Delist.ru

Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х - 2005 гг.) (30.01.2008)

Автор: Кириллов Павел Васильевич

В рассматриваемый период системы начального и среднего профессионального образования стали полем наиболее активного внедрения правовых, организационных и методических новаций, направленных на приведение образования в соответствии с потребностями экономики и общества, что проявилось, прежде всего, в появлении и деятельности учебных заведений т.н. «повышенного типа» (профессиональных лицеев и колледжей), становлении на их основе структур непрерывного многоуровневого профессионального образования и развитии региональных образовательных систем, процесса диверсификации образования. Эти и другие инновации в профессиональном образовании явились следствием модернизации его правовой базы и обновлением образовательных концепций и, в то же время, результатом общественно-педагогического движения, инициативы руководителей специалистов профессионального образования.

Опыт становления и функционирования инновационных образовательных учреждений в конце 1980 – 2005 гг. показал, что условием динамичной и эффективной модернизации образовательных программ и систем управления профессиональным образованием является:

1) создание правовых и финансово-экономических гарантий их свободного развития (в рамках единых требований к образовательным стандартам);

2) наличие широкого информационного поля образовательных инноваций;

3) совершенствование образовательного менеджмента.

Именно инновационные учреждения начального и среднего профессионального образования продемонстрировали соответствие своей организации и подходов к предоставлению образовательных услуг общей стратегии развития образования в Российской Федерации, успешно включаясь в региональные образовательные системы и структуры социального партнерства.

Существенным результатом политики модернизации профессионального образования стал постепенный рост его социального престижа, формирование нового образа квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена как работника, владеющего современными технологиями, способного к дальнейшему обучению, расширению и смене профессиональной деятельности в соответствии с личными запросами и потребностями рынка. В то же время, наблюдается значительный разрыв между качеством образования и социальным статусом профессиональных учебных заведений инновационного типа и их основной массой.

В целом, политика модернизации профессионального образования в России конца 1980-х – 2005 гг. в течение рассматриваемого периода прошла свой начальный этап, в результате которого была сформирована нормативная база реформы и инфраструктура опережающего развития, включающая инновационные образовательные учреждения, научные центры, деловые структуры, корпоративные объединения, периодические издания, информационные ресурсы. Взаимодействие этих компонентов позволяет апробировать различные варианты организации и финансирования образовательных систем, содержит потенциал преодоления проблем и негативных тенденций, существующих на современном этапе в отечественном профессиональном образовании, и возможности последующего поступательного развития.

Важнейшими задачами модернизации системы среднего профессионального образования автор считает восстановление и подъем образования (к 2010 году): вывод системы образования из кризиса на уровень передовых развивающихся стран; рациональное сочетание государственного и негосударственного образования; проведение реформы системы образования с переходом к горизонтальным структурам управления на базе крупных региональных университетов; рост качества обучения и уровня подготовки специалистов на основе дистанционных и мультимедийных технологий; обеспечение 12-летнего обязательного образования и бесплатного среднего профессионального образования.

Анализ политики модернизации профессиональной школы в России позволяет сделать вывод о возможности распространения существующего инновационного опыта на всю систему профессионального образования и обучения, что является условием существенного возрастания ее роли в социально-экономической модернизации страны в целом.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Работы, опубликованные в периодических изданиях,

рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Кириллов П.В., Гвоздкова И.Н. Региональная выставка образования в Волгограде // Среднее профессиональное образование. М., 2002. №2. С.26-32. (0.5 п.л. Авторский вклад – 50%).

2. Кириллов П.В. Колледж в системе модернизации образования: исторический опыт реализации // Среднее профессиональное образование. М., 2003. № 6. С. 16-24. (0,5 п.л.).

3. Кириллов П.В. Государственная политика повышения квалификации преподавателей колледжа на рубеже веков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д, 2006. № 3. С.180-203. (1 п.л.).

4. Кириллов П.В. Государственная образовательная политика и развитие колледжа как образовательной организации // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д, 2006. № 9. С.202-237. (1,5 п.л.).

5. Кириллов П.В. Модернизация профессионального образования в России в конце 1980-х – 1991 гг.: теория и практика // Преподаватель XXI век. М., 2007. № 3. С. 23-46. (1 п.л.).

Монографии

6. Кириллов П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Ростов н/Д, 2005. 192 с. (12 п.л.).

7. Кириллов П.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования Волгоградского региона. Волгоград, 2005. 160 с. (10 п.л.).

8. Кириллов П.В. Исторический опыт модернизации профессионального образования в России. 1987-2005 гг. Волгоград: Колледж, 2007. 320 с. (20 п.л.)

9. Кириллов П.В. Государственная образовательная политика Российской Федерации и колледж в региональной системе непрерывного образования (1990-годы) // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3 / РГПУ; УМО ОППО. – Волгоград: Перемена, 1999. С.37-41. (0,4 п.л.).

10. Кириллов П.В. Познавательные интересы студентов в контексте процесса модернизации профессиональной школы. – В сб.: Личностно-ориентированное обучение и воспитание: Материалы межвузовской научной конференции. Волгоград, 1999. С.16-22. (0,4 п.л.).

11. Кириллов П.В. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе колледжа в период образовательных реформ начала 1990-х гг. – В сб.: Материалы научной конференции / АГПИ. Астрахань, 1999. С.78-83. (0,3 п.л.).

12. Кириллов П.В. Эволюция содержания педагогического образования студентов колледжей в контексте модернизации образования на рубеже веков. – В сб.: Традиции российской школы и современные проблемы образования: Материалы научной конференции. – Волгоград: Перемена, 1999. С.56-62. (0,3 п.л.).

13. Кириллов П.В. Развитие профессиональной направленности студентов ссузов: исторический опыт конца 1980-х гг. – В сб.: Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Тула, 1999. С.110-119. (0,4 п.л.).

14. Кириллов П.В. Развитие профессиональной направленности студентов в обучении на альтернативной основе. – В сб.: Развитие личности в образовании: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Вып. 1. Волгоград: РИО, 1999. С.60-67. (0,4 п.л.).

15. Кириллов П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактор развития профессиональной направленности студентов. – В сб.: Развитие личности в образовании: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Вып. 1. Волгоград: РИО, 1999. С. 98-105. (0,4 п.л.).

16. Кириллов П.В. Становление и эволюция концепций модернизации профессионального образования в Российской Федерации в 1991- 2000 гг. – В сб.: Региональные проблемы образования: Сборник научно-методической конференции. Тверь, 2000. С.64-79. (0,5 п.л.).

17. Кириллов П.В. Образовательная политика СССР и реформа профессиональной школы в эпоху перестройки (конец 1980-х -1991 гг.). – В сб.: Проблемы истории образования и культуры. Саратов, 2001. С.76-101. (1 п.л.).

18. Кириллов П.В., Гвоздкова И.Н. Становление стратегического управления в образовательном учреждении в процессе модернизации профессионального образования в конце 1990-х гг. // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2003. Вып. 1 (32). С.91-96. (0,3 п.л. Авторский вклад – 50%).

19. Кириллов П.В. Состояние и основные направления развития колледжа в социально-педагогических условиях конца 1990-х – начала 2000-х гг.// Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2003. Вып. 2 (33). С.119-126. (0,4 п.л.).

20. Кириллов П.В. Волгоградский колледж. История развития // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2004. Вып. 1 (35). С.223-229. (0,3 п.л.).

21. Кириллов П.В. Создание ресурсного центра колледжа: история и опыт деятельности // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2004. Вып. 1 (35). С.204-210. (0,3 п.л.).

22. Кириллов П.В., Зайцева Н.Н. Образовательная реформа и переход колледжа в режим развития // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2004. Вып. 1 (35). С.230-238. (0,4 п.л. Авторский вклад – 50%).

23. Кириллов П.В. Развитие колледжа как управленческая задача в 1990-е – 2000-е годы: исторический аспект. – В сб.: Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы XI Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIII психолого-педагогических чтений Юга России – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. С.78-85. (0,1 п.л.).

24. Кириллов П.В. Непрерывность и рекуррентность образования как важнейшие социокультурные факторы осуществления образовательной реформы на рубеже веков – В сб.: Инновационные технологии управления, обучения и воспитания студентов в многоуровневом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Сборник научно-методических работ, Самара, 2005. С.37-42. (0,3 п.л.).

25. Кириллов П.В. Социальное партнерство как средство развития образовательного учреждения (середина 1990-х –2000-е гг.). – В сб.: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: 12-я Всероссийская научно-практической конференция. Екатеринбург, 2005. С. 171-178.(0,1 п.л.).

26. Кириллов П.В. Исторический опыт и реализация государственной политики в области профессиональной школы Российской Федерации в начале 1990-х гг. // Вестник Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Новосибирской области. Новосибирск, 2005. С.15-26. (0,5 п.л.).

загрузка...