Delist.ru

Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х - 2005 гг.) (30.01.2008)

Автор: Кириллов Павел Васильевич

КИРИЛЛОВ Павел Васильевич

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

(КОНЕЦ 1980-х – 2005 гг.)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва-2007

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре «История и политология» Московского государственного университета сервиса

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Ершов Виталий Федорович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Косулина Людмила Геннадиевна

доктор исторических наук, профессор

Королев Анатолий Акимович

доктор исторических наук, профессор

Змеев Владимир Алексеевич

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 12 февраля 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Киселева Л.С.

Актуальность темы исследования определяется современной историографической ситуацией, требующей углубленного изучения проблем развития отечественной образовательной системы в новейший период, который характеризуется формированием принципиально новых явлений и тенденций, оказавших существенное влияние на эволюцию образовательного сектора страны.

Для Российской Федерации 1990-х – 2000-х гг. характерны качественные изменения, происходящие в новых социальных, политических и экономических условиях. Глубокие социально-экономические преобразования, с одной стороны, влияют на развития сферы образования, а с другой стороны, зависят от него. Это в первую очередь относится к системе профессионального образования, формирующей интеллектуальные ресурсы общества и обеспечивающей высокий уровень качества производительных сил. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин, в новом столетии существенно возрастает роль профессионального образования для социокультурного и экономического развития страны.

Переход к рыночной экономике и к рыночным условиям функционирования системы образования потребовал создания большего разнообразия типов образовательных учреждений. В связи с этим возникла необходимость создания адаптивных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих равные условия для молодежи через разнопрофильное и разноуровневое образование. С конца 1980-х гг. в стране происходит становление инновационных типов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (лицеев и колледжей), модернизируется содержание и методическая часть профессионального образования и обучения в целом. В этот же период были заложены основы для развития региональных образовательных систем и становления института социального партнерства в профессиональном образовании, что определило базовые принципы его организации в новом столетии.

В условиях социально-экономической модернизации страны роль инновационной деятельности в образовательной сфере продолжает возрастать, увеличивается потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. Развитие этих тенденций нашло отражение в «Федеральной программе развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и других основополагающих документах по развитию образования.

Актуальность темы обусловлена потребностью систематизации и обобщения имеющегося опыта по реализации инновационных моделей профессионального образования, позволяющего достичь необходимого качества подготовки специалистов.

Комплексное научное исследование специфики и результатов формирования государственной политики в области модернизации профессионального образования в России конца 1980-х – начала 2000-х гг. позволяет расширить историографическое поле новейшего периода по проблемам истории отечественного образования и науки и внести вклад в процесс формирования концепций развития региональных образовательных систем и учебных заведений инновационного типа.

Степень разработанности темы. Историография профессионального образования в России начала формироваться еще в дореволюционный период и в настоящее время насчитывает сотни монографий, статей, диссертационных исследований. Среди них необходимо упомянуть классические труды О.Л. Аникст, А.Е. Бейлина, А.Н. Веселова, И.К. Воеводского, Е.Г. Осовского, в которых исследовались общие и частные аспекты становления системы профессионально-технического и среднего специального образования в РСФСР и СССР в 1917- 1970-е гг. Важный вклад в историографию проблемы внесли работы Н.В. Вихирева, Ф.Ф. Королева, Б.А. Кузьмина, И.Д. Левковского, С.Я. Батышева, А.А. Лютых, Ш.М. Мунчаева, Д.И. Чупрунова и др., а также авторы многочисленных исследований, посвященных развитию начального, среднего и высшего профессионального образования в союзных республиках.

Советская историография профессионального образования к середине 1980-х гг. обобщила обширный фактологический материал по проблеме, были определены основные этапы становления профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в стране, проанализированы основные количественные и качественные показатели его развития. В работах 1970-1980-х гг. достаточно широко использовались архивные источники, большой шаг вперед был сделан в области теории и методики исторического исследования. В то же время, публикации в области истории профессионального образования являлись отражением официальной доктрины развития советской школы, анализ процессов и явлений не носил в полной мере объективного характера.

Для данного диссертационного исследования первостепенное значение имеют исследования, выполнявшиеся со второй половины 1980-х гг. и вплоть до настоящего времени, т.е. в тот период, когда отечественная историография эволюционирует в направлении научного плюрализма, объективности, существенного обновления исследовательских методов и подходов, развития междисциплинарных исследований. Эта тенденция обусловила дискуссионный характер многих публикаций по проблемам профессионального образования, в частности по вопросам его реформирования и модернизации.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. отечественными авторами был подготовлен ряд исследований, в которых подводились итоги развития систем профессионально-технического и среднего специального образования в СССР, союзных и автономных республиках, включая 1980-е годы. В том числе, следует упомянуть публикации и диссертации А.И. Иванова, Н.И. Глазуновой, В.И. Дорофеева, Е.Н. Чернолуцкой, В.В. Орлова, Ю.В. Булашева,в которых затрагивалась проблема реформирования профессионального образования, предпринимались попытки объективно оценить итоги его развития.

В конце 1980-х гг. ученые и деятели профессионального образования выступали с оценкой ситуации в профессиональном образовании и прогнозами его эволюции в контексте образовательной реформы, осуществлявшейся после XXVII съезда КПСС в соответствии с его решениями. Так, концепция перехода к всеобщему профессиональному образованию в течение 5-10 лет поддерживалась в монографии С.Я. Батышева «Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации» (М., 1987). В 1990 г. выходят в свет работы В.А. Казначеева, внесшие важный вклад в постановку проблемы управления и модернизации профессионально-технического образования в стране.

С середины 1990-х гг. осуществляются исторические и историко-педагогические исследования, в которых подводятся первые итоги образовательной реформы, освещаются проблемы функционирования учреждений профессионального образования в новых социально-экономические условиях. Фундаментальный характер имеют монографии и докторская диссертация Б.Т. Пономаренко, посвященные анализу итогов и перспектив реформирования профессионального (главным образом, высшего) образования в России и на Украине в 1980 – первой половине 1990х гг. Труды Б.Т. Пономаренко имеют политологическую направленность, в том числе, содержат анализ образовательных программ различных политических партий и движений. В данных работах сделан важный вывод об отсутствии в России в 1986-1989 гг. политических механизмов, которые могли бы оказывать положительное воздействие на развитие профессиональной школы, об отсутствии в этот период стимулов освоения и поддержки учебными заведениями инновационных процессов, механизмов саморазвития профессионального образования.

Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. выходят в свет работы, содержащие анализ новых направлений и тенденций в развитии профессионального образования, в первую очередь, становлению системы непрерывного профессионального образования и регионализации профессиональной школы. Значительная часть этих публикаций опирается на анализ исторического опыта деятельности профессиональных образовательных учреждений в переходный период конца 1980-х – середины 1990-х гг. В том числе, необходимо упомянуть исследования А.М. Новикова, отстаивающего идею единой целостной системы профессионального образования на основе интеграции ее подсистем, опережающего развития непрерывного профессионального образования и превращения его в стимул развития регионов. А.М. Новиков положительно оценивает предоставление учебным заведениям после 1988 г. большей самостоятельности, отмену жесткого государственного регулирования системы профессионального образования, отмечает инициативность педагогических коллективов в деле внедрения инноваций в управление учебными заведениями и образовательную деятельность.

В этот же период выходят в свет концептуальные труды В.И. Жукова, В.М. Жураковского, К.К. Колина, в которых изучается исторический опыт развития образования в советский и постсоветский период, анализируется образовательная стратегия Российской Федерации, раскрывается роль образования, в том числе профессионального в процессе социально-экономического и культурного развития страны.

Важный вклад в исследование политики модернизации профессионального образования в конце 1980-х – 1990-е гг. вносят обобщающие монографии по истории начального и среднего профессионального образования: двухтомник под редакцией В.М. Жураковского, книги А.Е. Пядочкина и А.И. Михащенко,, а также работы Е.А. Сергеева, В.А. Штурбы, Ю.С. Базеева и др., посвященные отраслевым и региональным аспектам проблемы. Важный вклад в изучение государственной политики СССР и Российской Федерации в области среднего профессионального образования, в том числе, проблем его модернизации, внесли монографии и статьи В.П. Попова. История профессионального образования в России разрабатывается в рамках исследовательских проектов Института педагогики и психологии профессионального образования в Казани, в том числе частично затрагиваются вопросы инновационной политики в данной сфере.

Исторический опыт развития системы профессионального образования в 1990-е – 2000-е гг. рассматривался в ходе многочисленных научно-технических конференций, организованных федеральными и региональными центрами по изучению проблем модернизации профессионального образования. В том числе, ряд научных форумов был непосредственно посвящен функционированию колледжей как образовательных учреждений инновационного типа. В этот же период выходят в свет исследования Л.Г. Семушкиной, В.И. Байденко, И.Ф. Исаева, Н.Л. Шеховской, Г.В. Мухаметзяновой и других авторов, посвященные колледжам, их роли в процессе модернизации профессионального образования.

В 1990-е – 2005 гг. был опубликован ряд изданий, посвященных истории профессиональных училищ, лицеев, техникумов, колледжей, в которых нашли отражение проблемы и достижения периода реформ конца 1980-х – 1990-х гг., раскрывалось влияние политики модернизации профессионального образования на жизнь конкретных учебных заведений.

загрузка...