Delist.ru

Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

Принцип опознавательности. Выделение и учет опознавательных признаков в ходе функционального развития перцептивных процессов, что обеспечивает целостное опознание сложных объектов.

Принцип активности. По существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах взаимодействия внешней и внутренней среды.

Принцип диадического взаимодействия. Согласно этому принципу, изучение потребностей личности возможно лишь в системе отношений человек-среда. Поскольку личность не существует вне окружения социального, объектом анализа должна стать их взаимосвязь.

Принцип реактивности. Любой процесс в системе определяется внешним стимулом. Этот принцип тесно связан с идеей детерминизма.

Принцип резонанса. Наличие стимулов, релевантных потребностям или ценностям личности.

Автор предлагает модель внешней и внутренней инфраструктуры социально ориентированной системы маркетинга (рис. 2).

Рис. 2. Внешняя и внутренняя инфраструктура

социально ориентированного маркетинга

Знание состава элементов, образующих инфраструктуру указанной системы и формулирование принципов позволит разработать научно обоснованный социально ориентированную систему маркетинга на предприятии, согласующую интереы общества, предприятия, потребителя и обеспечивающая его существенные конкурентные преимущества, служит благоприятной основой для реализации принципов синергетики.

 5. Разработана система методического обеспечения формирования социально ориентированной системы маркетинга, учитывающая интересы общества, предприятия, потребителя, что способствует осуществлению деятельности отечественных предприятий в соответствии с международными стандартами социально ориентированного бизнеса.

Рекомендуемая процедура методического обеспечения формирования социально ориентированной системы маркетинга базируется на использовании четырех стандартов международной отчетности : стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании), стандарт Account Ability AA 1000, стандарт ISO 14 000 и стандарт ответственности SA 8000.

К основным требованиям, подлежащим учету в сфере социальной отчетности относятся:

Открытость, полнота и точность информации. В отчет должна быть включена вся информация о деятельности в области устойчивого развития с достаточной степенью детализации.

Вовлечение заинтересованных сторон. Участие заинтересованных сторон в выборе тем для отражения в отчете помогает организации сконцентрироваться на наиболее значимых вопросах.

Верифицируемость информации. Вся информация, используемая для составления отчета, должна быть представлена так, чтобы ее можно было подтвердить при проведении независимого аудита.

Значимость и ясность информации. Информация должна быть изложена в ясной форме и в логическом порядке.

Объективность информации. При отборе информации для включения в отчет организация должна избегать предвзятости.

Сопоставимость и последовательное улучшение отчетности . Отчет должен поддаваться сравнению с аналогичными отчетами других организаций, а также отражать изменения, произошедшие в сфере деятельности организации с момента выпуска предыдущего отчета.

Своевременность отчетов. Отчеты должны выпускаться с необходимой периодичностью.

Перечисленные международные стандарты следует рассматривать в качестве первого (верхнего) уровня методического обеспечения разработки социально ориентированной системы маркетинга для коммерческих организаций. Самым большим затруднением здесь является формулирование в новом, социальном контексте вопросов использования определенного состава финансовых показателей, а также установление собственных показателей в стандартах GRI, разработанных для компаний, которые в своей деятельности учитывают принципы социальной ответственности.

Второй уровень ( система национальных законодательных актов, прежде всего законодательство о предпринимательской деятельности, о труде, законодательство субъектов РФ, межотраслевые и отраслевые национальные стратегии, федеральные целевые программы.

Третий уровень ( акты бизнес сообщества и саморегулируемых организаций.

Рис. 3. Уровни методического обеспечения социально ориентированной системы

маркетинга предприятия

Четвертый уровень ( корпоративные стратегии, стандарты, социальные кодексы, программы. Они разрабатываются и утверждаются на предприятиях.

Таким образом, разработка социально ориентированной системы маркетинга должна базироваться на четырехуровневой системе методического обеспечения, которая предусматривает организацию планирования на предприятии с учетом глобальных, национальных, региональных и корпоративных особенностей внешней и внутренней среды.

6. Разработана методика моделирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии, позволяющая формировать экономически эффективный вариант ее организации.

Методика моделирования социально ориентированной системы маркетинга разработана с учетом принципа изоморфизма (многообразия): замена одного объекта на адекватную модель. Соотношение объекта и модели определяется степенью ее адекватного описания научными и иными средствами (вербально, графически и т.д.)

Социально-экономическую модель сложно представить в математическом виде. Для создания модели сложной системы необходимы средства содержательного эмпирического представления, которые предшествуют использованию формальных средств математики.

Моделирование социально ориентированной системы маркетинга рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими этапами (рис. 4).

Рис. 4. Схема моделирования социально ориентированной системы

Предложенная методика моделирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятия позволяет сформировать экономически наилучший вариант организации системы.

7. Разработана методика прогнозирования результатов стратегического планирования социально ориентированной системы маркетинга, позволяющая обеспечивать предприятия достоверной информацией, что способствует повышению его управляемостью.

Прогнозирование числовых оценок основных показателей реализации стратегических планов социально ориентированной системы маркетинга является важным элементом в обеспечении надежного и устойчивого функционирования коммерческого предприятия на целевом рынке. К основным этапам решения многоуровневых и многокритериальных задач прогнозирования относятся:

– определение уровней прогнозирования;

– определение необходимых параметров прогнозирования на каждом из уровней анализа;

– определение эффективности принимаемых решений на каждом уровне;

– согласование решений, относящихся к каждому уровню;

– выбор результирующего компромиссного решения.

Сущность предлагаемой методики прогнозирования показателей при реализации планов в рамках социально ориентированного стратегического маркетинга заключается в реализации следующих этапов (рис. 5).

загрузка...