Delist.ru

Семантико-прагматический потенциал некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи (30.08.2007)

Автор: Беглова Елена Ивановна

В 1990–2000-е гг. некодифицированная лексика становится одним из активно используемых источников пополнения словарного состава русского языка. С одной стороны, она востребована в силу своей эмоциональности, оценочности, экспрессивности, с другой – является либо образным, либо смыслообразующим средством публицистических текстов; с третьей – репрезентирует национальную черту – «смеховое» отношение к явлениям окружающего мира.

Наш интерес к обозначенной проблеме вызван и тем, что публицистика является областью пересечения разных подсистем русского национального языка, кодифицированных и некодифицированных лексико-фразеологических средств, а также жанров (например, явление гибридизации жанров).

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что:

– назрела необходимость изучения русского языка постсоветской эпохи как средства, обслуживающего массовую коммуникацию в новых культурно-исторических условиях, так как публицистика является средством массовой и личной коммуникации одновременно;

– потребность в изучении некодифицированной, в частности, жаргонной и арготической лексики продиктована временем, когда она активизировалась не только в устной разговорной речи, но и в публицистике;

– в центре внимания лингвистики оказалась личность говорящая, то есть речевая, поэтому важно проанализировать специфику речи, понимая под речью способы и приемы реализации языка.

Актуальность диссертации подтверждается следующим высказыванием В.В. Виноградова: «Изучение литературного языка, как бы его ни понимать, влечет за собой изучение таких явлений, как «диалекты», «жаргоны», с одной стороны, «разговорный язык», «письменный язык» – с другой, языковой, речевой и литературный «стиль» – с третьей» (Виноградов В.В. Литер. яз. // Избр. тр. История рус. лит. яз.).

Цель работы – выявить семантико-прагматический потенциал некодифицированной лексики и фразеологии в публицистике постсоветской эпохи (в большей степени газетно-журнальном тексте).

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

выявить доминирующие тенденции изменения лексики и фразеологии публицистического стиля постсоветского периода;

определить активный пласт некодифицированной лексики и фразеологии, оказывающий влияние на культуру устной и письменной речи, в частности, на лексические нормы публицистического стиля;

произвести функциональный, лингвостилистический, лингвопрагматический анализ жаргонных, арготических, неологических слов, активно использующихся в газетно-журнальных текстах и заголовках;

изучить теорию по проблемам некодифицированного слова и представить собственную точку зрения на жаргон, арго, профессиональный язык, просторечие с целью упорядочения понятий и терминов;

определить речевые функции некодифицированных слов и выражений (арготических, жаргонных, окказиональных) в публицистическом тексте постсоветского периода;

показать связь некодифицированных лексических единиц с традициями русской культуры, включая «смеховую» культуру;

установить экстра- и интралингвистические причины актуализации некодифицированной лексики и фразеологии в публицистике постсоветского периода;

выяснить роль публицистики в активизации взаимодействия лексики периферийной сферы русского языка (арго, жаргоны, просторечие) и литературной лексики;

описать приемы включения некодифицированной лексики и фразеологии в публицистический текст;

исследовать степень влияния некодифицированной лексики, использующейся в СМИ, на речевую моду и языковой вкус современного носителя русского языка;

представить семантические, стилистические, этимологические особенности некоторых некодифицированных слов, частотных в публицистике постсоветского периода, и установить слова-символы, а также их статус на уровне узуса и кода;

определить семантику ФЕ, жаргонных и арготических единиц, функционирующих в публицистике на протяжении 1990-2000-х гг., выделив при этом новые значения, не отмеченные в современных словарях некодифицированной лексики (арго, жаргонов, языка города);

описать особенности функционирования некодифицированной лексики и фразеологии в газетно-журнальном тексте ;

выделить жанрообразующие черты и описать новые малые речевые жанры публицистики постсоветского периода, текстообразующим фактором которых является некодифицированное слово;

определить стилистические и лингвопрагматические функции некодифицированных лексических единиц в малых речевых жанрах (прикол, аифоризм, стёб, видеома, SMS), опубликованных в газетах постсоветского периода;

выявить новые черты публицистического стиля постсоветского периода, обусловленные взаимодействием нормы и антинормы, кодифицированных и некодифицированных лексико-фразеологических средств;

определить место публицистики постсоветского периода в ее отношении к разговорной речи и языку художественного произведения по способу воздействия на лексические нормы и формирование языкового вкуса нашего современника.

Основная гипотеза диссертационного исследования:

Актуализация некодифицированной лексики и фразеологии в публицистике постсоветского периода обусловливается влиянием разговорной речи на публицистический стиль, ассимиляцией свойств книжной, письменной формы речи и разговорной. Это становится причиной аппеляции к лексико-фразеологической антинорме как основе создания новых приёмов воздействия на адресата для достижения коммуникативно-прагматических задач и выработки новых черт публицистического стиля.

Положения, выносимые на защиту:

Актуализация некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи обусловливается неизбежным процессом взаимодействия разговорной речи и публицистики, отражающим результаты демократизации общества и либерализации языка.

В постсоветский период публицистика начинает играть главную роль в формировании речевого вкуса нашего современника, отодвинув на второе место художественную литературу, занимавшую доминирующие позиции в советскую эпоху.

В постсоветский период в большей степени подверглись нарушению лексико-фразеологические нормы, что нашло отражение в публицистическом тексте: изменилось его лексическое ядро, которое пополнилось жаргонной, арготической и просторечной лексикой.

Использование некодифицированной лексики и фразеологии (прежде всего арготической и жаргонной) адресантом публицистического текста связано, с одной стороны, с проблемами культуры речи (антинормой), с другой – с его коммуникативно-прагматическими задачами (прием; норма), с третьей – с традициями русской культуры («смех»).

Публицистика как часть массовой культуры способствует ассимиляции некодифицированного слова в общенародном употреблении.

Газетно-журнальная публицистика постсоветского периода оказывает влияние на семантику, стилистические, синтагматические, парадигматические изменения ряда арготических и жаргонных единиц.

Публицистика приводит к нивелировке различий групповых жаргонов и расширению границ «общего жаргона», актуализуя употребление некодифицированных слов в разных контекстах, создавая приёмы их включения в текст и заголовки.

Публицистика формирует этическую, эстетическую, лингвистическую оценки некодифицированного слова (прежде всего арготического и жаргонного) со стороны субстрата (в терминологии Е.Д. Поливанова), демонстрируя различные мнения и оценки употребления некодифицированной лексики (лингвистов, писателей, известных политиков и др.), открывая специальные и дискуссионные рубрики.

Публицистический стиль постсоветского периода, в отличие от публицистического стиля советской эпохи, обладает новыми особенностями, обусловленными как экстралингвистическими, так и лингвистическими причинами.

Диалогичность и индивидуализация как новые черты публицистического текста постсоветского периода усиливают взаимодействие разговорной речи и публицистики, кодифицированной и некодифицированной лексики, что приводит к гибридизации жанров.

Публицистика постсоветского периода использует некодифицированное слово как фактор текстообразования, порождая новые малые речевые жанры креативного характера, ориентированные на интеллектуального адресата (аифоризм, видеома, прикол, стёб, SMS).

загрузка...