Delist.ru

Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х - 2005 гг.) (30.01.2008)

Автор: Кириллов Павел Васильевич

Иностранная историография начального и среднего профессионального образования в СССР ограничивается несколькими работами советологического характера. Однако по мере вхождения России в международное образовательное и экономическое пространство тема подготовки квалифицированных кадров в нашей стране входит в сферу интересов иностранных специалистов в области теории и методики образования, экспертов Всемирного банка, ЮНЕСКО и других международных структур. Развивается обмен международным опытом в сфере модернизации и диверсификации профессионального образования, что оказывает определенное воздействие на российскую образовательную политику и проблематику научных исследований.

Таким образом, в настоящее время существует достаточно обширный блок научной литературы исторического, а также педагогического и политологического профиля, в котором затрагиваются различные аспекты развития профессионального образования в России в новейший период. Однако тема государственной политики в области модернизации профессионального образования в конце 1980-х – 2005 гг. не ставилась и не исследовалась в качестве комплексной научной проблемы.

Объектом диссертационного исследования являются законодательные и нормативные акты, регулировавшие сферу профессионального образования в России в конце 1980-х – 2005 гг., научные концепции модернизации образования, учебные планы и программы, федеральные и региональные структуры управления образованием, институциональные структуры профессионального образования – лицеи, училища, техникумы, колледжи, вузы, учебно-научно-производственные комплексы, реализующие инновационные модели непрерывного профессионального образования, предприятия и организации – участники систем социального партнерства в сфере профессионального образования.

Одним из центральных объектов диссертационного исследования является колледж как основное учебное заведение инновационного типа, в деятельности которого наиболее полно выявляются базовые направления и результаты политики модернизации профессионального образования, осуществляется взаимодействие и интеграция уровней и подсистем профессионального образования.

Предметом диссертационного исследования является процесс формирования правовых, теоретических и методических основ модернизации профессионального образования в России, специфика и результаты внедрения инновационных программ развития образовательной системы страны, деятельность органов управления образованием, руководителей и специалистов профессионального образования по их реализации, участие российских учреждений профессионального образования в международных образовательных проектах.

Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с конца 1980-х гг., когда в СССР были разработаны концепции непрерывного профессионального образования и открыты в экспериментальном порядке инновационные учреждения профессиональ-ного образования, по 2005 г., когда был реализован ряд государственных программ развития профессионального образования в Российской Федерации, осуществлявшихся в рамках стратегических концепций модернизации образовательной системы. Избранные хронологические рамки позволяют проследить процесс эволюции профессионального образования в контексте кардинальных изменений общественно-политической и экономической системы страны, показать формирование инновационной политики российского государства в сфере профессионального образования, связь эволюции образовательной сферы с процессом социально-экономической модернизации страны.

Методологические основы исследования составили принципы историзма, объективности и системности. При написании диссертации использовались сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы исследования, что позволило взаимосвязано проанализировать и осмыслить состояние и специфику исследуемых процессов и явлений на разных этапах рассматриваемого периода.

Методологическую задачу диссертационного исследования автор видит в достижении оптимального сочетания конкретного, эмпирического изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, выявлении сущности и внутренней логики политики модернизации профессионального образования в России в рассматриваемый период.

Принцип историзма позволил исследовать вопрос формирования и реализации государственной политики модернизации профессионального образования в контексте исторического процесса, с учетом факторов и явлений, характеризующих рассматриваемый период истории страны и его этапы.

Системный принцип предполагает рассмотрение изучаемой проблемы как целостного явления, анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи и опирается на современные научные подходы к исследованию образовательных систем, восходящие к работам Ф.Кумбса. В частности, автор исходит из положения о том, что для того, чтобы «определить состояние той или иной системы образования, усовершенствовать ее и разумно планировать пути ее развития, необходимо целостное рассмотрение взаимосвязи между ее основными компонентами».

В данном контексте представляется необходимым обоснование авторского подхода к понятию профессионального образования. В современной гуманитарной науке (включая историю, философию, педагогику и пр.) утвердилась поливариантная трактовка профессионального образования в зависимости от дисциплинарной специфики и проблематики исследований. Исчерпывающая характеристика многомерности и многогранности профессионального образования дана в статье Е.Г.Осовского, отразившего современное понимание профессионального образования как феномена, «отражающего социально и педагогически организованную социализацию личности», одновременно выступающего как социальный институт по воспроизводству квалифицированной рабочей силы, целенаправленный социальный и педагогический процесс профессионального обучения и воспитания, система («лестница») профессиональных образовательных учреждений, результат профессиональной подготовки и уровень владения определенной программой профессионального образования и пр. В обобщенном смысле термин «профессиональное образование» включает закрепленные современным законодательством понятия начального, среднего и высшего профессионального образования, каждое из которых может быть аналогичным образом раскрыто в нескольких содержательных и функциональных аспектах. В отечественной литературе существует традиция применения термина «профессиональное образование» к начальному и среднему профессиональному (среднему специальному) образованию, как по отдельности, так и в совокупности. С другой стороны, преемственность в содержании образования, единая система управления и организационные связи, существующие между средней профессиональной и высшей школой, сделали методологически обоснованным изучение их в рамках единых исследовательских проектов, в научно-популярной литературе, статистике и т.п. Такая постановка проблемы, как было показано выше, получила широкое распространение в отечественной исторической науке.

В рамках данного диссертационного исследования автор, ставя вопрос о профессиональном образовании как о многоуровневой системе, ступени и подуровни которой находятся в процессе развивающегося взаимодействия и интеграции, в первую очередь, концентрирует свое внимание на системе начального и среднего профессионального образования, затрагивая высшую школу лишь частично – в связи с проблемами непрерывного образования, развития научно-методической базы, повышения квалификации кадров профессионального образования и т.п. Высшее образование автор связывает с представлениями о фундаментальных системных знаниях, сочетающих профессиональную составляющую с определенным уровнем универсального развития личности и с академической наукой. Данный подход обусловлен также тем обстоятельством, что именно начальный и средний уровни профессионального образования претерпели существенные изменения в период с конца 1980-х по начало 2000-х гг.: в методологическом, организационном, структурном аспектах.

В 1990-е гг. технократическая парадигма профессионального образования и обучения корректируется концепциями гуманитаризации образования, наблюдается отход от трактовки профессионального образования, как системы, ориентированной, главным образом, на развитие у обучающегося способностей к труду. Становление в России рыночной экономики и обращение к международному опыту образовательной политики способствует формированию нового подхода к профессиональному образованию как «к социальному институту, создающему условия для развития личности в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями». Данная концепция становится основой для деятельности научных центров по развитию профессионального образования и определяет содержание государственной стратегии в области профессионального образования в начале XXI века. Модернизация профессионального образования рассматривается в качестве одного из главных условий социально-экономической модернизации страны в целом и включения России в международное экономическое и информационное пространство.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является всестороннее рассмотрение содержания, процесса реализации и результатов государственной политики в области модернизации профессионального образования в России в конце 1980-х – 2005 гг. во всех основных аспектах этого явления: теоретическом, правовом, организационно-административном, кадровом, финансово-экономическом, социально-культурном.

Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

Изучить основные направления государственной образовательной политики, концепции и доктрины развития начального и среднего профессионального образования, разрабатывавшиеся в СССР в конце 1980-х – 1991 гг. и в Российской Федерации в 1990-е – 2005 гг.;

Проанализировать законодательно-нормативную базу профессионального образования страны в рассматриваемый период;

Исследовать деятельность научных центров по развитию профессионального образования и их роль в формировании инновационной образовательной политики;

Охарактеризовать социально-экономическую динамику условий развития начальной и средней профессиональной школы, влияние перехода к рыночной экономике на процесс модернизации профессионального образования;

Показать важнейшие направления политики модернизации профессиональной школы в рассматриваемый период, специфику проявления инновационных процессов на федеральном и региональном уровне, в системах начального и среднего профессионального образования, отраслевых и ведомственных образовательных системах;

Проанализировать эволюцию профессиональных и социально-ментальных характеристик преподавательского и управленческого корпуса профессионального образования в контексте его модернизации, количественные и качественные параметры учащихся профессиональных учебных заведений традиционного и инновационного типа;

Охарактеризовать инновационные типы образовательных учреждений профессионального образования (высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи, колледжи), их роль и место на рынке образовательных услуг и в системе непрерывного профессионального образования;

Показать значение политики в области модернизации профессионального образования в процессе социально-экономического и культурного развития страны;

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и стран СНГ, что позволяет осветить проблему модернизации профессионального образования в России с учетом специфики и результатов развития системы профессионально-технического и среднего специального образования в СССР и ее эволюции на постсоветском пространстве, а также показать специфику взаимодействия стран СНГ в вопросах профессионального образования и трудоустройства квалифицированных кадров в 1990-е – 2005 гг.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

Работа базируется на опубликованных и архивных источниках. В первую группу входят справочные и информационные издания (статические обзоры, отчеты, доклады, справки и т.п.), документы органов власти и управления, законодательные и нормативные материалы, стенограммы и материалы общественно-педагогических форумов, сборники документов, периодическая печать и мемуарная литература.

Среди опубликованных источников необходимо выделить тексты концепций и программ развития образования конца 1980-х гг., федеральные и региональные законодательные акты, отражающие процесс и содержание образовательной реформы начала 1990-х гг. и новейшие документы, определяющие образовательную стратегию современной России на федеральном и региональном уровне. Эти источники раскрывают общую парадигму развития образования, в том числе, профессионального, в рассматриваемый период и позволяют осуществить анализ правовой базы модернизации профессиональной школы всех уровней.

В диссертации использованы типовые положения об образовательных учреждениях профессионального образования различных уровней, образовательные стандарты, тематические сборники законодательных и нормативных материалов по начальному и среднему профессиональному образованию. Автор привлекает также материалы международных исследований и проектов по развитию профессионального образования и обучения, отражающие участие в них российских лицеев и колледжей.

Ценные данные по проблеме модернизации профессионального образования содержатся в материалах Всероссийского совещания работников образования 2000 г., докладах участников съездов Союза директоров средних специальных учебных заведений, собраний Академии профессионального образования и других научно-корпоративных форумов. Данная группа источников не только расширяет фактологию становления и деятельности инновационных образовательных учреждений, региональных образовательных систем и т.п., но и раскрывает восприятие реформы педагогической общественностью и руководителями образовательного сектора.

В диссертации используются также сборники документов и материалов, непосредственно посвященные проблемам модернизации профессионального образования и отражающие его развитие в отдельных городах и регионах.

Существенное значение для данного диссертационного исследования имеют материалы периодической печати, в первую очередь, официальных изданий (бюллетеней) Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, журналов «Среднее профессиональное образование» (до 1992 г. – «Среднее специальное образование», в 1992–1995 гг. – «Специалист»), «Образование & карьера», «Образовательная инициатива», «Образовательная политика», региональные издания – «Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию» (Екатеринбург), «Вестник Совета директоров педагогических училищ и колледжей среднего профессионального образования Волгоградской области» и др. В работе использован также ежеквартальный журнал ЮНЕСКО «Перспективы. Вопросы образования».

Источники мемуарного характера по теме диссертационного исследования опубликованы, главным образом, на страницах вышеназванных периодических изданий и в составе сборников смешанного характера, выпущенных к юбилеям учебных заведений. Существует также небольшой комплекс отдельных изданий воспоминаний деятелей профессиональной школы, охватывающий период конца 1980-х – 1990-е гг.

Группу неопубликованных источников составили документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе документы Совета министров РСФСР (Ф.А-259), Министерства просвещения РСФСР (Ф.А-2306), Министерства высшего и среднего специального образования СССР (Ф.Р-9606), Государственного комитета СССР по народному образованию (Ф.Р-9661). Данные материалы содержат разнообразную и обширную информацию о подготовке реформы профессионально-технического и среднего специального образования во второй половине 1980-х – 1991 гг., количественных и качественных показателях деятельности профессиональных учебных заведений, материально-технических, финансовых и кадровых проблемах в эпоху перестройки. Среди использованных в диссертации документов – поручения ЦК КПСС и Советов министров СССР и РСФСР союзным и республиканским органам управления образованием, переписка и отчеты по их выполнению, переписка с Госпланом РСФСР по вопросам снабжения и финансирования учебных заведений, статистические справки и обзоры, приказы и инструктивные письма министерств учебным заведениям и местным органам управления образованием, материалы министерских инспекций, протоколы и стенограммы совещаний руководителей учебных заведений и управлений учебных заведений и кадров отраслевых министерств, материалы и отчеты о деятельности учебно-методических управлений, научно-исследовательских институтов, занимавшихся проблемами профессионального образования, и т.п. Особого внимания заслуживают материалы Всесоюзного съезда работников образования 1988 г., в составе которых сохранились стенограммы и записки делегатов, отражающие дискуссию о судьбах профессионального образования накануне глубоких перемен в общественно-политической жизни и экономической системе страны.

В целом, необходимо отметить, что переписка министерств и ведомств с профессиональными учебными заведениями, региональными и отраслевыми органами управления профессиональным образованием, стенограммы министерских совещаний содержат множество живых свидетельств о реальном положении дел в начальной и средней профессиональной школе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., которые не вошли в официальные документы. Эти материалы позволяют также исследовать проблему профессиональной квалификации и менталитета руководящих и педагогических кадров профессионального образования, судить о степени их заинтересованности в модернизации системы профессионального образования и обновлении образовательных стандартов.

Автор привлекает также материалы текущего архива Волгоградского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и права, отражающие руководящую деятельность Министерства образования и науки и преломление инновационной образовательной политики в жизни конкретного учебного заведения.

В диссертации задействованы также Internet-ресурсы, включая официальные сайты Министерства образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских центров по изучению профессионального образования, областных советов директоров средних специальных учебных заведений, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении начальные и средние профессиональные учебные заведения, сайты колледжей и лицеев, электронные публикации научных докладов и статей по проблемам профессионального образования.

В целом, можно говорить о наличии репрезентативной источниковой базы для изучения поставленной проблемы, а также о наличии значительного объема архивных материалов, которые не использовались ранее в исторических исследованиях и впервые вводятся в научный оборот в данной диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые осуществлено комплексное изучение проблемы формирования и эволюции государственной политики в области модернизации профессионального образования в России в конце 1980-х – 2005 гг.

В диссертации осуществлен анализ основных направлений государственной политики в области и образования и концепций развития начального и среднего профессионального образования, провозглашенных в документах КПСС, органов власти и управления СССР во второй половине 1980-х – 1991 гг., выявлена их модернизационная составляющая.

В диссертации впервые осуществлен комплексный анализ содержания законодательных и научно-методических новаций, определивших направления государственной политики в области модернизации профессионального образования в России в 1991-2005 гг.

загрузка...