Delist.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (30.06.2011)

Автор: Николаева Регина Владимировна

Ранение без получения инвалидности Н 5 0,02

Гибель ребенка Н 6 3,42

Для определения социально-экономических потерь было определено количество людей погибших и получивших ранения в ДТП в каждой категории пострадавших. Общие социально-экономические потери от ДТП Республики Татарстан составили в 2009г. – 2 797,97 млн. руб.

Исследования показали, что наибольшие социально-экономические потери в 2009 г. нанесли ДТП, произошедшие на автомобильных дорогах – 1 510,94 млн. руб.

С точки зрения тяжести последствия наиболее опасными ДТП являются происшествия, происходящие на автомобильных дорогах. Значение потерь от одного ДТП в группе «Автомобильные дороги» составляет в среднем 1,00 млн. руб., а в группе «Города и прочие населенные пункты» - 0,32 млн. руб.

Метод определения рейтинга опасных участков по величине экономических издержек от ДТП применен к автомобильной дороге М-7 «Волга», где уже были определены участки концентрации ДТП (глава 3). Общие социально-экономические потери от ДТП на автомобильной дороге М-7 «Волга» составили 271,83 млн. руб.

Исследования показали, что автомобильная дорога М-7 «Волга» имеет 25 участков концентрации ДТП. Наибольший ущерб республике, в результате ДТП, наносят км 1044, 1047, 1049, 1050, 1052, 1061 автомобильной дороги М-7 «Волга». При расстановке приоритета данные участки попали в рейтинг участков концентрации ДТП и по показателю степени риска ДТП, и по величине потерь республики от ДТП, оказавшись среди первых шести участков.

Для устранения на участках концентрации ДТП риска аварийности необходима не единичная мера, а «пакет» мер, в состав которого могут включаться мероприятия планировочного и организационного характера, компоненты дорожного обустройства и информирования пользователей.

В России отсутствуют данные мониторинга результативности мер по снижению дорожной аварийности. Прогноз результативности предлагаемых мер первоначально для условий Республики Татарстан может быть основан на опыте Северных стран.

Экономическая оценка эффекта от принятия мер по повышению безопасности дорожного движения была рассмотрена на наиболее аварийных участках автомобильной дороги М-7 «Волга» - км 1044, 1047, 1049, 1050, 1052, 1061, общий пакет мер по снижению аварийности на участках концентрации ДТП составил 912,30 млн. руб.

Учитывая ограниченность бюджетных средств, целесообразно в первую очередь предусмотреть пакет мер, который характеризуется невысокими затратами и отсутствием необходимости производства масштабных строительных работ. Так на наиболее аварийных участках автомобильной дороги М-7 «Волга» целесообразно предусмотреть мероприятия, связанные с безопасностью пешеходов, к которым можно отнести:

устройство барьерного ограждения (сокращение ДТП на -23%);

введение пешеходных светофоров и центрального островка безопасности на пешеходном переходе (сокращение ДТП на -12%);

восстановление дорожной разметки (сокращение ДТП на -5%).

Стоимость мероприятий ориентировочно составит 12,02 млн. руб. В результате данных мероприятий, возможно, предотвратить 3 смертельных исхода и 4 ранения в год. Ежегодная экономия ВРП Республики Татарстан в результате предотвращения ДТП составит 14,76 млн. руб.

Выгоды от реализации мер по снижению ДТП для Республики Татарстан составит = 14,76-12,02 = 2,74 млн. руб.

Период окупаемости мер ((затраты/выгоды)*12 месяцев) составит = (12,02/14,76)*12=9,8 месяца.

Таким образом, отбор решений по снижению рисков на участках концентрации ДТП на основе оценки экономического эффекта (период окупаемости бюджетных средств) – путь для получения максимального эффекта для республики в условиях отсутствия гарантий долгосрочного стабильного финансирования дорожной отрасли.

Для выявления влияния мероприятий на повышение безопасности дорожного движения в республике необходимо предусмотреть мониторинг эффекта от реализации мер по снижению аварийности на участках концентрации ДТП. В результате накопленного впоследствии опыта можно будет выбирать наиболее подходящие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.

В пятой главе диссертации рассматриваются вопросы совершенствования региональной системы безопасности дорожного движения Республики Татарстан.

Проблема безопасности дорожного движения очень остро стоит перед правительством Республики Татарстан. Стесненность, возникающая на дорогах, а отсюда и резкое учащение непосредственных контактов, плохо регулируемое взаимодействие участников движения, низкая культура и дисциплина вождения, неизбежно приводят к аварийности на автомобильном транспорте.

Организация и обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, как многоплановая и комплексная управленческая задача, требует согласованного участия в ее решении государственных органов, министерств и ведомств, предприятий эксплуатации автомобильных дорог и автотранспорта, органов ГИБДД МВД, Минтранса РТ, общественных организаций и всех прочих, связанных с проблемой обеспечения безопасности, учреждений. Механизмы четкого взаимодействия перечисленных структур обусловлены правильным распределением выполняемых функций в сфере деятельности по организации безопасности дорожного движения, обеспечивая тем самым её системный характер.

Основной целью совершенствования работы по снижению количества ДТП в республике является создание условий для эффективной реализации мероприятий по безопасности дорожного движения. Основные элементы стратегии эффективного управления являются:

четкое определение соответствующей роли и ответственности каждого участника решения проблемы;

создание эффективного механизма координации, который позволяет синхронизировать все действия.

Объектом государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на региональном уровне выступает профессиональная деятельность персонала различных структур, организаций и предприятий, представляющие разные группы интересов в сфере безопасности дорожного движения и влияют на поведение непосредственно самих участников дорожного движения.

В проблеме совершенствования сферы организации безопасности дорожного движения, приоритет следует отдать проблеме создания организационной структуры региональных систем управления дорожной безопасностью. Региональная система безопасности дорожного движения Республики Татарстан должна включать в себя ряд обязательных направлений представленных на рис. 7.

Рис. 7. Основные направления в сфере безопасности дорожного движения Республики Татарстан

Исследования показали, что для принятия решений в сфере управления безопасностью на автомобильных дорогах республики необходимы достоверные статистические данные о ДТП и научный анализ с определением впоследствии мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения. В связи с этим возникает необходимость создания на региональном уровне структуры, основной задачей которой является управление безопасностью дорожного движения – «Региональный Центр безопасности дорожного движения Республики Татарстан» (Центр).

Центр, созданный на региональном уровне, должен входить в подчинение федеральных органов и обеспечивать организационные и функциональные связи. Центр будет систематизировать процесс повышения безопасности движения на автомобильных дорогах республики.

Главным фактором при оценке как непосредственно экономической эффективности, так и косвенного экономического эффекта от создания Центра являются человеческие жизни. По причине ДТП республика ежегодно теряет большое число работающих граждан, что, безусловно, сказывается на экономическом состоянии как всей республики, так и предприятий.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

На основании выполненных исследований сделаны следующие выводы:

Социально-экономическое развитие республики сопровождается ростом спроса населения и экономики на услуги автомобильного транспорта. В последние годы в республике наблюдается постоянный рост числа транспортных средств, что привело к росту числа ДТП.

Установлена закономерность зависимости между числом погибших людей в ДТП и количеством транспортных средств (транспортный риск).

Установлена закономерность между числом погибших людей в ДТП и плотностью населения (социальный риск). На основе зависимости можно сделать вывод, что с увеличением уровня автомобилизации растет смертность на душу населения.

Разработана методика территориального прогнозирования состояния аварийности на региональной сети автомобильных дорог Республики Татарстан. Определены территориальные очаги аварийности республики в разрезе групп «Города и прочие населенные пункты» и «Автомобильные дороги».

Проведена оценка социально-экономических потерь в случае гибели и ранения людей в ДТП.

Проведена экономическая оценка эффекта от принятия мер по повышению безопасности дорожного движения на примере наиболее аварийных участках автомобильной дороги М-7 «Волга».

Разработаны принципы выбора мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, основные направления по совершенствованию региональной системы безопасности дорожного движения Республики Татарстан.

загрузка...