Delist.ru

Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) (30.01.2008)

Автор: Прокапало Ольга Михайловна

4. Программа «тихоокеанской переориентации» (Долговременная государственная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года).

5. Программа «стабилизации и инфраструктурного развития» (Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996-2005 гг., корректировка этой программы на период до 2010 г., проект новой версии этой программы на период до 2013 г.).

Первые четыре программы относятся к экзогенным волнам, а пятая программа, состоящая из трех взаимосвязанных версий, – к эндогенной волне (табл.5).

(5)Программы развития Дальнего Востока в рамках мотивационных волн

Мотивационная волна Программа

Экзогенная

(1880-е – 1918 г.) Программа государственной колонизации Дальнего Востока (1890-1916 гг.)

Экзогенная

(1930 – 1990 гг.) Программа государственной индустриализации (1930-1942 гг.)

Программа военно-промышленного комплексирования (1967-1972 гг.)

Программа тихоокеанской переориентации (1987 г.)

Эндогенная

(1991 - 2006 гг.) Программа стабилизации и инфраструктурного развития (1996 г., 2002 г., 2007 г.)

При этом, если для первой и второй программ формировалась только одна концепция – чистая стратегия, то для последующих программ количество чистых стратегий-концепций существенно увеличивалось.

Как показывает проведенный анализ, по мере усложнения задач, которые ставились и решались в регионе, по мере умножения государственных приоритетов степень реализации заданий этих программ постоянно снижалась. В этом плане наименее удачной из всех предшествующих попыток программного решения проблем Дальнего Востока оказалась программа 2002 г. (табл. 6).

(6) Выполнение инвестиционных заданий программ развития

Дальнего Востока и Забайкалья

Характеристика программы или название документа Выполнение намерений, %

План развития Приамурского края Витте-Столыпина Выполнен

Постановление ВЦИК и ЦК ВКП(б) 1930 г. 130

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1967 г. 80

Государственная целевая программа на 1986-2000 гг. (1987 г.) 30

Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. (1996 г.) 5*

Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г. (2002 г.) 4,5* (по первоначальному варианту)

* - с учетом нормирования по доле бюджетного финансирования

При этом следует учесть, что программа 2002 г. реализовывалась в значительно более благоприятных условиях, чем программа 1996 г., так как возможности профицитных бюджетов после 2000 г. радикально отличались в лучшую сторону от возможностей дефицитных бюджетов 1990-х годов.

Это заставляет усомниться в укоренившемся к настоящему времени убеждению относительно того, что программно-целевое планирование как инструмент реализации рациональных стратегий регионального социально-экономического развития является универсальным методом решения региональных проблем любого масштаба и неограниченной сложности. К настоящему времени вполне оформилась гипотеза о неправдоподобности такого утверждения.

На основании рассмотрения длительных тенденций планирования развития региона и анализа результатов такого планирования выдвинута гипотеза, основные положения которой состоят в следующем:

наиболее эффективным образом региональные программы могут обеспечивать достижение цели развития в случае, когда эта цель сформулирована однозначным образом, стратегия развития региона является чистой стратегией и программа реализуется на экзогенном участке мотивационной волны (таковы программы 1880-1918 и 1930-1942 гг.);

в случае, если цели программы (соответственно, оценка исходов) формулируются неоднозначно, а стратегия развития региона является смешанной стратегией, эффективность государственной программы объективно существенно снижается, даже если программа реализуется на экзогенном участке мотивационной волны (таковы программы 1967 и 1987 гг.);

в случае, если цели программы формулируются неоднозначно, стратегия развития региона является смешанной стратегией, а реализация программы происходит на эндогенном участке мотивационной волны, положительного результата программы достичь не представляется возможным.

Данная гипотеза с точностью до достоверности наблюдений свидетельствует о наличии объективных ограничений на использование программно-целевого метода планирования регионального развития.

В задачу настоящего исследования не входило определение количественных субъектных и отраслевых пределов целесообразности применения программных инструментов, то есть определение максимально допустимого количества одновременно планируемых и развиваемых территорий и отраслей. В случае программы Витте-Столыпина таковыми являлись, соответственно, Приамурье и Уссурийский край, а также железнодорожный транспорт и население. В случае программы 1930-1942 гг. (программа Блюхера) - военно-промышленный комплекс и население.

На качественном уровне, очевидно, можно определенно сказать, что в случае макрорегионов, подобно Дальнему Востоку периода 1980-х – 2000-х годов, допустимый региональный и отраслевой масштаб для применения программно-целевого планирования явно превышен. И теоретически, и фактически государственные программы регионального развития должны являться (и являются) способом корректировки отраслевых решений относительно данного региона, который должен обеспечить поддержание и увеличение в регионе синергических эффектов. Смысл программы заключается в том, что государственные ресурсы или ресурсы из иных источников, но обязательно централизованные и точно ориентированные, направляются на финансирование таких проектов, объектов или сфер деятельности, которые как раз и обеспечивают максимальные синергические эффекты.

В то же время после 1990 г., когда существенно возросла роль региональных элит в формировании стратегий регионального развития, программы, реализующие эти стратегии, становятся все менее содержательными. Региональные власти желают видеть в программах, прежде всего, мощный импульс и источник ресурсов для масштабного социально-экономического развития регионов, преодоления многочисленных диспропорций, сохранившихся с прошлых лет и образовавшихся в последние годы в ходе не всегда продуманных социально-экономических реформ. Реальные «ножницы» в исходных установках государства и регионов, как правило, не фиксируемые в такого рода программах, изначально обрекают последние на размытость самого документа и, как следствие, на половинчатые итоги его реализации, не устраивающие ни федеральный центр, ни сами регионы.

С учетом проведенного анализа показано, что современный этап регионального программного планирования является неэффективным по форме. Именно неадекватность использования программного инструмента приводит к выявляемым основным порокам программ на стадии их реализации (неполному финансированию программных мероприятий, слабой проработанностью отдельных блоков программы, изменению внешних условий, при которых определялись целевые установки и сама структура программы).

В настоящее время развитие Дальнего Востока все еще характеризуется «эндогенными мотивациями». А, следовательно, на эндогенном участке мотивационной волны необходимо кардинально изменить сам подход к региональному программному планированию. Необходимо восстановить изначальный смысл целевой программы как средства централизации управления и концентрации ресурсов, то есть резко ограничить возможность региональных элит формировать стратегии развития, сосредоточив эту функцию в «программном центре», который должен включать как региональных, так и федеральных экспертов. Кроме того, необходимо существенно ограничить территориальный и отраслевой состав программного объекта. Наконец, на период реализации программы регион, являющийся объектом программного планирования, должен быть переведен в режим «экзогенной мотивации», то есть функции регулирования социально-экономическим развитием должны быть сосредоточены в «программном центре». Определение конкретной формы и компетенции подобного центра выходит за пределы задач настоящей работы, но, очевидно, что «программный центр» должен концентрировать ресурсы и права распоряжения ими в масштабах, достаточных для контроля над реализацией выбранной стратегии развития региона.

III. Список основных работ по теме диссертации

Авторские монографии:

1. Социально-экономический потенциал субъектов Федерации российского Дальнего Востока. Хабаровск, изд-во ХГТУ, 1999. 8,4 п.л.

загрузка...