Delist.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (30.05.2011)

Автор: СОЛДАТОВ НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ

При разработке формальных моделей компонентов в диссертации использовались методы общей теории систем и классический теоретико-множественный аппарат. При разработке моделей документооборота использовалась теория графов, теория массового обслуживания методы математического программирования, имитационное моделирование и др.

Научная новизна

Научную новизну работы составляют методы и модели технологических процессов подготовки документов банковской отчетности в системе электронного документооборота предприятия.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты:

формальные механизмы синхронизации пользователей в системе подготовки банковской отчетности предприятия;

схема вложенных описаний технологических процессов подготовки банковской отчетности;

методика анализа финансовой устойчивости и кластеризации предприятий по производственным показателям;

программно-моделирующий комплекс системы мониторинга оценки финансовой устойчивости.

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов, изложенных в работе, определена проверкой согласования результатов аналитических моделей с эквивалентными по формализации компонентами имитационной модели. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения в ряде предприятий.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области автоматизации системы документооборота. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде предприятий, а также используются в учебном процессе в МАДИ.

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях и семинарах (2006-2010 гг.);

на заседании кафедры «Автоматизированные системы управления» МАДИ.

Совокупность научных положений и практических результатов исследований в области автоматизации банковской отчетности представляет актуальное направление в области теоретических и практических методов принятия решений и выбора стратегий управления промышленными предприятиями.

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Содержание работы

Во введении показана актуальность решаемой проблемы, сформулирована цель и задачи исследования, приводится краткое описание содержания глав диссертации.

В первой главе диссертации проводится анализ методов и моделей автоматизации формирования банковской отчетности.

Отчетность предприятия представляет собой комплексную систему данных о финансовом и имущественном положении организации и результатах его хозяйственной деятельности на протяжении отчетного периода.

Отчетность предоставляется в следующие инстанции:

учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами;

территориальным органам государственной статистики по месту ее регистрации;

государственным либо коммерческим банкам, субъектам исполнительной власти, финансовым органам налоговой инспекции и другим пользователям, заинтересованным в информации о предприятии, которые, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, могут проводить проверку определенных сторон деятельности предприятия и анализировать соответствующую документацию.

Обязательная отчётность предприятия формируется на основе бухгалтерского учета в соответствии с установленными нормами и стандартами. Образцы типовых форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/99. Рекомендации по объему форм бухгалтерской отчетности и порядку их составления и представления утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Эти рекомендации служат, прежде всего, для выработки общих подходов к формированию отчетности, не ограничивая при этом самостоятельности предприятия при решении вопроса о составе и форме представления показателей с учетом особенностей их деятельности в отчетном периоде.

Для применяемых в настоящее время методов подготовки отчетных документов характерны: высокая трудоемкость, низкая формализация, недостаточная оперативность и недостоверность предоставляемой отчетной информации.

Анализ существующих методов подготовки отчетных документов показывает, что большинство из них предполагают использование большого количества ручных операций. Это связано с тем, что для составления большинства отчетных документов необходимо получить данные из нескольких источников, только часть из которых предоставляют информацию автоматически. Большая часть сбора данных представляет собой запросы информации у других подразделений и последующая их обработка с целью формирования документа. Сам алгоритм подобного сбора информации чаще всего не формализован, а основным средством обмена данными является файлы электронных таблиц. Данные обычно заносятся в таблицы и переносятся между ними посредством ручного ввода. Очевидно, что при использовании подобного способа обработки данных велика вероятность появления некорректных данных.

То обстоятельство, что потоки данных, источники их получения и алгоритмы обработки являются не формализованными, делает процесс подготовки отчетных документов не прозрачным. В этом случае проверить достоверность полученной информации крайне сложно.

В подготовке отчетности задействовано несколько исполнителей или даже подразделений. Часть данных в отчетных документах может пересекаться. В этом случае необходимым становится применений механизмов контроля и синхронизации информации и действий исполнителей. В существующих методах подготовки документов чаще всего такой контроль выполняется вручную.

Низкая формализация в результате приводит к хаотичности процессов формирования отчетности и как следствие искажению соответствующей информации. Повышение трудоемкости при ограниченном штате сотрудников и сохранении старых методов формирования отчетности приводит к снижению оперативности. Процесс доставки информации конечному пользователю отчета может состоять из множества этапов, каждый из которых характеризуется задержками и искажением информации, не поддающимися прогнозированию.

Полагается, что документ — логическая единица, которая с технологической точки зрения может быть определена как элемент электронного документооборота. На уровне бизнес-логики обнаруживаются существенные различия между разными системами электронного документооборота (СЭД). Их компоненты, хотя и могут быть устроены по-разному, отличаются степенью сложности, но при этом функционально аналогичны. Можно выделить ряд фундаментальных компонентов, из которых, как из кубиков, складывается функциональность любой СЭД.

Управление документами в хранилище. Включает процедуры добавления и изъятия документов, сохранения версий, передачи на хранение в архив, поддержания архива и т.д.

Поиск документов. Состоит из поиска по атрибутам, визуального поиска по различным деревьям, в которые уложены документы, поиска по полному тексту, смыслового поиска и т.д.

Маршрутизация и контроль исполнения. Маршруты документов могут быть гибкими и жесткими. В случае гибкой маршрутизации следующий получатель документа определяется сотрудником, в ведении которого документ находится в данный момент. В случае жесткой маршрутизации путь прохождения документов определяется заранее на основе некоторой логики. В реальной жизни применяется «смесь» из этих двух подходов: для одних документов и структур в организации уместнее жесткая маршрутизация, для других гибкая. Функция маршрутизации присутствует не во всех СЭД.

Отчеты. Служат аналогом конторских журналов учета документов. Используя различные отчеты, можно посмотреть, например, общее время, потраченное сотрудниками на работу над конкретным документом, скорость прохождения документов по подразделениям и т.д.

Администрирование. Поддержка работы самой системы, настройки ее параметров и т. д.

В работе проведен анализ системы управления workflow, которая координируют действия, ресурсы и данные в соответствии с формальным представлением логики процесса, что позволяет достичь потенциальной эффективности посредством ликвидации задержек переходов и ожиданий между действиями в процессе, и предоставляют детальный контроль за распределением задач между участниками процесса подготовки документов.

В иерархическом сценарии либо сервис введения присваивает задание конкретным исполнителям, или на промежуточном шаге менеджер получает все ожидающие задания и вручную назначает задания участникам процесса подготовки документов. В то время как первая стратегия полезна, если система управления способна выполнять оптимизацию расписания, вторая стратегия снижает механистическое присвоение заданий технической системой, что может повысить одобрение (принятие) пользователем.

Имитационное моделирование среди методов системного анализа процессов документооборота является одним из самых мощных средств, позволяющих смоделировать как производственную деятельность, так и деятельность по формированию банковской отчетности, что связано с принятием решений в условиях неопределенности.

. Механизм синхронизации

загрузка...