Delist.ru

РУССКИЙ ГОРОД СИБИРИ КОНЦА XVI - XVIII ВВ. (30.08.2007)

Автор: Чёрная Мария Петровна

«РУССКИЙ ГОРОД СИБИРИ КОНЦА XVI – XVIII ВВ.

В АРХЕОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

07.00.06

Исторические науки

Д 003.006.01

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

630090, Новосибирск, проспект академика Лаврентьева, 17

Тел.: (383) 330-87-58

Предполагаемая дата защиты диссертации – 24 декабря 2007 года

На правах рукописи

ЧЕРНАЯ МАРИЯ ПЕТРОВНА

РУССКИЙ ГОРОД СИБИРИ КОНЦА XVI – XVIII ВВ.

В АРХЕОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

07.00.06 – археология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Томск - 2007

Работа выполнена на кафедре археологии и исторического краеведения исторического факультета Томского государственного университета

Научный консультант: доктор исторических наук, академик РАН

Молодин Вячеслав Иванович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Томилов Николай Аркадьевич

доктор исторических наук, профессор Зиняков Николай Максимович

доктор исторических наук, профессор Плетнева Людмила Михайловна

Ведущая организация:

Новосибирский государственный университет

Защита состоится 24 декабря 2007г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 003.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук по адресу: 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук.

Автореферат разослан ___ ноября 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук С.В. Маркин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы определяется ключевой ролью русского города в колонизации Сибири, понимаемой как интеграция края в экономическую и политическую систему Русского государства, повлёкшую за собой демографические, хозяйственные, социальные, этнокультурные изменения [Макаров, 1997]. Конкретное содержание колонизационного процесса в Сибири в XVII–XVIII вв. не может быть раскрыто вне связи с процессом основания и развития городов, через посредство которых шло преобразование региона, придание ему нового облика, темпов и перспектив развития. Русский город выступал носителем многовековой культурной традиции, а сибирские города – локомотивом этой традиции на вновь осваиваемых землях, опорными пунктами её укоренения в новом крае.

В истории русских городов Сибири продолжился путь становления Российского государства как «страны, которая колонизуется», а колонизация является основным фактом российской истории, «с которым в близкой или отдалённой связи стояли все другие её факты» [Ключевский, 1956]. Историко-культурные особенности русских сибирских городов определялись их предназначением в освоении Сибири, её превращении в неотъемлемую органическую часть России. Лидирующие позиции города в колонизационном процессе нашли отражение в их месторасположении, во взаимосвязанной структуре основных композиционных частей, архитектурном облике, социально-экономическом содержании, разнообразии сторон жизнедеятельности.

Отношение к письменным источникам как самодостаточным для изучения XVI – XVIII вв. и недооценка данных археологии предопределили запоздалое формирование этого направления в сибирском городоведении. Видовые особенности источников обусловили проблематику исторических и археологических исследований и известный параллелизм в работе специалистов разных направлений. Однако в осмыслении необходимости выхода на междисциплинарный уровень изучения русского города и практической реализации такого подхода археологи, в силу специфики своих материалов, опередили историков.

При определяющем значении русского города в создании новой Сибири обобщающих работ по сибирским городам XVII – первой половины XVIII в., в отличие от фундаментальных работ по городам Европейской России, до сих пор крайне недостаточно. В последние годы наблюдается оживление казалось бы давно устаревшей и обоснованно пересмотренной концепции о «завоевании» Сибири, и, как следствие, о преимущественно административно-ясачном характере сибирского города, его социально-экономической «отсталости», а также об «особом» пути развития Сибири, «самобытности» сибирской культуры, противопоставленных России и русской культуре. Актуализирует тему диссертационной работы необходимость обобщающей характеристики историко-культурных особенностей русского города, для полноты и адекватности которой требуется привлечение разнотипных источников.

Профессиональные целенаправленные археологические исследования, более или менее масштабные по размаху, открыли новые горизонты в изучении средневековых русских городов Сибири. Археология позволила вплотную приблизиться к объекту исследования – средневековому сибирскому городу в виде его ископаемых остатков. Накопленные за десятилетия археологические источники, отличающиеся массовостью и видовым разнообразием, отражают истинную социально-экономическую сущность и культурный облик города в динамике, подтверждают его ключевую роль в процессе русского освоения Сибири.

Качественный сдвиг в переосмыслении значения поздних памятников, к которым относятся и руинированные остатки русских городов Сибири произошёл в отечественном археологическом сообществе сравнительно недавно и вмещается в жизнь одного поколения исследователей. Процесс этот незавершён, что отражается в двойственной позиции академической науки к археологии позднего Средневековья и Нового времени. С одной стороны, отношение к ней, как к маргинальной области и к поздним культурным напластованиям, как к балласту, начинает меняться. С другой стороны, всё ещё ставится вопрос: дают ли поздние памятники новое знание по сравнению с другими источниками? Назревшая проблема «новых границ» современной археологии не только осознана, но и ставится на открытое обсуждение, как это, к примеру, было сделано на Круглом столе, организованном журналом «Российская археология» и Институтом археологии РАН в 2005 г. [РА, 2005. № 1]. Значение «поздних древностей» определяется потенциалом содержащейся в них исторической информации, а научная перспективность поздней археологии в постановке и осуществлении крупных проблемных исследований. Положительным примером решения весомых научных задач является археологическое изучение процесса колонизации Крайнего Севера, Сибири, Аляски, а классические исследования такого рода – раскопки зимовья на о. Фаддея, поморских становищ на Шпицбергене, Ачинского и Надымского городищ, Томского и Кузнецкого кремлей и других городов и острогов, которые наиболее объективно освещают освоение русскими северных и сибирских земель, в ряде случаев ведут к пересмотру исторической картины, созданной по письменным данным [Н.А. Макаров, В.Ф. Старков, Ю.Б. Цетлин].

Для Сибири эпохи русской колонизации археологические памятники представляют, безусловно, ценный самостоятельный источник, который нельзя заменить остальными источниками – овеществлённая в археологических объектах информация не восполняется другими данными. Процесс переселения и освоения Сибири русскими находил предметное воплощение, которое отражало бесконечное разнообразие аспектов колонизации, что позволяет выйти на широкий спектр проблем: локализации дорог и населённых пунктов, изучение культурного ландшафта, домостроительства, архитектуры, детальный анализ материальной культуры, предметно-технологической деятельности, хозяйственных занятий, культуры повседневности, православного погребального обряда, взаимодействия культур, динамики культурных трансформаций, социальных граней жизнедеятельности [Молодин, Новиков, 1992; Чёрная, 1993; 2000; Коников, 1994; Татаурова, 2002; Троицкая, Новиков, 2004; Артемьев, 2005]. Всё это актуализирует тему и значение русского города в культурно-исторической «цивилизационной» идентификации и национальной культуре. Со времени перехода восточных славян к цивилизационной стадии, становления и эволюции Московского государства города становятся неотъемлемым фактором развития. Этот процесс, посредством изучения богатейшего ископаемого городского наследия, прослеживается археологически, что придаёт городской археологии особый статус. Исследование предметного мира, с которым имеет дело археология, от отдельных вещей до монументальных сооружений и городских комплексов представляет огромное поле работы по самоидентификации, поскольку предметный мир, это область, где происходил постоянный подспудный процесс самовыражения целого народа [Беляев, 2006].

загрузка...