Delist.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (30.06.2011)

Автор: Николаева Регина Владимировна

На основе анализа статистических данных о ДТП установлена закономерность изменения количества погибших в зависимости от уровня автомобилизации и плотности населения для условий Республики Татарстан.

Разработана методика определения территориальных очагов аварийности для условий Республики Татарстан.

Разработана методика оценки социально-экономических потерь от ДТП в условиях Республике Татарстан.

Разработаны принципы обоснования приоритетных направлений совершенствования региональной системы обеспечения безопасности движения на сети дорог Республики Татарстан.

Достоверность научных выводов подтверждается доказательством применимости принятых допущений и ограничений, а также обоснованием числа натурных измерений методами математической статистики.

Практическое значение диссертационной работы. В результате исследований разработаны практические мероприятия и рекомендации по организации дорожного движения с целью повышения безопасности движения на дорогах Республики Татарстан. Определены основные направления по совершенствованию региональной системы обеспечения безопасности дорожного движения Республики Татарстан.

Реализация работы. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» при определении территориальных очагов аварийности на автомобильных дорогах Республики Татарстан. Отдельные положения и рекомендации диссертации используются в учебном процессе кафедры «Организация и безопасность дорожного движения» Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КазГАСУ).

Апробация работы. Основные положения и результаты исследований были доложены и получили одобрение на заседаниях Кафедры изысканий и проектирования дорог МАДИ, ПЛОБД-МАДИ и кафедры «Организация и безопасность дорожного движения» КазГАСУ, V Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера» (28-30 ноября 2007г., Казань, Татарстан), на республиканской научно-практической конференции «Качество, эффективность, перспективы безопасности дорожного движения» (28 октября 2009 г. г. Казань, Татарстан), на международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения» (26-27 февраля 2010 г., г. Казань, Татарстан), на V российско-германской конференции по безопасности дорожного движения (21-22 июня 2010 г., г. Иркутск).

На защиту выносятся:

Закономерности изменения аварийности на сети автомобильных дорог Республики Татарстан, тенденции развития автомобильного транспорта в республике.

Закономерности изменения количества погибших людей от уровня автомобилизации и плотности населения в условиях Республики Татарстан.

Методика территориальной оценки состояния аварийности на сети автомобильных дорог Республики Татарстан.

Результаты оценки социально-экономических потерь от ДТП.

Экономическая оценка эффекта от реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, в том числе 3 работы в журнале из Перечня, утвержденного ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, изложена на 179 страницах машинописного текста, содержит 40 рисунков и 46 таблиц, библиографический список из 114 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована цель, показана научная новизна работы и практическая значимость.

В первой главе диссертации дан анализ социально-экономического положения Республики Татарстан и оценка влияния автомобильного транспорта на развитие республики. Проведен подробный анализ состава автомобильного парка и уровня аварийности на автомобильных дорогах.

Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Приволжского федерального округа.

В последние годы в структуре грузоперевозок в республике на первом месте находится автомобильный транспорт, на долю которого приходится 65% всех перевозимых грузов, наибольший объем пассажирских перевозок осуществляется также автомобильным транспортом и составляет 50-60% от общего объема пассажирских перевозок.

В условиях высокого уровня автомобилизации, которая наметились в настоящее время в республике, темпы развития сети дорог значительно отстают от темпов роста количества автомобилей. Население и водители оказались неподготовленными к цивилизованному участию в дорожном движении. Все это сказалось на росте аварийности на дорогах республики.

За последние 11 лет (период 1998-2008гг.) в Российской Федерации произошло 2 143 925 ДТП, в которых погибло 352 525 человек, и было ранено 2 567 408, а в Республике Татарстан - 61 590 ДТП, количество погибших - 8432 человек, раненых - 75138 человек, рис. 1.

Рис. 1. Динамика аварийности на автомобильных дорогах

Российской Федерации и Республики Татарстан

Анализ аварийности показал, что за период 1998-2008гг. количество ДТП увеличилось в Российской Федерации на 36,2%, в Республике Татарстан на 52,8%, число погибших, соответственно, на 3,2% и на 3,5%, а число раненых – на 47,31% и 76,2%. В последние годы 2007-2008гг. наблюдается уменьшение ДТП, а также числа погибших и раненных.

Автором установлено, что одним из основных факторов, сопутствующих возникновению ДТП в Республике Татарстан является неудовлетворительное содержание дорог (табл. 1).

Таблица 1

ДТП, совершенные по причине неудовлетворительного содержания дорог в Татарстане

Годы Общее

количество ДТП Количество ДТП,

вызванных неблагоприятными дорожными условиями % от общего

количества ДТП

2004 6499 1486 22,9

2005 6639 1599 24,1

2006 7085 1734 24,5

2007 5995 1350 22,5

2008 5958 1030 17,3

2009 5572 1157 20,8

Наиболее часто в местах совершения ДТП в 2009г. регистрировались низкие сцепные качества покрытия (58,4 %), недостаточное освещение (7,2 %), отсутствие ограждений в необходимых местах (6,5 %), отсутствие горизонтальной разметки (5,9 %), дефекты покрытия (4,4 %), неудовлетворительное состояние обочины (2,9 %).

загрузка...