Delist.ru

Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

5 Разработана система методического обеспечения формирования социально ориентированной системы маркетинга, учитывающая интересы общества, предприятия, потребителя, что способствует осуществлению деятельности отечественных предприятий в соответствии с международными стандартами социально ориентированного бизнеса.

6. Разработана методика моделирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии, позволяющая формировать экономически эффективный вариант ее организации.

7. Разработана методика многоуровневого прогнозирования результатов стратегического планирования социально ориентированной системы маркетинга, позволяющая обеспечить предприятия достоверной информацией, что способствует повышению их управляемости .

8. Разработаны методические положения стратегического планирования создания и внедрения на предприятии социально ориентированной системы маркетинга, позволяющей успешно функционировать в условиях неопределенности внешней среды.

9. Разработана стратегия приоритетных направлений маркетинговой деятельности на предприятии и предложена логическая модель и методы выбора из них главных направлений, в основе которых положена концепция метода анализа иерархий. Это упрощает и тем самым ускоряет процесс выбора приоритетного направления в деятельности предприятия.

10. Разработаны методы расчета показателей для оценки величины социального эффекта от применения социально ориентированной системы маркетинга и даны научно-практические рекомендации по оценке уровня конкурентоспособности предприятия, учитывающего в своей деятельности социально ориентированную направленность системы маркетинга.

Практическая значимость работы. Полученные результаты, выводы и предложения автора доведены до уровня конкретных решений и рекомендаций и получили отражение в соответствующих актах о внедрении. Внедрение научно обоснованной социально ориентированной системы маркетинга обеспечит необходимую устойчивость экономического развития и надежность функционирования предприятия на целевом рынке. Положения и практические рекомендации, разработанные в диссертационной работе, способствуют повышению качества и эффективности осуществления маркетинговой деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались автором в форме докладов на следующих конференциях: вторая международная научно-практическая конференция «Образование на рубеже веков: традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 19 мая 1999 г.), третья международная научно-практическая конференция «личность, образование, общество» (Санкт-Петербург, 2000 г.), Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития сферы сервиса» (Санкт-Петербург, 23(24 апреля 2001 г.), четвертая межвузовская конференция аспирантов и докторантов «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт-Петербург, 5 декабря 2002 г.), межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 31 марта ( 1 апреля 2004 г.), вторая межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 31 марта ( 1 апреля 2005 г.), третья межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 6(7 апреля 2006 г), ежегодная научно-практическая конференция «Экономика и управление в сфере услуг. Перспективы развития» (Санкт-Петербург, 29(30 июня 2006 г.)

Основные положения диссертации внедрены: Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга, на предприятиях: Муниципальное унитарное предприятие «Торговый дом «Пулково» (Санкт-Петербург), ОАО «Норд-ВестФ.К.» (г. Мурманск), ОАО Рыбообрабатывающий комбинат №1 (Санкт-Петербург), ООО «ПТИ-НОРД» (Санкт-Петербург), ООО «Маркетинг-тренинг-Центр» (Санкт-Петербург), а также в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Результаты исследования также отражены в опубликованных монографиях, статьях и тезисах докладов, список которых приводится.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 40 печатных научных работ, общим объемом 63,65 п. л., в том числе 7 статей в рекомендуемых ВАК журналах, 4 монографии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка сокращений, иллюстративного приложения и библиографии, включающей в себе как список основных источников, так и современную научную литературу.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Выявлены тенденции развития социально-экономического диспаритета отечественного рынка, что позволяет учитывать в маркетинговой деятельности платежеспособный спрос целевых сегментов и отдельных потребителей в целях формирования социально-экономических программ как на предприятии, так и на государственном уровне.

Согласно Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», закрепив за собой особое качество социального государства.

С нашей точки зрения, наиболее важной целью на нынешнем этапе является ликвидация в стране нищеты и бедности, т.е. повышение качества жизни граждан страны. Качество жизни при этом понимается как степень удовлетворения материальных, социально-культурных и духовных потребностей человека.

Высокое качество жизни как социальный результат обеспечивается не только за счет перераспределения производственных благ, но и за счет социально ориентированной деятельности всех звеньев и субъектов рыночного хозяйства в том числе и предприятий.

К числу приоритетных задач, требующих неотложного решения в социально ориентированном обществе относятся:

– проблема углубления социального расслоения общества и высокого уровня бедности;

– проблема низкого уровня жизни значительной части населения;

– чрезмерная коммерциализация отраслей социальной сферы, снижение доступности и низкое качество услуг социальной сферы;

– разрушение материально-технической базы учреждений социальной сферы;

– понижение уровня профессионализма кадров в социальной сфере вследствие низкого уровня оплаты труда.

Все эти проблемы негативно влияют на общий показатель качества жизни населения страны, который при сохранении существующих проблем и тенденций в социальной сфере может продолжать снижаться. С учетом существующих тенденций в области удовлетворения социальных потребностей общества формирование социально ориентированной рыночной экономики представляется задачей государственной важности.

Современный этап социального развития России характеризуется как среднемировой и составляет по индексу человеческого развития 0,76, тогда как аналогичный американский показатель равен 0,976, а японский - 0,983. Исходя из этого, эксперты делают вывод об относительно низком уровне социального развития России, обусловленном экономическими диспропорциями.

В табл. 1 и 2 отражена динамика изменения основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения и динамика прожиточного минимума основных групп российских граждан.

Таблица 1

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (1995 г. – трлн. руб.) 872 3813 5014 6390 7710 9573 11976

на душу населения, руб. (1995 г.) – тыс. руб.) 5874 26014 34347 43976 53330 66563 83680

в процентах к предыдущему году

(в сопоставимых ценах)

105,9 108,2 107,7 106,7 109,9 109,6

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. – тыс. руб.) 515,9 2281,1 3062,0 3947,2 5170,4 6410,3 8023,2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. – тыс. руб.) 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9

Средний размер назначенных месячных пенсий1), руб. (1995 г. – тыс. руб.) 188,1 694,3 1023,5 1378,5 1637,0 1914,5 2364,0

Реальный размер назначенных месячных пенсий1), в процентах к предыдущему году 80,5 128,0 121,4 116,3 104,5 105,5 109,6

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума2):

загрузка...