Delist.ru

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ (30.08.2007)

Автор: Демуров Таймураз Мисостович

Изучение динамики численности населения Республики Северная Осетия-Алания за последнее десятилетие показывает, что за 1996-2005 гг. ее численность возросла с 682 тыс. человек в 1996 г. до 702 тыс. - в 2005г., темпы роста составили 2,9%. Однако рост численности населения не носил равномерного характера. Наиболее высокий показатель отмечен в 2002 г., прирост составил 4,1%. А с 2002 г. численность населения снизилась на 1,1% или на 20 тыс. человек.

При этом динамика численности городского и сельского населения имеет различную направленность. Число городских жителей в Республике убывает, за десятилетие темп снижения составил 3,0%. За первое пятилетие оно менялось незначительно, а с 2002 г. постоянно убывает, особенно за 2005 год. В то же время число сельских жителей увеличилось за этот период на 15,9%, причем наиболее активный прирост отмечен в 1996-2001 гг. (на 29 тыс. человек), в последующие годы - более медленный темп (за 2001-2005 гг. увеличилось на 5 тыс. человек).

Анализируя динамику численности населения Республики по трем основным возрастным группам следует отметить, что доля молодого населения устойчиво снижается. За 1996-2005 гг. она снизилась с 24,4% до 20,0%. Доля трудоспособного населения за этот период увеличилась на 5,1% (с 54,7% до 59,8%). А доля населения старше трудоспособного возраста, которая в 1996 г. составляла 20,9%, к 2001 г. повысилась до 21,8%, а затем снизилась и сохранялась на уровне 20,2%.

Как и в большинстве регионов России снижение численности населения Республики связано с динамикой естественного прироста, соотношением смертности и рождаемости. Показатель рождаемости в Республике снижается, хотя и сохраняется на более высоком уровне, чем в РФ. За 1996-2005 гг. рождаемость снизилась на 0,9 на 1000 населения (1996 г. - 12,1; 2005 г. - 11,2), или на 7,4%. В 1999-2001 гг. отмечалось более заметное снижение рождаемости (до 10,6 в 2000 г., или на 12,4%), после чего показатель рождаемости, по сравнению с 2000 г., увеличился к 2005 г. на 5,7%.

Ведущей патологией в РСО-Алания были болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, осложнения беременности, родов и послеродового периода, болезни глаза и его вспомогательного аппарата, болезни костно-мышечной системы, что в совокупности составило в 2005 г. 57,2% всех обращений пациентов по поводу заболеваний. В 2001 г. заболеваемость по этим классам составляла 63,7%. Ранговое распределение ведущих классов заболеваний менялось мало. Наиболее заметно происходило снижение частоты осложнений беременности, родов и послеродового периода (снижение показателей на 33,4% и снижение удельного веса в составе всей заболеваемости на 3,4%), болезней органов дыхания (снижение показателей на 16,9% и удельного веса - на 2,1%). В классе заболеваний органов дыхания существенно снизилась за этот период заболеваемость пневмониями (на 37,5%).

Вместе с тем, по некоторым классам имеется повышение заболеваемости, наиболее выраженное по болезням эндокринной системы (на 34,2%), заболеваниям кожи и подкожной клетчатки (на 24,4%), в меньшей степени - по заболеваниям мочеполовой системы (на 13,9%, удельный вес которых повысился на 1,3%), хотя в целом показатели заболеваемости по всем этим классам также сохраняются ниже федерального уровня.

За последние 10 лет заболеваемость по обращаемости взрослого населения в Республике снизилась на 2,15%, причем за последние 5 лет на 16,5%. Особенно заметным было снижение показателей в 1998-99 гг., что можно объяснить резкими изменениями в эти годы социально-экономического положения в стране. Последующая стабилизация общественной обстановки отразилась подъемом обращаемости вплоть до 2002 г. и объясняется ответом населения на отложенную обращаемость в предшествующие годы. Нормализация работы службы здравоохранения позволила добиться последующего снижения показателей, тогда как в РФ заболеваемость взрослого населения за это пятилетие увеличилась на 8,7%.

Темпы роста смертности в РФ за 2001-2005 гг. были выше, чем в РСО-Алания. Если же сравнить динамику смертности за предшествовавшие 10 лет (1996-2005), то по РФ показатели постоянно росли, тогда как в РСО-Алания уровень смертности даже несколько снизился.

Три ведущие причины смертности: болезни системы кровообращения, внешние причины и новообразования составляли в РСО-Алания в 2001 г. 83,4%, практически такой же уровень, как и по РФ. В 2005 г. эти же три класса в республике составили 85,4% всей смертности.

Анализ смертности по этим классам за 1996-2005 гг. показывает, что смертность от заболеваний системы кровообращения постепенно росла и увеличилась на 8,1% (с 738,3 до 798,0). Динамика показателей была нестабильной, за 1996-2000 гг. показатели росли медленнее (рост на 3,8%), тогда как за следующее пятилетие темпы возросли, составили 6,5%, и преимущественно превышали средний показатель. Наиболее высокого уровня показатели достигли в 2002 г. (810,6). Вместе с тем, по сравнению со смертностью от этой патологии в РФ (915,4), показатели смертности по РСО-Алания сохранялись на более низком уровне.

В четвертой главе приведен анализ материалов расширенного социологического опроса респондентов ЛПУ РСО-Алания по проблеме социальной доступности, проведенного в 2004 году.

Исследование показало, что в сельских врачебных амбулаториях доля принятых врачом-специалистом в тот же день составляет 33,3%, а несколько большая доля - 41,7% - может попасть к специалисту лишь на следующий день, вообще не могут попасть на прием к врачу-специалисту 16,7% респондентов. Определенные сложности общения сельских жителей с медицинскими специалистами представляются достаточно объяснимыми объективными причинами и для своего решения требуют специального подхода.

Выявлено, что наиболее часто в течение года поликлинику посещали пенсионеры. Среди домохозяек доля часто посещающих поликлинику была несколько ниже, но все же составляет значительную часть - 62,8%. Существенно ниже доля часто посещающих поликлинику среди служащих (36,1%). Одновременно среди служащих наиболее велика, по сравнению с другими группами респондентов, доля ни разу не обращавшихся в текущем году в поликлинику, как и обращавшихся однократно.

В плане организации медицинской помощи определенную помощь может оказать знание причин, по которым жители не обращаются или редко обращаются в поликлинические учреждения. Из ответов респондентов следует, что четверть опрошенных причиной редкого посещения медицинских учреждений называют самолечение (рисунок).

Рисунок

Среди тех, кто указал, что в течение года за медицинской помощью не обращался, самолечением занимается более одной трети. Несколько меньше, но тоже значительная доля (21,0%), ответили, что уже обращались в поликлинику, получили действенную помощь, рекомендации и, следуя им, поддерживают свое здоровье на должном уровне. Такой исход посещения ЛПУ можно рассматривать как самый благоприятный и для пациента, и для медицинского учреждения. В составе этой группы достоверно выше доля мужчин, по сравнению с женщинами, тогда как среди занимающихся самолечением выше доля женщин. На отсутствие времени для посещения поликлиники указали 12,5%. Медицинской помощью в платных учреждениях пользуются 3,7%, а 8,8% ответивших на анкету считают себя здоровыми. Чаще других считают себя здоровыми лица с неполным средним образованием, они же чаще других занимаются самолечением и реже всех не посещают поликлинику по причине соблюдения полученных ранее медицинских рекомендаций.

В целом, 18,8% респондентов в течение предшествовавшего года за медицинской помощью не обращались, а 78,5% за это время уже имели контакт с медицинскими учреждениями.

У подавляющей части из них (62,6%) никаких проблем с получением медицинской помощи не возникало. Однако почти пятой части из уже обращавшихся, отказывали в медицинской помощи. Причиной отказа в большинстве случаев было отсутствие страхового полиса.

Среди получивших отказ в оказании медицинской помощи доля покинувших поликлинику с раздражением (44,3%) была достоверно выше, чем среди тех кому в помощи не отказывали (19,9%), тогда как получившие такую помощь покидали поликлинику с оптимизмом достоверно чаще (28,4%), чем те, кому в помощи было отказано (7,1%).

На вопрос - приходилось ли Вам отказываться от лечения из-за отсутствия денег, две трети пациентов ответили, что «Да, приходилось». Если учесть, что в этом вопросе были еще варианты возможных ответов, позволяющих респонденту избежать, при желании, столь прямого ответа, то можно полагать, что доля отказавшихся от лечения по финансовым соображениям была бы более весома, поскольку на то, что им не приходилось доплачивать деньги за получение бесплатных услуг указали лишь 4,2% респондентов.

Важным моментом является тот факт, что реже всех на ограничения в получении медицинских услуг по финансовым соображениям указывали пациенты ведомственных лечебных учреждений (55,3%). Объяснением этому, по-видимому, может служить дострахование со стороны работодателей для пациентов ведомственных лечебных учреждений. Пациенты ведомственных лечебных учреждений указывали, что они имеют дополнительную оплату к программе ОМС в 2 раза чаще, чем пациенты других поликлиник.

Большинству пациентов, чтобы оплатить частные медицинские услуги, приходилось сокращать другие домашние расходы (45,9%). Доля же тех, кто вынужден был отказываться от частных медицинских услуг с возрастом увеличивается. Доля тех, кто получает медицинские услуги за счет сокращения домашнего бюджета, с возрастом пациентов меняется мало, но в наибольшей степени к этому прибегают те пациенты, которые позволяют себе тратить с этой целью в год 1500-2000 руб. Оплата частных медицинских услуг не составляет проблемы лишь для 3,4% респондентов. А 5,8% пациентов ответили, что могут это сделать без значительного сокращения семейного бюджета. Среди этой группы пациентов подавляющая часть ответили, что могли оплачивать необходимые медицинские услуги.

Анализ анкет показывает, что пациенты, которые могут оплачивать частные медицинские услуги без существенного сокращения семейного бюджета, гораздо активнее поддерживают свое здоровье, следуя ранее полученным медицинским рекомендациям, тогда как те, кто избегает частных медицинских услуг или пользуется ими за счет сокращения других расходов семейного бюджета чаще ограничиваются самолечением и реже обращается в поликлинику.

В отношении возможности пользоваться необходимыми лекарственными препаратами 28,1% ответили, что предпочитают пользоваться обычными, по возможности недорогими лекарствами. Вместе с тем почти 20% в порядке исключения готовы заплатить в 1,5-2 раза больше за препарат с высокой эффективностью. Всегда готовы платить больше за препарат с высокой эффективностью 6,9% пациентов, а 19,6% респондентов не ставят результаты своего лекарственного обеспечения в зависимость от материальных возможностей.

На характере ответов на этот вопрос существенно отражается возраст респондентов. С возрастом в 2 раза увеличивается доля ответивших, что у пациентов нет возможности покупать дорогие препараты, независимо от их эффективности, и в 2,5 раза тех, кто предпочитает недорогие препараты, обычно выписываемые врачом.

Сопоставленные ответы о возможности пользования платными медицинскими услугами с возможностью выделять средства на дополнительную оплату медицинских услуг показывают, что величины эти близки между собой. Те, кому приходилось отказываться от лечения из-за отсутствия денег, в подавляющем числе отметили, что не имеют возможности покупать дорогие лекарства и отдают предпочтение недорогим. Те, кто имел возможность оплачивать необходимые медицинские услуги, имели возможность покупать более эффективные препараты или ответили, что их вопрос стоимости медикаментов не интересует. Полученные данные со всей убедительностью показывают, что возможности населения в приобретении лекарств и получении платных медицинских услуг взаимосвязаны.

На вопрос - какую сумму ежегодно готов пациент потратить на оплату медицинской помощи (включая лекарства) треть респондентов затруднились ответить, причем наибольшая доля таких встречается среди молодых (до 30 лет) и с возрастом снижается в 3,5 раза, т.е. с возрастом люди более четко могут соотносить свои потребности и возможности.

Возможность выделять на медицинскую помощь до 500 руб. в год определили 20,7% респондентов, до 1000 руб. - 14,1%. Такое же количество пациентов (14,7%) считают, что могут выделять до 2000 руб., 6,1% пациентов указали сумму в пределах 2000-4000 руб., а 4,0% - считают, что могут тратить на эти цели ежегодно свыше 4000 руб.. Из тех, кто ограничен возможностями затрат на лечение суммой до 500 руб. ежегодно, в возрастном аспекте доля постепенно увеличивается от молодых (до 30 лет, 13,2%) к пред пенсионному возрасту (50-59 лет, 27,5%), так же как и имеющих возможность тратить до 1000 руб. Среди располагающих большими возможностями выделения ресурсов на эти цели доли ответов в возрастном разрезе меняются несущественно. Наибольшее расслоение пациентов по возможностям оплачивать часть медицинских услуг можно отметить среди пациентов пред пенсионного возраста. Если доля лиц, имеющих возможность выделить на доплату на лечение до 500 руб. и свыше 4000 руб. в молодом и трудовом возрастах, различается в 5,5-4,4 раза, то в пред пенсионном возрасте их доли различаются почти в 20 раз.

Наиболее четко свои возможности определяют служащие и пенсионеры, среди них доля затруднившихся ответить составляет в среднем треть, что, конечно, связано с большей стабильностью их материальных возможностей. И долевой показатель по возможностям затраты на медицинские услуги у них уменьшается более равномерно от минимально выделяемой суммы (20,3% среди служащих и 19,4% среди пенсионеров) до максимально возможной (4,7% среди служащих и 3,2% среди пенсионеров). Наиболее выраженное расслоение по платежеспособности наблюдается среди домохозяек и тех, кто относит себя к безработным.

Две трети пациентов отметили, что медицинская помощь должна быть бесплатной. За то, чтобы медицинские услуги были платными высказались менее 1%. Активнее всех за сохранение бесплатности медицинской помощи высказываются самые молодые респонденты (90,9% в возрасте до 20 лет) и лица пенсионного возраста (82,2% в возрасте 60 лет и старше), тогда как в трудоспособном возрасте такие высказывания поступают значительно реже (50,6% ответов в группе 30-39 лет). Вместе с тем более четверти участников опроса считают, что наряду с определенным объемом бесплатной медицинской помощи должны быть организованы и платные медицинские услуги.

Частота положительных и отрицательных ответов у пациентов на вопрос о своих самоощущениях после посещения поликлиники примерно одинакова. Так, 17,2% ответили, что они покидают поликлинику в хорошем настроении, а 24,4% - с оптимизмом смотрят в будущее. Вместе с тем 14,1% респондентов отметили, что после посещения поликлиники пребывают в угнетенном состоянии, а 26,3% - в раздраженном.

Характер эмоциональных оценок результатов посещения поликлиники достоверно зависит от длительности ожидания врачебного приема. Так, доля положительных оценок (ответили, что они пребывают в хорошем настроении и с оптимизмом смотрят в будущее) примерно одинакова среди тех, кто ожидал врачебного приема до 15 мин. и от 15 до 30 мин. (50,6 и 49,2% соответственно), а по мере увеличения срока ожидания доля таких оценок существенно снижается (до 18,2% среди ожидавших приема 2-3 часа). И наоборот, доля отрицательных оценок (угнетенное и раздраженное состояние) значительно возрастает (с 32,6% от тех, кто ожидал приема 15-30 мин. до 72,7% - ожидавших приема 2-3 часа).

Уровень образования накладывает определенный отпечаток на формирование настроений пациента от посещения поликлиники. Снижается доля положительных оценок от пациентов, имеющих среднее образование к пациентам, имеющим высшее образование и увеличивается доля отрицательных в том же порядке, хотя разница в доле отрицательных оценок не столь выражена. Нет существенных различий по частоте положительных оценок в зависимости от социального положения пациента, тогда как по отрицательным наиболее часто чувство раздражения отмечают домохозяйки, реже всех - учащиеся. Меньше всех неудовлетворенность своим посещением поликлиники высказывали посетители ведомственных учреждений, среди них было также меньше всего пациентов, у которых посещение поликлиники оставило угнетенное чувство или чувство раздражения.

Следует отметить, что те пациенты, которые покидали поликлинику в хорошем настроении и с оптимизмом смотрели в будущее достоверно чаще считали, что существующий график работы поликлиники для них удобен, они в среднем в 20% ответах поддерживали введение предварительной записи на прием. Те, кто покидал поликлинику в раздраженном или угнетенном настроении в среднем в 30% случаев указывали на необходимость введения предварительной записи на прием, сокращения времени ожидания приема, в 2,5 раза реже они оказывались удовлетворены графиком врачебного приема. Из полученных ответов можно сделать вывод, что наибольшую неудовлетворенность пациентов вызывают продолжительные сроки ожидания приема.

Также наиболее часто респонденты указывают на усталость от долгого оформления документов в регистратуре, прохождение процедур. Это высказали треть пациентов поликлиник (36,6%). Несколько реже указывается на большое скопление народа в помещениях для ожидания (26,3% анкет) и отсутствие удобных условий для ожидания (22,8%), духоту (13,3% ответов). Именно эти причины и определяют, в основном, то чувство усталости, которое остается от посещения поликлиники и общее впечатление от полученной медицинской услуги. Настроения, с которым пациенты выходят после посещения поликлиники, заметно влияют на высказываемые претензии по поводу организации медицинского обслуживания (таблица).

Таблица

Самоощущение пациентов после посещения поликлиники

и называемые ими причины не комфортности

Всего анкет Определили свое самоощущение после посещения поликлиники как:

Хорошее настроение Оптимизм Угнетенное

загрузка...