Delist.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (30.06.2011)

Автор: Николаева Регина Владимировна

определение основных факторов сопутствующих возникновению ДТП;

определение участков концентрации ДТП и выявление степени риска ДТП этих участков;

определение общих направлений деятельности по снижению аварийности на участках концентрации ДТП.

Для формирования территориальных очагов аварийности создаются две группы «Города и прочие населенные пункты» и «Автомобильные дороги», которые в свою очередь разбиваются на подгруппы.

Исследования показали, что существенное влияние на уровень аварийности республики оказывает группа «Города и прочие населенные пункты», в процентном соотношении данная группа составляет 72,54% от всех ДТП по Республике Татарстан, а группа «Автомобильные дороги» - 27,46%. При этом 36,38% от всех ДТП в республике происходит в ее столице – г. Казань.

На основе данных ДТП определяется средний уровень аварийности для каждой подгруппы в группе «Города и прочие населенные пункты» по формуле:

где: аi – средний уровень аварийности подгруппы i в группе «Города и прочие населенные пункты» или количество ДТП, приходящихся на один населенный пункт в подгруппе i, %;

Дi- количество ДТП в подгруппе i группы «Города и прочие населенные пункты»;

Д – количество ДТП в группе «Города и прочие населенные пункты»;

k – количество населенных пунктов в подгруппе i группы «Города и прочие населенные пункты».

Средний уровень аварийности для каждой подгруппы в группе «Автомобильные дороги» вычисляется аналогично группе «Города и прочие населенные пункты».

Средние уровни аварийности по группам представлены в табл. 2.

С учетом среднего уровня аварийности формируются списки территориальных очагов аварийности республики в группах «Города и прочие населенные пункты» и «Автомобильные дороги».

Исследование показало, что основными территориальными очагами аварийности являются столичная, камская и нефтяная экономические зоны, которые оказывают влияние на уровень аварийности в республике. Это обусловлено тем, что в этих зонах расположены такие города, как г. Казань, г. Набережные Челны и г. Альметьевск, а также через данные районы проходят две основные федеральные трассы «М-7 «Волга» Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа» и «Казань - Оренбург» и наиболее аварийные региональные дороги. Остальные экономические зоны наименьшим образом влияют на уровень аварийности в республике.

Таблица 2

Расчетные средние уровни аварийности по группам в Татарстане

п/п Наименование подгрупп в группе средний уровень аварийности подгруппы, %

по годам в среднем

за 5 лет

2005 2006 2007 2008 2009

I «Города и прочие населенные пункты»

1.1 Столица РТ 50,29 51,22 48,95 50,42 49,98 50,22

1.2 Республиканские, краевые и областные центры 3,59 3,77 4,19 4,08 4,09 3,93

1.3 Другие города (райцентры, НП районного значения) 0,36 0,34 0,30 0,30 0,29 0,32

1.4 Прочие НП 0,23 0,21 0,22 0,21 0,23 0,22

II «Автомобильные дороги»

2.1 Автомобильные дороги федерального значения 4,59 4,63 5,31 4,83 4,59 4,79

2.2 Автомобильные дороги регионального значения 0,44 0,38 0,38 0,45 0,41 0,41

2.3 Ведомственные дороги 0,03 0,04 0,03 0,13 0,09 0,06

2.4 Иные 1,08 1,12 1,02 1,01 1,09 1,06

<гах необходим план действий по их улучшению, при этом необходимо определение всего объема работ на всей дорожной сети и расстановка приоритетов выполнения дорожных работ. Расстановка приоритетов выполнения работ начинается с рейтинга дорог в составе дорожной сети по их социально-экономическому значению. Одна из главных дорог Республики Татарстан - федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга», т.к. она является дорогой общего пользования и важным объектом для республики. По результатам территориальной оценки состояния аварийности данная дорога оказывает влияние на уровень аварийности в республике.

Исследования факторов аварийности автомобильной дороги М-7 «Волга» показали, что основные причины аварийности, это:

недостаточная ширина проезжей части (не соответствует требованиям СНиП), основной вид ДТП - столкновение транспортных средств;

отсутствие на дороге разделения транспортных и пешеходных потоков, одним из основных видов ДТП является наезд на пешехода;

неправильная организация дорожного движения, т.к. большая часть всех ДТП происходит на прямых горизонтальных участках и т.д.

При исследовании автомобильной дороги М-7 «Волга» было выявлено 25 участков концентрации ДТП, из них 12 прогрессирующих, 8 стабильных и 5 регрессирующих, участки расположились близ таких населенных пунктов, как г. Казань и г. Набережные Челны.

Степень риска ДТП для участка определяется по следующей формуле (коэффициент относительной аварийности):

где: Z – количество ДТП на 1 млн. авт-км;

n – количество ДТП на участке дороги за расчетный период;

N – среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут;

загрузка...