Delist.ru

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ (30.08.2007)

Автор: Демуров Таймураз Мисостович

5. Изучение удовлетворенности пациентов РСО-Алания медицинским обслуживанием показало, что почти половина из них удовлетворены оказанной медицинской помощью. Вместе с тем каждый пятый остается неудовлетворенным. Заметное влияние на чувство удовлетворенности оказывает возраст пациентов и уровень их образования. Отмечено, что чувство удовлетворенности в определенной степени зависит также от самооценки пациентами своего здоровья, оценивающие свое здоровье выше, чаще отмечают чувство удовлетворенности полученной медицинской помощью.

Степень удовлетворенности пациентов предоставляемой учреждением медицинской помощью зависит как от качества ее профессиональной составляющей, так и от условий получения помощи, сервисной и деонтологической составляющих. Именно условия получения медицинской помощи, создающие у пациента чувство усталости от долгого оформления документов, ожидания приема и процедур, а также условия, в которых пациенты ожидают врачебного приема, грубость и нетактичность медицинского персонала, в значительной степени определяют у пациентов чувство неудовлетворенности от посещения поликлиники и общее впечатление от полученной медицинской услуги. Поэтому, обсуждая социальную доступность медицинской помощи, целесообразно рассматривать ее с точки зрения социальной и экономической возможности получения и удовлетворенности пациента общением с медицинской службой.

6. Исследования вопросов оказания платной медицинской помощи показало, что ответы пациентов по поводу обращения за платной медицинской помощью, в определенной мере, можно трактовать как показатель материальных возможностей различных групп населения. В частности, характер полученных ответов говорит об ограниченных финансовых возможностях пенсионеров и служащих, в подавляющем большинстве живущих на пенсию или на зарплату.

В целом, лишь около 10% посетителей и пациентов поликлиник считают, что могут получить медицинскую помощь в необходимом им объеме при любых обстоятельствах, а почти четверть пациентов отметили, что не могут позволить себе дорогие лекарственные препараты. Полученные данные и проводимый мониторинг изучения мнения населения по вопросам целесообразности расширения рынка платных медицинских услуг должны быть учтены при принятии управленческих решений по вопросам деятельности ЛПУ на каждой территории республики.

7. Неудовлетворенность получаемой в своем учреждении медицинской помощью заставляет пациентов обращаться в другие медицинские учреждения. Сопоставление называемых ими причин посещений других лечебных учреждений и причин неудовлетворенности обслуживанием в учреждении постоянного обращения показывает, что они в значительной мере взаимозависимы. Ведущей причиной необходимости обращения в другие лечебные учреждения в Республике Северная Осетия-Алания пациенты называют низкое качество или отсутствие в своем учреждении необходимого оборудования.

8. Изучение потоков посетителей поликлиник и настроения пациентов после посещения учреждения позволяет разрабатывать обоснованные рекомендации по адекватной организации их медицинского обслуживания и тем самым способствовать повышению социальной эффективности деятельности медицинской службы.

Из рекомендаций, даваемых пациентами по улучшению работы врачей и служб поликлиники следует, что в деятельности учреждения следует предусматривать мероприятия на повышение комфортности условий пребывания пациентов в них. Это позволит повысить как качество самой медицинской помощи, так и чувство удовлетворенности пациента от общения с медицинским учреждением.

9. Возрастные особенности пациентов пожилого и старческого возраста требуют решения не только своих клинических проблем, но и большего внимания к социальным, деонтологическим, и другим проблемам. Адекватная организация медицинской помощи этому контингенту требует также дальнейшего совершенствования гериатрической помощи, повышения знаний врачей по гериатрии, особенно врачей общей практики, имеющих дело с семьями, в составе которых и дальше будет относительно возрастать доля пожилых.

10. Социологический опрос врачей показывает, что среди них преобладает негативный настрой к происходящим в здравоохранении процессам. Они считают, что здравоохранение развивается не так, как этого требует практика, что не реализуются их ожидания, связываемые с введением обязательного медицинского страхования, объем территориальной программы ОМС врачей не удовлетворяет. По мнению медицинских работников цены на медицинские услуги предпочтительно должны определяться самими лечебными учреждениями.

11. По мнению врачей, пациенты в реальной жизни не имеют возможности получить полный объем бесплатной медицинской помощи, особенно его высокотехнологических видов. И в первую очередь на это указывают врачи ЦРБ и районных больниц. Более высокое их техническое обеспечение позволит предоставить пациентам более качественное обследование и лечение и тем уменьшить поток направлений в клиники и областную больницу.

12. Результаты социологического исследования свидетельствуют о необходимости более активного и постоянного информирования медицинского персонала о существующей в здравоохранении ситуации, о территориальной программе ОМС и результатах ее реализации. Именно при таких условиях возможна адекватная оценка медицинским персоналом происходящих в здравоохранении процессах и соответствующая ориентация в практической деятельности.

13. Регулярное проведение социологических опросов, т.е. социологический мониторинг социальной доступности медицинской помощи населению, в том числе с использованием пакета анкетного материала, апробированного в процессе проведения настоящего исследования, позволит оперативно получать необходимую информацию для внесения корректив в деятельность лечебно-профилактических учреждений.

14. Разработанная в процессе настоящего исследования Модель организации мониторинга социальной доступности медицинской помощи населения РСО - Алания с предлагаемой при Министерстве здравоохранения республики новой структурой - отделом социального маркетинга - может быть использована в работе Министерств здравоохранения, территориальных, муниципальных образований и медицинских учреждений других территорий Российской Федерации, а также специалистов широкого профиля в различных областях народного хозяйства.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. В текущих и перспективных планах деятельности медицинских учреждений предусматривать мероприятия по повышению комфортности условий пребывания в них пациентов.

2. Рекомендовать соответствующим структурам Министерства здравоохранения республики контролировать профессиональное усовершенствование, а также обучение медицинских кадров по программам медицинской этики, деонтологии и психологии общения.

3. Для проведения социологического мониторинга социальной доступности медицинской помощи населению предлагаем создать при Министерстве здравоохранения РСО-Алания отдел социального маркетинга.

4. С целью проведения социологического мониторинга социальной доступности медицинской помощи населению республики рекомендуем применять разработанный и апробированный в ходе данного исследования пакет анкетных материалов как для изучения мнения населения, так и врачей лечебно-профилактических учреждений РСО-Алания.

5. Для эффективной работы отдела социального маркетинга Министерства здравоохранения республики предлагаем использовать разработанную в ходе данного исследования Модель организации социологического мониторинга социальной доступности медицинской помощи населению РСО-Алания и алгоритм ее функционирования.

6. Для осуществления эффективной работы Модели организации социологического мониторинга социальной доступности медицинской помощи населению РСО-Алания предлагаем разработать и принять на уровне Министерства здравоохранения Республики необходимые нормативные документы, определяющие порядок и условия проведения социологических исследований.

7. Рекомендуем Правительству РСО-Алания утвердить в ранге Правительственной награды и соответствующего денежного вознаграждения почетный Знак «Добрый Лекарь», который присуждается медицинскому работнику по итогам года на основании социологического мониторинга среди населения по вопросу удовлетворенности оказанной медицинской помощью с обязательным освещением результатов мониторинга в средствах массовой информации.

8. С целью нивелирования нескоординированных решений в области организации здравоохранения как со стороны органов управления здравоохранением, так и органов власти на всех уровнях предлагаем учитывать положительный опыт совместной работы Министерства здравоохранения, Фонда ОМС, Медицинской Академии и глав администраций районов РСО-Алания по обеспечению социальной доступности медицинской помощи населению.

9. Рекомендуем привлекать средства массовой информации к освещению вопросов, связанных с обеспечением социальной доступности медицинской помощи населению, осуществлять обратную связь с населением по возникающим проблемам в этой области и разъяснять возможные пути их решения. Приглашать для участия в этой работе ведущие медицинские силы республики.

Список опубликованных работ

1. Демуров Т.М, Дзукаев О.А. Некоторые аспекты управления в здравоохранении на современном этапе. //Бюлл. НИИ Им. И. А. Семашко. - 1999, -Вып.3. -С.118-122.

2. Демуров Т.М., Дзукаев О.А., Кадзаев А.Т. Некоторые методологические аспекты совершенствования системы управления здравоохранением в регионе //Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко. - 2000, -Вып.2 - С.106-117.

3. Демуров Т М., Дзукаев О.А., Кадзаев A.T. Проблемы совершенствования управления здравоохранением в регионе //Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко, - 2000, -Вып. - С.97-101.

4. Демуров Т.М.. Дзукаев О.А. Роль кадровой политики в проведении реформ в здравоохранении // Вестник ОМС. - 2000. - № 6 -С.22-24.

5. Демуров Т.М, Томаев Т.А. Финансово-экономические аспекты деятельности Территориального фонда ОМС //Сборник научных трудов под ред. д.э.н, проф. Л.Л. Игониной. Изд. Северо-Осетинского гос.университета, г. Владикавказ 2001,- С.136-141.

6. Демуров Т.М., Плиев А,В , Томаев Т. А. Современные информационные технологии в системе здравоохранения РСО-Алания. //Сборник научных трудов под ред. д.э.н, проф. Л.Л. Игониной. Изд. Северо-Осетинского гос. университета, г. Владикавказ 2001.- С.127-135.

7. Демуров Т.М., Плиев А.В. Использование информационных технологий в системе обязательного медицинского страхования РСО-Алания //Вестник ОМС. - 2001. - №1. - С.15-19.

8. Демуров Т.М., Дзукаев О.А. Особенности реформирования системы здравоохранения в РСО-Алания и проблемы его совершенствования //Вестник ОМС. - 2001. - № 2. – С.23-26.

9. Демуров Т.М., Дзукаев О.А. Совершенствование системы управления здравоохранением на основе эффективного планирования.//Матераилы VI научно-практической конференции "Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения". 24-25 апреля 2001г., // Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко, - 2001. - с. 76-79.

10. Демуров Т М., Плиев А.В. Современные информационные технологии в системе управления здравоохранением РСО-Алания // Вестник ОМС. - 2001. - № 2. – С.15-19.

11. Щепин В.О., Демуров Т.М. Демографические процессы в Республике Северная Осетия-Алания и Российской Федерации в 90-е годы ХХ столетия // Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко, - 2001. - Вып.1. - с. 11-18.

12. Демуров Т.М., Расторгуева Т.И. Исторические особенности развития здравоохранения республики Северная Осетия-Алания //Бюлл. НИИ им.Н.А. Семашко, - 2001, - Вып.1. – с.156-162.

13. Щепин В.0., Демуров Т.М., Ширяев О.С. Основные ресурсы и показатели деятельности системы лечебно-профилактической помощи республики Северная Осетия - Алания в 1995-1999гг. // Мат-иалы VI научн.-прак. конф. "Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения" // Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко, Тем. вып. - 2001. - с. .

14. Щепин В.0., Демуров Т.М., Расторгуева Т.И. Развитие обязательного медицинского страхования в республике Северная Осетия-Алания //Мат. VI научн.-практ. Конф. "Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения"// Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко, Тем. вып. - 2001. - С.268-272.

15. Щепин В.О., Демуров Т.М. Социально-экономическое положение и здоровье населения Республики Северная Осетия-Алания в 90-е годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - №2. – С. 31-34.

16. Щепин В.О., Демуров Т.М., Расторгуева Т.И. Об основных тенденциях становления и развития обязательного медицинского страхования в Республике Северная Осетия // Бюлл. НИИ им. Н.А. Семашко. Тем. вып. “Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения”.- 2001.-Ч.2. - С. 18-22.

загрузка...