Теория и методология формирования социально ориентированной системы маркетинга на предприятии (30.01.2008)

Автор: Пушкарева Людмила Васильевна

Пушкарева Людмила Васильевна

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством: маркетинг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре коммерческой деятельности и предпринимательства в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Попков Валерий Павлович

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

Багиев Георгий Леонидович

доктор экономических наук, профессор

Егоров Владимир Федорович

доктор экономических наук, профессор

Стешин Анатолий Иосифович

Ведущая организация: Институт проблем региональной

экономики РАН

(Санкт-Петербург)

Защита состоится «____» __________ 2008 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.03 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул.Марата, д. 27, ауд. 324.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103а.

Автореферат разослан «_____» ___________ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук,

профессор Е. В. Будрина

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Происшедшие за последние годы положительные изменения в экономике России выявили ряд новых актуальных проблем, носящих теоретический и методологический характер и имеющих большое научно-практическое значение для обеспечения устойчивого и динамичного развития предприятий.

Одной из таких актуальных проблем является задача формирования эффективно функционирующей социально-ориентированной системы маркетинга на предприятиях.

Российский бизнес начинает приходить к пониманию своей социальной ответственности перед обществом и каждым ее членом. Эта ответственность практически может быть наиболее эффективно осуществлена в рамках социально ориентированного маркетинга. Только на основе осуществления социального партнерства российская экономика может динамично и успешно развиваться.

Однако у бизнеса объективно появится желание вкладывать средства в социально ориентированные программы тогда, когда он будет уверен в том, что государство будет всемерно способствовать развитию бизнеса и обеспечивать долговременное присутствие его на рынке. Тогда будет экономический смысл осуществлять вложения денежных средств в крупные социально ориентированные проекты.

В таком случае можно утверждать, что существует проблема оптимизации отношений между бизнесом и обществом, которая должна решаться в рамках социально ориентированного маркетинга.

Проблемой, требующей своего решения, является обеспечение согласования между целями предприятия, потребителя и общества, реализуемых в рамках социально-ориентированной системы маркетинга: объемом прибыли, получаемой предприятием, подлежащими удовлетворению нуждами потребителей и интересами общества. Следуя принципам социального маркетинга, современная компания должна принимать решения в области маркетинга с учетом долгосрочных интересов потребителей и интересов общества в целом. Социально-ориентированный производитель должен стремиться создать товары, приносящие ему не только прибыль, но и необходимую потребительскую пользу покупателю.

Социально ориентированная система маркетинга является одним из действенных способов обеспечения эффективного функционирования предприятия. В настоящее время способы оценки экономического и социального эффектов, вызванных реализацией социально ориентированной системы маркетинга, остаются недостаточно разработанными. Проведенные исследования показали, что в рамках разработки новой экономической теории, адекватной современным условиям функционирования рыночной экономики в России, обусловливает необходимость уточнения понятийного аппарата применительно к социально ориентированной системе маркетинга. Проблема своевременной адаптации стратегии социально ориентированного маркетинга к динамично изменяющейся рыночной среде также требует своего дальнейшего решения.

Таким образом, создание на отечественных предприятиях эффективных социально ориентированных систем маркетинга, базирующихся на научно-обоснованных принципах и обеспечивающих высокую ответственность бизнеса перед индивидуальными потребителями и обществом является актуальной социально-экономической проблемой.

Решение данной проблемы и прежде всего ее теоретико-методологическому аспекту посвящено данное диссертационное исследование.

загрузка...