Delist.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (30.06.2011)

Автор: Николаева Регина Владимировна

На основе проведенного анализа сделан вывод, что для повышения безопасности движения на автомобильных дорогах Республики Татарстан необходима разработка комплекса мероприятий по повышению безопасности, в первую очередь связанных с улучшением дорожных условий.

Во второй главе диссертации проводится исследование уровня автомобилизации и влияние ее на количество погибших в ДТП с целью оценки уровня безопасности на автомобильных дорогах Республики Татарстан.

Исследованиям проблемы аварийности на автомобильных дорогах посвящены работы В.Ф.Бабкова, О.А. Дивочкина, Е.М. Лобанова, В.Н. Сытника, В.А.Аксёнова, В.В. Чванова и др., в Германии – К.-Х. Ленца, У. Браннольте и др.; в Великобритании - Р. Смида, Р. Оллсопа и др., в Швеции – Карла-Гуннара Хаммарлунда, К. Аспа и др.

Для оценки уровня безопасности дорожного движения в Республике Татарстан использовались статистические модели оценки уровня безопасности дорожного движения, которые основаны на сравнении статистических данных о ДТП, уровне автомобилизации (транспортные и социальны риски).

Транспортный риск (риск дорожного движения) выражается в количестве погибших на определенное количество транспортных средств (обычно на 100 тыс. транспортных средств). Это показатель безопасности системы, т.е. насколько опасно каждое транспортное средство.

Расчет транспортных рисков производится по формуле:

D/N=?*(N/P)?2/3, (1)

где: D - количество погибших в ДТП;

N - количество зарегистрированных транспортных средств;

P - численность населения;

?= поправочный коэффициент.

На основе модели Смида установлена закономерность изменения количества погибших в ДТП на автомобильных дорогах Республики Татарстан (D) в зависимости от парка транспортных средств (N), при плотности населения (Р):

или D = 0,00023 (NP13)0,07 , (2)

Динамика транспортных рисков Республики Татарстан за период 1998-2008 гг. представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика транспортных рисков в Республике Татарстан

Для сравнения полученных данных по транспортным рискам с оригинальной моделью Смида в координатах «автомобилизация - транспортные риски», рис. 3.

Данные, представленные на рис. 3, показывают, что транспортные риски Республики Татарстан практически совпали со значениями модели Смида. Таким образом, можно сделать вывод, что при ежегодном увеличении транспортных средств, количество погибших на единицу автомобилей уменьшается.

Для сравнения человеческих потерь в ДТП используют показатель социальных рисков.

Рис. 3. Модель Смида для условий Республики Татарстан

в координатах «автомобилизация - транспортные риски»

Социальный риск (риск здоровья населения) выражается в количестве погибших или раненых в дорожном движении (обычно на 100 тыс. жителей в год).

Из формулы для транспортных рисков (1), как следствие, определяются социальные риски и общее количество погибших в ДТП:

D/P=?*(N/P)1/3 или (3)

D=?*N1/3*P2/3,

На основе модели Смида установлена закономерность изменения количества погибших в ДТП на автомобильных дорогах Республики Татарстан (D) в зависимости от плотности населения (P) и уровня автомобилизации населения (N/P):

или D = 0,000228 (NP14)0,067 , (4)

Динамика социальных рисков Республики Татарстан за период 1998-2008 гг. представлена на рис. 2.

Рис. 4. Динамика социальных рисков Республики Татарстан

Данные представленные на рис. 4 показывают, что с ростом автомобилизации в Республике Татарстан происходит повышение социальных рисков. При достижении автомобилизацией критического значения (160 авт. на 1000 жителей) происходит уменьшение социальных рисков.

Для сравнения полученных данных по социальным рискам с оригинальной моделью Смида сделано наложение полученных данных по социальным рискам Республики Татарстан на оригинальный график Смида в координатах «автомобилизация - социальные риски», рис. 5.

Рис. 5. Модель Смида для условий Республики Татарстан

в координатах «автомобилизация - социальные риски»

Данные, представленные на рис. 5, показывают, что точки, характеризующие аварийность, расположились выше линии предсказанных значений Смидом, а также наблюдаются отклонения от оригинальной модели Смида.

Таким образом, проведенные исследования выявили зависимость уровня автомобилизации от количества погибших на 100 тыс. транспортных средств и от количества погибших на 100 тыс. жителей.

Третья глава диссертации посвящена разработке принципов территориальной оценки состояния аварийности на сети автомобильных дорог Республики Татарстан, которые должны учитываться при разработке мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Первые работы в этом направлении были выполнены в Проблемной лаборатории организации и безопасности дорожного движения ПЛОБД-МАДИ к.т.н. В.Н. Сытником.

Территориальный очаг аварийности – составная часть административно-территориального деления республики, состояние аварийности в пределах которого оказывает влияние на уровень и особенности изменения аварийности на территории республики.

Рассматриваемая территориальная оценка состояния аварийности на сети автомобильных дорог республики определяет ряд важных процедур, необходимых для определения мер по повышению безопасности дорожного движения. К ним относятся:

определение территориальных очагов;

формирование списка территориальных очагов аварийности в группе городских территорий и автомобильных дорог республики;

загрузка...