Delist.ru

Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

Багиев Г. Л.

Асаул А. Н. Социальный маркетинг Представляет собой маркетинговую деятельность, связанную с разработкой, реализацией и контролем социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности к определенным социальным идеям, движениям или практическим действиям. Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.: Питер, 2000.

Захарова С. А. Социальный маркетинг Установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с единовременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества Захарова С.А. Кризис индустриализма и концепция социального маркетинга//Маркетинг. – 1996. - №5. – С.3-7.

С концепцией маркетинга связаны две проблемы: во-первых, приверженность концепции маркетинга не всегда гарантирует этическое поведение, компании могут создавать видимость того, что они удовлетворяют потребности потребителей, в действительности же игнорируют их; во-вторых, даже если компании действительно удовлетворяют потребности потребителей, это может нарушать права других людей. Первая совокупность проблем относится к этическому аспекту ответственности компаний перед потребителями, другая группа вопросов выходит за рамки взаимоотношений с потребителями и относится к более широкому аспекту ответственности маркетинга перед обществом в целом.

Социально ориентированный маркетинг – это маркетинг, концепция которого, направленная на согласование потребностей, возможностей и интересов потребителей, предприятий и общества, изучение и формирование потребностей покупателей с учетом интересов общества и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты. Маркетинговые действия должны приносить максимально возможное благо для всех участников экономического процесса.

Направляя деньги на социальные программы, осуществляя свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, работая в интересах общества корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создаёт благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.

 3. Определена сущность социально ориентированной системы маркетинга, заключающаяся в оптимизации отношений между бизнесом, обществом и потребителем, что способствует решению социально-экономических проблем на макро и микро уровнях.

При анализе стадий развития маркетинга, становится очевидным, что первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли, затем они стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга. А на современном этапе при принятии решений многие фирмы думают и об интересах общества, т.е. руководствуются концепцией социально-ответственного маркетинга. Но этого уже недостаточно, необходим целостный подход, который охватывает обширный набор стратегических, практических и программных мероприятий, базирующихся на принципе обеспечения устойчивого развития и тесно интегрированных с процессами ведения бизнеса и принятия решений в компании. Эти движения вынуждают бизнес перестраивать свои взгляды на свое стратегическое развитие и формирование социально-ориентированной системы маркетинга. Именно системный подход позволяет учитывать интересы бизнеса и интересы общества.

К основным условиям адаптации социально ориентированной системы маркетинга к условиям и возможностям предприятия относятся следующие:

1. Свобода потребителя и производителя.

2. Максимальное ограничение потенциального ущерба.

3. Удовлетворение базовых потребностей.

4. Экономическая эффективность.

5. Наличие инноваций.

6. Защита интересов потребителей.

Соблюдение перечисленных условий в работе предприятия позволяет более оптимально адаптироваться к внешним условиям окружающей среды.

4. Нашли развитие теория и методология создания социально ориентированной системы маркетинга на предприятии, согласующая интересы общества, предприятия и потребителя, что одновременно обеспечивает его существенные конкурентные преимущества.

Социально ориентированная система маркетинга является целостным, структурным образованием, включающим множество взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами и связями друг с другом. Элементы в системе выступают как своеобразный предел возможного разделения системы на элементарные составляющие. Выделение элементов системы позволяет разобраться в строении самой системы и определить ее структурно-функциональные связи и отношения, представляя собой механизм согласования потребностей и интересов покупателей, бизнеса и общества в целом. Определение количества таких элементов в процессе исследования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии имеет субъективно-творческий характер.

Методологической основой построения социально ориентированной системы маркетинга стали такие универсальные научные принципы как:

Рис. 1. Соотношение принципов и элементов социально ориентированной

системы маркетинга на предприятии

Принцип достоверности означает, что подлежащие использованию в расчетах исходные данные по исследуемому рынку должны характеризоваться приемлемой степенью точности.

Принцип оптимальности. Из альтернативных вариантов маркетинговых решений должен выбираться наилучший вариант.

Принцип целевой направленности предполагает необходимость применения при проведении необходимых расчетов таких методов (подходов), которые обеспечивали бы достижение главной цели, во имя достижение которой предполагается проводить маркетинговые исследования.

Принцип адекватности характеризует не только необходимость организации процесса сбора достоверной ретроспективной и текущей статистической информации на постоянной основе, но и выявление устойчивых тенденций в развитии отдельных рынков, отраслей и производств.

?????$ ???$??

?????????

?????$????

???????????o

????th?$??

???????????o

????????ue

ьцьцьцьцьожЬжТЖТЖТЖТЖТЖТЖТЖТьцьАёАьжЬжЬжЬжЬжЬжьцьцьцьоі®§®§®§®§®§®

??o ???????p ???????p

???????????p?еобходимость построения системы управления социально-ориентированным маркетингом в тесном единстве и взаимообусловленности всех ее элементов.

Принцип многокритериальности обусловливает целесообразность использования многокритериального подхода при выборе наилучшего маркетингового решения.

Принцип актуализации результатов расчетов предполагает необходимость внесения соответствующих коррективов в маркетинговые расчеты в случае появления новых статистических данных по рассматриваемому рынку. Благодаря учету этого принципа создаются благоприятные условия для повышения точности маркетинговых расчетов.

Принцип корректности исходных данных. Этот принцип обусловливает необходимость учета особенностей и проведение соответствующей корректировки исходных данных в процессе проведения маркетинговых исследований в отношении рассматриваемого рынка на основе накопленной ретроспективных статистических данных.

Необходимость представления вышеперечисленных принципов относительно социально ориентированной системы маркетинга обусловлено отсутствием полного и системного их представления в научной литературе.

Вышеизложенные научные принципы автор предлагает дополнить следующими принципами:

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16