ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (30.06.2011)
Автор: Николаева Регина Владимировна
L – протяженность участка, км; m – количество лет в расчетном периоде. Метод определения рейтинга участков концентрации ДТП по степени риска основан на принципе: участком с наибольшим риском ДТП является тот, где за рассматриваемый период произошло наибольшее количество учетных ДТП в соотношении с интенсивностью движения транспортных средств и протяженностью участка. Исследования показали, что на основе рейтинга участков концентрации ДТП в первую очередь необходимо повысить безопасность дорожного движения на км 1050, 1047, 1052, 1044, 1049, 1061, табл. 3. Таблица 3 Участки концентрации ДТП на автомобильной дороге М-7 «Волга» Рейтинг по степени риска Участок концентрации ДТП, ДТП на1млн. авт.-км Степень опасности участка концентрации Тип участка концентрации ДТП в зависимости от стабильности наблюдаемого уровня аварийности 1 1050 1,8 очень опасный регрессирующие участки 2 1047 1,69 очень опасный прогрессирующие участки 3 1052 1,18 очень опасный стабильные участки 4 1044 0,96 очень опасный прогрессирующие участки 5 1049 0,9 очень опасный регрессирующие участки 6 1061 0,87 очень опасный прогрессирующие участки Выявление участков концентрации ДТП – важное условие для организации целенаправленной и экономичной деятельности по снижению аварийности на сети автомобильных дорог. При этом необходимо не только выявлять участки концентрации ДТП, но и управлять данными участками. Алгоритм управления участками концентрации ДТП представлен на рис. 6. 10 ЭТАП Выводы, заключения Рис. 6. Алгоритм управления участками концентрации ДТП В четвёртой главе диссертации проведена оценка социально-экономических потерь от гибели и ранения людей в ДТП по Республики Татарстан. ДТП является негативной стороной и главной угрозой экономической безопасности в сфере автотранспорта, которое ведет к социально-экономическим потерям общества. Так, по приблизительным оценкам, социально-экономический ущерб составляет 2-3% ежегодного валового внутреннего продукта (ВВП) России. Главным признаком ДТП является причинение ущерба: физический ущерб (гибель или ранение человека) и материальный ущерб (повреждение транспортных средств, груза, дорожных сооружений). Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Значение размеров ущерба дает возможность объективно оценить масштабы и уровень аварийности, определить объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направить на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Потери в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включают в себя: экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения; затраты на оказание пострадавшим медицинской помощи и лечение; выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших), оплата по временной нетрудоспособности. При проведении практических расчетов использовался упрощенный метод получения нормативов ущерба от гибели или ранения людей в ДТП методики Р-03112199-0502-00 «Методика оценки расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий», нормативы ущерба в результате гибели и ранения людей от ДТП в Республике Татарстан представлены в табл. 4. Таблица 4 Нормативные величины ущерба от ДТП Республике Татарстан, 2009г. Нормативные показатели Обозначение Ущерб за 2009г., млн. руб. Гибель человека, имевшего семью Н 1 2,98 Гибель человека, не имевшего семью Н 2 2,82 Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы Н 3 1,47 Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы Н 4 0,85 |