Delist.ru

Развитие системы тылового обеспечения Красной Армии в межвоенный период (1921-1941 гг.) (30.08.2007)

Автор: Бочков Евгений Анатольевич

Экономической основой для централизации системы материального снабжения РККА стала индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. В лице государственных предприятий и колхозов (совхозов) военное ведомство получило крупных поставщиков материальных средств. А командно-административные методы управления экономикой способствовали более простому решению вопросов, связанных с материальным обеспечением вооруженных сил.

Оценивая мероприятия в области строительства и функционирования тыла РККА в первой половине 1930-х годов, следует сказать, что с точки зрения военной практики централизация снабжения войск имела положительное значение. Войсковые части освобождались от несвойственных им хозяйственных функций, а личный состав получал возможность более полноценно заниматься боевой подготовкой.

В пятой главе «Тыловое обеспечение советских войск в вооруженных конфликтах и локальных войнах (конец 1930-х – начало 1940-х годов)» проанализирована деятельность тыла РККА во время советско-японских вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке (1938 г.) и на территории Монголии (1939 г.), а также в период Советско-финляндской войны (1939 – 1940 гг.).

На основе анализа архивных документов и опубликованных источников автор делает вывод о том, что работа тыла в боевой обстановке во многом осложнялась неподготовленностью театров военных действий в оперативном и тыловом отношениях. Как показывает исследование, в приграничных районах СССР транспортная сеть была неразвита, пропускная способность железных дорог была низкой, железнодорожные станции и морские пристани не имели необходимого погрузочно-выгрузочного оборудования, емкость складов была недостаточной, отсутствовала стационарная телефонная связь.

В ходе исследования диссертантом выявлено, что обеспечение войск в вооруженных конфликтах осуществляли органы тыла, содержавшиеся по штатам мирного времени и имевшие большой некомплект личного состава. Это имело негативные последствия в боевой обстановке, так как приводило к нарушению снабжения частей боеприпасами, продовольствием, горючим и другими материальными средствами.

Аналогичные проблемы встали перед тылом РККА во время Советско-финляндской войны. Боевая практика потребовала не только развертывания управлений, частей и учреждений тыла до штатов военного времени, но и создание специального аппарата для координации деятельности органов тыла по обеспечению войск, действовавших севернее Ладожского озера. Таким образом, вновь выявилась потребность в централизации системы управления тыловым обеспечением войск. Однако это не было сделано до начала Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Лишь 1 августа 1941 года приказом наркома обороны СССР № 0257 была учреждена должность начальника тыла Красной Армии, в ведении которого были сосредоточены вопросы материального снабжения, транспортного, санитарного и ветеринарного обеспечения.

Исследовав проблему, диссертант приходит к выводу, что боевая практика вооруженных конфликтов и локальных войн конца 1930-х – начала 1940-х годов в основном подтвердила правильность отечественных военно-теоретических взглядов на организацию тылового обеспечения войск в боевой обстановке. С учетом полученного опыта в руководящие документы по организации и работе тыла РККА были внесены изменения. Вместе с тем, не все запланированные мероприятия были завершены до начала фашистской агрессии против СССР.

В заключении подведены итоги исследования, проанализированы выявленные диссертантом противоречия и тенденции развития системы тылового обеспечения в межвоенный период, даны авторские оценки деятельности военно-политического руководства РСФСР – СССР по развитию тыла РККА в 1921–1941 годах, сформулированы выводы и практические рекомендации.

Проведя историографический анализ проблемы, автор приходит к выводу, что в военно-исторической литературе доминирует односторонняя трактовка сущности тыла вооруженных сил как «совокупности сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск (сил)». По мнению диссертанта, эффективное функционирование тыла армии и флота возможно лишь при условии его тесной интеграции с экономикой страны и институтами общества. Детерминированность системы тылового обеспечения состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и финансов не вызывает сомнений. Вместе с тем, исследование показывает, что на ее развитие большое влияние оказывали и социально-политические факторы. Автор предпринял попытку изучить систему тылового обеспечения РККА в контексте социально-экономического развития РСФСР – СССР в 1920–1930-е годы.

В диссертации доказано, что состояние системы тылового обеспечения Красной Армии и тенденции ее развития в 1921–1941 годах определялись не только уровнем развития народного хозяйства, но и господствующими в обществе социально-политическими отношениями. Особенно наглядно это проявилось на переломных этапах отечественной истории: в начале 1920-х годов – при переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике; на рубеже 1920–1930-х годов – при свертывании нэпа и формировании государственно-монополистической экономики и командно-административных методов управления. Именно в эти годы происходит организационно-штатная перестройка тыла РККА и меняются принципы его деятельности.

По мнению автора, в развитии системы тылового обеспечения вооруженных сил существуют определенные исторические параллели. Распад СССР и его Вооруженных Сил, изменение социально-экономической обстановки в России в начале 1990-х годов потребовали немало усилий для того, чтобы сохранить систему тылового обеспечения армии и флота, адаптировать ее к рыночным условиям, освоить конкурсный механизм закупок материальных средств и оказания услуг. Как и в 1920-е годы органы тыла вынуждены были перестраивать свою работу в соответствии с многоукладным характером отечественной экономики, а руководству Министерства обороны РФ и Тыла Вооруженных Сил РФ – преодолевать узковедомственные интересы различных силовых структур при создании единой (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения войск.

Анализ источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что деятельность партийно-государственного руководства РСФСР – СССР в 1921–1941 годах по совершенствованию системы тылового обеспечения РККА основывалась на достижениях отечественной военной науки, экономических возможностях страны и учитывала характер задач, решаемых вооруженными силами.

Несомненной заслугой руководства страны и вооруженных сил является создание в 1920-е годы достаточно эффективной системы тылового обеспечения, адаптированной к условиям рынка и интегрированной в структуру многоукладной экономики. Сочетание централизованных поставок и возможностей местной экономической базы позволили обеспечить армию в тыловом отношении при ограниченном финансировании и слабости народного хозяйства страны. Однако данная система была приемлемой лишь для условий мирного времени.

Проведенное исследование показывает, что решение о централизации системы материального снабжения РККА в начале 1930-х годов было целесообразным и учитывало изменение экономической обстановки в стране. Логическим продолжением этих мер был переход в 1935 году к полноценной схеме снабжения войск (центр – округ – корпус – дивизия – полк). Осуществление этих мероприятий имело важное значение для укрепления обороноспособности СССР, так как приближало систему тылового обеспечения Красной Армии к условиям военного времени.

Исследовав проблему, автор выявил в системе тылового обеспечения РККА следующие тенденции:

1) тенденция увеличения потребности войск в материальных средствах и расширение номенклатуры предметов снабжения. Данная тенденция имела устойчивый характер и проявлялась на протяжении всего рассматриваемого периода (1921–1941 гг.). Ее генезис заключается в появлении новых средств вооруженной борьбы, в изменении стратегии, оперативного искусства и тактики, а также в развитии производительных сил и увеличении возможностей экономики по выпуску продукции военного назначения.

2) Тенденция непропорционального развития боевого и тылового компонентов вооруженных сил. Анализ источников позволяет автору сделать вывод о том, что в межвоенный период в военном строительстве приоритет принадлежал боевому компоненту вооруженных сил. Комплектование частей и учреждений тыла личным составом и техникой осуществлялось по остаточному принципу. Техническая оснащенность служб и войск тыла значительно отставала от технической вооруженности обеспечиваемых ими частей.

3) Тенденция централизации управления тыловым обеспечением войск. Данная тенденция проявлялась в период 1921–1928 годов. Как показывает исследование, в ведении главного начальника снабжений РККА были сосредоточены все вопросы материального снабжения вооруженных сил. Централизация управления службами материального снабжения проходила в сложных условиях, порожденных как объективными причинами, так и личными амбициями отдельных должностных лиц.

4) Тенденция децентрализации системы снабжения вооруженных сил. Она проявлялась в сокращении номенклатуры материальных средств, поставляемых войскам централизованным порядком, в изменении законодательной базы и расширении экономических прав командования частей и органов тыла, в создании специальных фондов (хозяйственного, амортизационного, артельного). Данная тенденция существовала в 1920-е годы.

На основе анализа источников автор приходит к заключению, что развитие системы тылового обеспечения Красной Армии в межвоенный период находилось под воздействием целого комплекса факторов – экономических, социальных, политических и военных.

К экономическим факторам относятся:

состояние народного хозяйства страны (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, финансовой системы) и его возможности по удовлетворению потребностей армии в вооружении, боеприпасах, продовольствии, вещевом имуществе, горючем и других материальных средствах, а также по транспортному, медицинскому, ветеринарному, квартирно-эксплуатационному и торгово-бытовому обеспечению.

Характер господствующих в обществе экономических отношений, определяющий принципы, формы и методы работы органов тыла с поставщиками военной продукции.

К социально-политическим факторам относятся:

Политическая система общества с присущей ей формой государственного устройства, политическими отношениями, нормами, принципами и идеологией. В диссертации наглядно показано, как формирование тоталитарной политической системы в СССР в конце 1920-х годов привело к реорганизации не только военной организации государства, но и изменению системы тылового обеспечения РККА.

Влияние военного фактора обусловлено тем, что тыл является составной частью вооруженных сил. Совершенствование средств и способов вооруженной борьбы, организационно-штатной структуры войск неизбежно ведут к изменению системы тылового обеспечения. Так, например, разработка в 1930-х годах теории глубокой наступательной операции (боя) потребовала повышения мобильности оперативного и войскового тыла. Развитие авиации и артиллерии в армиях вероятных противников привело к изменению глубины тыловых районов.

В период нэпа (1921–1929 гг.) деятельность военно-хозяйственных органов была ориентирована на максимальное использование местной экономической базы, заключение договоров с поставщиками на условиях максимальной выгоды для казны, сокращение расходов, связанных с транспортировкой, обработкой и хранением материальных средств. В условиях многоукладной экономики и рыночных отношений органы тыла РККА достаточно успешно использовали опыт работы интендантского ведомства старой русской армии.

В условиях плановой экономики и жесткой централизации управления (1930-е гг.) работа военно-хозяйственных органов свелась в основном к заказу и приему материальных средств от государственной промышленности и распределению имущества между потребителями. Довольствующие органы и войсковые части лишаются хозяйственной самостоятельности и переводятся на централизованные поставки всеми видами довольствия. В условиях государственно-монополистической экономики это имело определенное положительное значение: войска освобождались от несвойственных им хозяйственных функций; концентрировались материальные и финансовые средства, что позволяло снизить себестоимость продукции. Негативным аспектом этой системы была чрезмерная централизация снабжения, исключающая любую инициативу и самостоятельность на местах.

В качестве практических рекомендаций целесообразно осуществление следующих мероприятий:

1. Направить в Штаб Тыла Вооруженных Сил РФ обобщенный опыт работы военно-хозяйственных органов РККА в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений (1921–1928 гг.).

2. Подготовить и провести научно-практическую конференцию на тему «Опыт тылового обеспечения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах XX–XXI веков».

3. Федеральной архивной службе РФ, архивным учреждениям Министерства обороны. Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности России продолжить работу по рассекречиванию архивных документов, относящихся к 1920–1930-м годам, и снятию ограничений для работы исследователей.

4. В связи с приближающимся 70-летием начала советско-финляндской войны (1939–1940 гг.) подготовить и издать военно-исторический труд, объективно и всесторонне освещающий эти события.

5. Подготовить и опубликовать сборники архивных документов, раскрывающих вопросы строительства и функционирования тыла РККА в межвоенный период (1921–1941 гг.).

6. Предметом самостоятельных научных исследований на уровне кандидатских диссертаций могут стать темы:

«Особенности содержания и снабжения территориально-милиционных формирований РККА в 1920–1930-е годы»;

«Тыловое обеспечение войск Красной Армии в советско-финляндской войне (1939–1940 гг.)»;

«Подготовка кадров тыла Красной Армии в 1920–1930-е годы»;

«Специалисты интендантского ведомства русской армии в РККА: исторические судьбы».

По теме диссертационного исследования опубликовано 29 работ общим объемом 69,3 п. л.

загрузка...