Delist.ru

Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

Степень разработанности темы. Обеспечение взаимодействия государства и бизнеса на основе справедливых взаимоотношений всегда были в центре внимания философов, социологов, юристов, политологов, историков, политиков, что объясняется приоритетностью данного феномена. Идея социального государства столетиями формировалась в трудах таких выдающихся мыслителей прошлого, как Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, А. Смит,

Дж. Милль, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Гегель, К. Маркс, М. Вебер.

Значимый вклад в разработку проблематики социального государства и его ответственности перед обществом внесли и отечественные дореволюционные мыслители: Н. А. Бердяев, Н., М. М. Ковалевский, П. А. Кропоткин, В. С. Соловьев, М. М. Сперанский, Б. Н. Чичерин и другие.

Проблемам социально ориентированного маркетинга, социальной ответственности бизнеса, уделили достаточно большое внимание такие ученые, как: В. С. Автономов, Г. Л. Багиев, Н. М. Бережной, Л. Г. Бы

зов, Б. М. Генкин, В. Э. Гордин, Я. Х. Гордон, А. Б. Гофман, Р. С. Гринберг, Е. А. Здравомыслова, Ф. Котлер, К. Келлер, М. Д. Красильникова,

Г. А. Краюхин, Т. Д. Маслова., В. М. Мелиховский, И. Х. Муравьева, А. М. Немчин, З. К. Океанова, А. А. Овсянников, В. В. Радаев,Н. М. Римашевская, И. А. Садчиков, Г. Э. Слезингер, А. И. Федорков.

Ряд вопросов, связанных с формированием социально ориентированной системы маркетинга на предприятиях раскрыты в трудах ученых И. А. Аренкова, Е. В. Будриной, В. А. Балуковой, С. Г. Божук, С. В. Валдайцева, В. В. Кобзева, И. В. Ли, В. И. Малюка, И. С. Минко, В. П. Попкова, И. И. Сидорова, В. Н. Старинского, А. Н. Цветкова, Л. М. Чистова.

Вместе с тем научных трудов, посвященных непосредственно формированию социально ориентированной системы маркетинга на предприятиях нет. Представленные в специальной литературе исследования не содержат системного подхода к изучению и разработке теории и методологии формирования социально-ориентированной системы маркетинга на предприятии.

Практика внедрения социально ориентированной системы маркетинга на отечественных предприятиях обусловила появление ряда сопутствующих проблем, требующих своего решения, а именно:

– во-первых, возникла проблема обеспечения согласования интересов покупателей, бизнеса и общества;

– во-вторых, существующие желания потребителя иногда идут вразрез с социальным благополучием; на пример, производство табака, алкоголя не способствует социальному благополучию в обществе; их вред здоровью покупателя является вполне очевидным;

– в-третьих, чрезмерное увеличение выпуском товаров индивидуального пользования порождает «социальные издержки». Возникает потребность поиска способа восстановления баланса между индивидуальными и социально значимыми товарами.

Все вышеизложенное обусловило соответствующие цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методологических положений формирования социально ориентированной системы маркетинга, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие предприятия в быстро меняющихся условиях внешней среды, и разработка научно-практических рекомендаций по ее внедрению на предприятии.

Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач:

( разработать теоретико-методологическую основу исследования формирования и развития социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( обосновать расширенную авторскую трактовку сущностного понимания категорий «социально ориентированный маркетинг» и «социально ориентированная система маркетинга» и предложить новый подход к построению теории социально ориентированной системы маркетинга;

( разработать и предложить инфраструктуру социально ориентированной системы маркетинга;

( концептуально обосновать методологию построения социально ориентированной системы маркетинга;

( проанализировать и теоретически обосновать организационно-технологическая последовательность процесса формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( обобщить принципы и разработать методы стратегического планирования формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( предложить показатели и критерии выбора вариантов стратегического планирования формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( разработать метод моделирования социально ориентированной системы маркетинга;

( предложить методику прогнозирования результатов функционирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( сформулировать методические положения, связанные с внедрением социально ориентированной системы маркетинга на предприятии;

( разработать научно-практические рекомендации по формированию социально ориентированной системы маркетинга на действующем предприятии.

Объектом исследования выступают предприятия, функционирующие в условиях роста конкуренции и быстро меняющихся условиях внешней среды.

Предметом исследования являются вопросы развития теории и методологии управления маркетингом и формирования его социально-ориентированной системы на предприятии.

Область исследования соответствует п.3.2 «Методологические основы и методический аппарат стратегического и операционного управления маркетингом», п.3.3 «Направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся условиям экономики России» по Паспорту специальностей ВАК (08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: маркетинг).

Теоретической и методологической основой исследования являются классические и современные экономические теории социального рыночного хозяйства. Основные теоретические труды по проблемам социально этического маркетинга Дж. Фиск, Дж. Роулз, Ш. Хант, И. Бентам,

Д. С. Милль, Т. Гарретт.

В процессе подготовки диссертационного исследования при разработке теории и методологии социально ориентированной системы маркетинга были использованы теории систем и системного анализа, теории менеджмента, теории организации.

В качестве инструментария использовались методы экономического анализа деятельности предприятий, методы стратегического управления, менеджмента персонала, управленческого аудита, а также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, системный подход к изучению внешней и внутренней сред предприятия, социально-экономических явлений и процессов и формированию обобщенных критериев и показателей деятельности предприятий.

Информационной базой исследований являются данные официальной статистики, отечественные и зарубежные публикации по вопросам стратегического планирования маркетинга, отчеты по выполненным хоздоговорным работам, а также информация, собранная автором в процессе данного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении научной проблемы ( развитие теории, методологии и методики формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии, одновременно способствующей повышению конкурентоспособности экономических субъектов как на внутреннем рынке, так и в условиях внешнеэкономической деятельности, что вносит значительный вклад в развитие экономики страны.

Научную новизну содержат следующие положения и результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту:

1. Выявлены тенденции развития социально-экономического диспаритета отечественного рынка, что позволяет учитывать в маркетинговой деятельности платежеспособный спрос целевых сегментов и отдельных потребителей в целях формирования социально-экономических программ как на предприятии, так и на государственном уровне.

2. Предложена авторская концепция социально ориентированного маркетинга и механизм его адаптации к условиям и возможностям предприятия, учитывающие приоритеты социально-экономического развития общества и место в нем конкретного хозяйствующего субъекта.

3. Определена сущность социально ориентированной системы маркетинга, заключающаяся в оптимизации отношений между бизнесом, обществом и потребителем, что способствует решению социально-экономических проблем на макро и микро уровнях.

4. Нашла развитие теория и методология создания социально ориентированной системы маркетинга на предприятии, согласующая интересы общества, предприятия, потребителя, что одновременно обеспечивает его существенные конкурентные преимущества.

загрузка...