

Учёный секретарь

Диссертационного Совета Якубовская Т.Л.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Образование является одним из важнейших факторов развития человека и общества. Процесс реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. Во многих стратегических документах государственной образовательной политики (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция художественного образования и др.) говорится о необходимости воспитания культурного человека, что возможно осуществить лишь при наличии преемственности между различными ступенями образовательной системы. Согласно современным теориям, воспитание детей должно строиться в опоре на культурный опыт и традиции, что позволит осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (М.С.Каган, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Г.М.Цыпин, Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, О.С.Ушакова и др.).

Формирование музыкальной культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В.Асафьев, подчёркивая связь музыкальных и речевых интонаций, указывал, что через интонацию музыка, подобно речи, раскрывает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.

Как сложное личностное образование музыкальная культура формируется поэтапно, начиная с дошкольного возраста - наиболее сензитивного периода музыкального развития ребёнка. С раннего возраста проявляется эмоциональная отзывчивость ребёнка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях. Развитие положительного отношения детей к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, расширяющий опыт интонационного восприятия от одной возрастной ступени к другой. Важно сохранять и обогащать музыкально-эстетический опыт, позволяющий осуществлять «сквозное», преемственное развитие музыкальной культуры личности.

Многие аспекты музыкального образования и воспитания детей и молодёжи исследовались учёными (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, И.Л.Дзержинская, Д.Б.Кабалевский, Б.Д.Критский, А.Н.Малюков, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, О.П.Радынова, В.Г.Ражников, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова, Л.В.Школяр и др.). Однако до сих пор проблемное поле преемственности в процессах музыкального воспитания детей, при подготовке специалистов для системы музыкального образования специально не исследовалось.

Нерешёнными остаются фундаментальные проблемы, определяющие стержневые основы преемственности в формировании музыкальной культуры личности между образовательными ступенями: сущность и содержание преемственности в массовом музыкальном воспитании детей; возможности построения «горизонтальных» и «вертикальных» преемственных связей между дошкольной, школьной, средней профессиональной и высшей образовательными ступенями и диалоговых отношений внутри каждой из них; использование воспитательного потенциала музыкального искусства в переходные возрастные периоды с целью профилактики асоциальных проявлений в детской и молодёжной среде и др. Возникла необходимость научно-теоретической и методологической разработки широкого круга вопросов, связанных с реализацией преемственности между образовательными ступенями в музыкальном становлении детей и молодёжи.

Создание системы преемственности музыкального воспитания и образования, базирующейся на едином концептуальном стержне и сквозных ценностных основаниях формирования музыкальной культуры личности, является АКТУАЛЬНОЙ проблемой современной теории и практики музыкального образования.

Целесообразность исследования проблемного поля преемственности в процессах музыкального воспитания и образования обусловлена следующими противоречиями:

- между необходимостью поэтапного формирования музыкальной культуры личности и недостаточной разработанностью концептуальных и методологических основ для её воплощения в массовой образовательной практике;

- между потребностью общества в осуществлении преемственности в музыкальном воспитании детей и отсутствием действенной системы её реализации между ступенями образования и воспитания.

Данные противоречия свидетельствуют о важности проблемы преемственности в музыкальном воспитании как поэтапном формировании музыкальной культуры личности.

Объект исследования: процессы музыкального воспитания и образования (детский сад – школа – колледж – ВУЗ).

Предмет исследования: условия, необходимые для создания действенной системы преемственности в музыкальном воспитании и образовании детей и молодёжи между образовательными звеньями.

Гипотеза исследования: Мы полагаем, что преемственность в музыкальном воспитании детей должна быть основана на последовательном и непрерывном формировании музыкальной культуры личности и может быть успешно осуществлена при наличии следующих условий:

загрузка...