Delist.ru

Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х - 2005 гг.) (30.01.2008)

Автор: Кириллов Павел Васильевич

Автор впервые исследовал инновационные типы учреждений начального и среднего профессионального образования (высшие профессиональные училища, лицеи, колледжи), действовавшие в стране в конце 1980-х – начале 2000-х гг., осветил процесс их организации, особенности и результаты деятельности на различных этапах рассматриваемого периода, выявил своеобразие и общие тенденции инновационной политики и ее результатов на различных уровнях профессионального образования.

В диссертации проанализирован процесс становления, проблематика и важнейшие итоги деятельности федеральных, региональных и отраслевых центров по изучению проблем модернизации профессионального образования в конце 1980-х – 2005 гг.

В диссертации анализируется процесс взаимодействия и интеграции уровней и систем профессионального образования в 1990-е – 2005 гг., раскрывается значение его модернизации в процессе формирования региональных образовательных систем и развитии социального партнерства, изучается развитие сотрудничества инновационных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с вузами, научно-производственными и академическими структурами, включение российских лицеев и колледжей в международные программы профессионального образования и обучения.

Автор исследует вопрос о характере и степени участия руководящих и педагогических кадров начального и среднего профессионального образования, региональных элит и социума в реализации государственных программ модернизации профессиональной школы, проблемы подготовки и повышения квалификации кадров в контексте развития учебных заведений инновационного типа.

В диссертации выдвигается авторская концепция эволюции государственной политики в области модернизации профессионального образования в конце 1980-х – 2005 гг., построенная на анализе глубокой внутренней связи систем профессионального образования с социально-экономической структурой и культурным обликом общества.

В диссертационном исследовании впервые вводится в научный оборот значительный эмпирический материал по проблеме.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при дальнейшем историографическом освоении проблем отечественного образования и социально-экономической истории России в ХХ – начале XXI веков, для подготовки учебных пособий и научных статей, в рамках лекционных курсов для средней специальной и высшей школы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в ходе формирования концепций дальнейшей модернизации профессионального образования и обучения всех уровней, а также в практической деятельности профессиональных учебных заведений по реализации политики Министерства образования и науки Российской Федерации.

Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в Московском государственном университете сервиса, на заседаниях кафедры истории, семинарах, на региональных научных и научно-практических конференциях, научных чтениях Южного отделения Российской академии образования (РАО). В 1999–2007 гг. автором опубликованы 33 работы по теме диссертации.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, ее хронологические и территориальные границы, проанализировано состояние историографии проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, охарактеризована его источниковая база.

В первой главе «Эволюция правовых и теоретических основ государственной политики в области профессионального образования в конце 1980-х – 1990-е гг.» исследуются инновационные модели развития профессионального образования в законодательстве, научной и общественной мысли во второй половине 1980-х – 1991 гг., анализируются концепции многоуровневого профессионального образования в российском законодательстве и становление колледжа как инновационного образовательного учреждения в 1990-е гг., изучается проблема обновления теоретических основ организации и деятельность структур профессионального образования в условиях рыночной экономики в 1990-е – 2005 гг.

В 1987-1988 гг. развитие профессионального образования в СССР проходило под знаком перехода к единому типу учреждения начального профессионального образования (СПТУ) и обновления содержания среднего профессионального образования, были выдвинуты и опробованы проекты организации систем непрерывного профессионального образования в составе учебно-научно-производственных комплексов, разработаны новые положения об учреждениях профессионального образования, в Москве созданы первые учебные заведения повышенного типа (колледжи), активно изучался зарубежный опыт построения систем профессионального образования.

В период перестройки в педагогическом сообществе начался открытый диалог о судьбах и перспективе профессиональной школы, составной частью которого стала дискуссия по проблемам модернизации управления и содержания профессионального образования. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на фоне радикальных общественно-политических и экономических перемен происходит, в значительной степени стихийно, насыщение учебно-методической и организационной сферы профессиональной школы новациями, связанными с переходом к рыночной экономике и освобождению от опеки органов управления образованием (к чему подавляющее большинство учебных заведений не было готово). Инновационные течения были связаны, с одной стороны со стремлением выжить в условиях экономического кризиса, с другой – явились демонстрацией давно существовавшего внутри профессиональной школы стремления к переменам.

Закон «Об образовании» 1992 г., определивший базовые принципы развития образовательной системы в Российской Федерации, закрепил инновационный опыт деятельности учреждений профессионального образования повышенного типа, разграничив, в то же время, уровни начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако учреждения профессионального образования нового типа были открыты без должных методологических, психолого-педагогических и управленческих обоснований, убедительного и достаточно совершенного концептуального подхода к организации деятельности подобных заведений. Принимаемые на уровне Министерства образования РФ документы, определявшие и регламентировавшие деятельность этих учреждений, зачастую не отвечали потребностям образовательной практики.

Во второй главе «Инновационная политика в области профессионального образования и обучения в процессе социально-экономической модернизации России на рубеже ХХ–XXI веков» автор анализирует стратегические программы и концепции модернизации российского образования конца 1990-х – начала 2000-х гг., рассматривает становление теорий и практику создания региональных систем профессионального образования, изучает процесс формирования и развития социального партнерства как фактора модернизации учреждений профессионального образования, показывает участие России в программах международного сотрудничества в области профессионального образования и обучения.

Политика модернизации отечественного образования выходит на новый качественный уровень в начале 2000-х гг., когда начинает доминировать стратегический подход к решению проблем образования, включая профессиональную школу. Принимаются концептуальные документы, определяющие приоритет инновационных программ и технологий на всех уровнях профессионального образования («Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Развитие дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000–2005 гг.» и т.п.).

Модернизация отечественной системы образования, включая профессиональное, осуществляется на базе следующих основополагающих принципов: приоритетной роли образования для будущего страны и концентрации усилий в ходе ее проведения на достижимых целях и задачах, нововведениях, перехода к устойчивому экономическому росту; становления гражданского общества и утверждения фундаментальных прав и свобод личности; сохранения и развития лучших отечественных традиций в сочетании с использованием международного опыта, научно-педагогических школ и т.д.

В рассматриваемый период существенно возрастает роль Министерства образования (с 2004 г. – Министерства образования и науки) Российской Федерации и подведомственных ему научных структур в формировании и внедрении инновационной политики в сфере профессионального образования. Организационная и методическая деятельность федерального центра приобретает дополнительное значение в условиях регионализации образования.

Существенной особенностью социально-экономической и культурно-национальной ситуации в России в начале нового века стало преобразование управления социальной сферой на принципах децентрализации, расширения самостоятельности регионов.

Важнейшей характеристикой формирующихся в 1990-е – начале 2000-х гг. региональных систем образования стал рост их эффективности, понимаемой автором как степень удовлетворения запросов личности и потребностей общества и государства. В этой связи ее главными положительными качествами явились доступность, открытость, непрерывность, многоуровневость.

Важную роль в поддержке инновационных технологий в профессиональном образовании и включения в орбиту политики модернизации традиционных типов учебных заведений стали играть региональные и отраслевые объединения образовательных учреждений, таких как Советы директоров средних специальных учебных заведений Московской, Волгоградской и других областей, ассоциации «Легпромобразование», «Машиностроитель» и пр.

В главе показано, что социальное партнерство в профессиональном образовании сформировало особый тип взаимодействия профессионального образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также органами управления, выявлены основные направления развития образовательного учреждения в условиях социального взаимодействия: соуправление, софинансирование, моделирование содержания образования, совместная оценка качества.

?????????i

?????????i?ь

!не соответствовала потребностям социальных партнеров, что создавало угрозу безработицы и вынуждало предприятия доучивать молодые кадры непосредственно на производстве.

Уже в первой половине 1990-х гг. профессиональные образовательные учреждения инновационного типа включились в программы учебно-методического и информационного сотрудничества с зарубежными учебными заведениями. Важное место в политике модернизации профессионального образования в начале 2000-х гг. стал мониторинг развития профессиональной школы в странах СНГ и правовое обеспечение трудоустройства квалифицированных кадров на всем пространстве Содружества.

В третьей главе «Формирование и специфика педагогических и управленческих кадров в контексте политики модернизации образования России» исследуется эволюция системы подготовки и переподготовки кадров профессионального образования в Российской Федерации в 1990-е гг. и становление образовательного менеджмента, анализируются проблемы стратегического управления колледжами и другими образовательными организациями. В главе рассматриваются социально-ментальные и профессиональные характеристики кадрового корпуса профессионального образования в конце 1980-х – 2005 гг., анализируется процесс формирования и инновационная деятельность корпоративно-общественных структур профессионального образования России.

Анализ кадрового обеспечения профессионального образования в рассматриваемый период выявил ряд негативных тенденций: отмечается старение кадрового состава, отток наиболее квалифицированных и перспективных кадров (прежде всего это касается преподавателей иностранного языка, правовых дисциплин, вычислительной техники, мастеров производственного обучения), сокращение численности преподавателей - мужчин. Решение данных проблем возможно только при условии разработки и введения современных подходов к оплате труда работников средних специальных учебных заведений.

Опыт передовых профессиональных лицеев и колледжей показал, что формирование педагогического коллектива на основах новой парадигмы образования и переход на инновационное образование являются необходимым условием адаптации системы профессионального образования и профессиональных учебных заведений к современным условиям.

Важным результатом политики модернизации профессионального образования в России стало формирование инновационного образовательного менеджмента, осуществляющего эффективное управление учебными заведениями и структурами непрерывного образования, а также центров обучения и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, направленных на их активное вовлечение в процесс модернизации профессиональной школы (например, Академии менеджмента и рынка и др.) .

В четвертой главе «Колледж и профессиональный лицей как основные инновационные формы профессионального образования России в 1990-х – 2005 гг.» характеризуется положение колледжей и профессиональных лицеев на отечественном рынке образовательных услуг, изучаются основные направления, формы, количественные и качественные показатели их образовательной деятельности. В главе представлен анализ опыта реализация принципов многоуровневости, непрерывности и рекуррентности профессионального образования в России в 1990-е – 2005 гг., анализируется роль и место профессиональных учебных заведений инновационного типа в контексте социально-культурного и экономического развития страны в начале XXI века.

Автор приходит к выводу, что система профессионально-технического и среднего специального образования в период перехода к рынку показала общую тенденцию – заявку на повышение статуса учебных заведений через переход на новый образовательный уровень. Так, до вступления в силу Закона «Об образовании» 1992 г. «Временное положение о Высшем профессиональном училище» 1990 г. давало возможность бывшим СПТУ готовить специалистов среднего звена, в то время, как колледжи (работавшие по Временному положению о ссуз 1989 г.) открывали программы подготовки младших инженеров и бакалавров по юридическим и экономическим специальностям. Второй тенденцией было сближение с профильными вузами, которые широко практиковали колледжи и техникумы и в ряде случаев учреждения начального профессионального образования.

После 1992 г. интеграция этих систем осуществлялась на основе сотрудничества образовательных учреждений двух или трех уровней, включая хотя бы одно учебное заведение повышенного типа: «Колледж – вуз», «профессиональное училище – колледж – вуз», «профессиональный лицей – колледж», «профессиональный лицей – колледж – вуз». Схема «техникум – вуз» или «профессиональное училище – вуз» встречается реже, что свидетельствует об отставании уровня подготовки в традиционных профессиональных учебных заведениях от требований современной системы непрерывного профессионального образования. Существенную роль здесь играют и различия социальных страт, поставляющих основную массу учащихся в системе начального и среднего профессионального образования и высшей школы, стандарты и качество школьного обучения.

На протяжении всего рассматриваемого периода колледжи занимали ведущие позиции в апробации новых направлений образовательной политики, начиная от практически самостоятельного выхода на рынок образовательных услуг в начале 1990-х гг. до внедрения в учебный процесс новых образовательных стандартов, механизмов социального партнерства, включения (нередко в роли лидеров и организаторов) в региональные образовательные системы. На базе колледжей приобретается опыт образовательного менеджмента и творческого сотрудничества педагогических кадров средней и высшей профессиональной школы.

В условиях становления рыночной экономики в системе профессионального образования достаточно активно формировался институт платных образовательных услуг, оказываемых негосударствен-ными и государственными образовательными учреждениями. Реакцией на запросы абитуриентов и учащихся стало предоставление дополнительных специальностей своего и низшего образовательного уровня – рабочих профессий в техникумах и колледжах, техников – в вузах, что имело практическое значение в плане адаптации молодежи на рынке труда, и в то же время, создавало основы для развития интеграции подсистем профессионального образования.

Открытие в профессиональных училищах, техникумах и колледжах промышленного и просветительного направления непрофильных специальностей, за редким исключением, было вызвано, прежде всего, необходимостью получить дополнительные средства. В то же время, распространение возможности обучения основам менеджмента и права, иностранным языкам, информатике на основной контингент учебного заведения являлось, безусловно, положительной тенденцией, создавая более конкурентноспособного специалиста с повышенным уровнем общего образования и культуры.

Реформирование системы профессионального образования обусловило в конце 1990-х – начале 2000-х гг. смену узко профессиональной модели образовательного учреждения моделью социально и культурно-ориентированного учебного заведения, определило стратегию инновационного развития профессиональных лицеев и колледжей, в том числе, потребовала превращения колледжа в обучающуюся организацию, стимулирования исследований и внедрения новых технологий в учебный процесс и организацию управленческой деятельности.

В заключении подведены основные итоги исследования и сформулированы выводы.

Политика модернизации профессионального образования в период конца 1980-х – 2005 гг. решала задачу внедрения в систему профессионального образования и обучения механизмов гибкого реагирования на потребности экономики и социальной сферы, сформировала тенденции диверсификации и рекуррентности профессиональной школы.

загрузка...