Delist.ru

Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

Северо-Западный 1613,9 102,4 Мурманская область

Псковская область 1793,3

Южный 1426,4 102,6 Чеченская Республика

Республика Калмыкия 1634,5

Приволжский 1347,4 102,8 Самарская область

Республика Татарстан 1494,1

Уральский 1580,7 101,7 Тюменская область

Курганская область 1829,3

Сибирский 1537,3 102,0 Иркутская область

Омская область 1708,9

Дальневосточ-ный 2137,6 102,8 Чукотский авт. округ

Амурская область 4924,8

Важным фактором, формирующим внешний фон развития социальной активности российских предприятий, является то, что прямые экономические мотивирующие факторы к такой активности пока не выработаны. В настоящее время главным мотивом разработки социальных программ и подготовки социальной отчетности в российских компаниях является необходимость в «эффективной защите» собственного бизнеса при взаимодействии с властями.

Реализуемая государством модель социальной политики не может обеспечить базовые социальные потребности и условия достойной жизни граждан и тем более не считает необходимым проводить социальную политику для работающих. Поэтому эти задачи возлагаются на бизнес, который будет решать их только при условии получения коммерческой выгоды.

Стоимость набора в Москве в конце января 2007 г. составила 1796,4 рубля и за месяц увеличилась на 1,5%, в Санкт-Петербурге – 1630,6 рубля и выросла на 2,6%.

С учетом этих реалий российские предприятия и должны строить свою социально-экономическую политику, которая реализуется в лучшем виде через социально ориентированную систему маркетинга согласования интересов организации, потребителей и всего общества.

Реализация экономических интересов позволяет достичь носителями интересов конкретных экономических результатов. Одни интересы могут быть реализованы путем увеличения реальных доходов, получения прибыли, другие – через реализацию социально-экономических задач.

К требованиям подлежащих учету при формировании социально ориентированной системы маркетинга можно отнести:

( создание системы стратегического управления;

( развитие долгосрочных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами в процессе производства товаров и услуг, включая представителей государственных структур, персонал, поставщиков и потребителей;

( повышение уровня прозрачности бизнеса;

( соблюдение прав сотрудников предприятия;

( развитие системы мотивации не только управляющих, а всего персонала, их деловой культуры, уровня квалификации;

( внедрение менеджмента качества;

( разработку и внедрение развитых корпоративных информационных систем;

( внедрение систем социальной и экологической отчетности.

Предприятие может эффективно функционировать и развиваться только тогда, когда свойства его отдельных элементов не противоречат условиям ее существования и развития. Это и является основным условием формирования социально ориентированной системы маркетинга на коммерческом предприятии.

2. Предложена авторская концепция социально ориентированного маркетинга и механизм его адаптации к условиям и возможностям предприятия, учитывающие приоритеты социально-экономического развития общества и место в нем конкретного хозяйствующего субъекта.

В центре внимания концепции социально ориентированного маркетинга – уважение к человеку, среде его обитания и возможностям будущих поколений. Концепция социально ориентированного маркетинга базируется так же на институциональных основах экономической социологии, экологии человека, экономической психологии и др., активно пользуясь как терминологией, так и инструментарием данных направлений.

В соответствии с определениями авторов (табл. 5) можно сделать вывод, что между концепциями социального маркетинга и классического маркетинга есть два ключевых отличия:

1) маркетинг должен быть направлен на благосостояние покупателей, а не просто на удовлетворение их кратковременных потребностей;

2) организация должна обращать внимание на побочные эффекты своей экономической и производственной деятельности, дабы обеспечить долгосрочное благосостояние общества в целом, а не только индивидуальных потребителей. Очевидно, социальная концепция современного маркетинга выходит далеко за рамки традиционной концепции маркетинга, которая предполагает удовлетворение потребностей потребителей с помощью соответствующих стратегий маркетинга.

Таблица 5

Понятие социальный маркетинг во взглядах разных авторов

Автор Наименование термина Содержания термина Ссылка на литературный источник

Котлер Ф. Социальный маркетинг

(позже социально-этичный и социально-ответственный) Концепция согласования и увязывания интересов организации, потребителей и всего общества. Установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Kotler Ph. Marketing Management. Analyses, planning, and control. Englewood Cliffs, N1, Prentiee-Hall, 1972. – C.717.

Абрамишвили Г. Г. Социальный маркетинг Совокупность методов осуществления социальных программ государственными и общественными организациями, а также социальные аспекты деятельности рыночных корпораций. Абрамишвили Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «маркетинг». – М.: Международные отношения. 1976.

Голодец Б. М. Социальный маркетинг Концепция согласования потребностей и интересов потребителей, потребностей и интересов предприятия и потребностей и интересов общества.

Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №6.

загрузка...