Delist.ru

Формирование региональной политики энергосбережения и оценка ее результативности (на примере Хабаровского края) (30.01.2008)

Автор: Голованова Лариса Анатольевна

Дробное зонирование территории региона позволяет решить две ключевые задачи при формировании региональной политики энергосбережения: применить дифференцированный подход к регулированию энергосбережения в каждой зоне; определить направления и параметры региональной программы энергосбережения как совокупности зональных подпрограмм и сформировать действенные механизмы её реализации.

Программный подход к энергосбережению приобрел регулярный характер с середины 1990-х гг. Выполненный в диссертационной работе анализ 17 региональных программ энергосбережения по 10 основным элементам позволил установить, что при их разработке применяются разные подходы, в результате чего программы слабо сравнимы, как по структуре, так и по результативности. Выявлены причины низкой действенности федеральных и региональных программ. В соответствии с логической схемой проблема–цели–задачи–мероприятия–оценка–механизмы в работе уточнен ряд позиций программно-целевого метода применительно к энергосбережению. Предложена система показателей, включающих промежуточные и конечные энергоэкономические и специальные показатели оценки энергосбережения и энергоэффективности, интегрального эффекта региональной политики энергосбережения.

В работе обосновано, что формирование региональной политики энергосбережения должно основываться на следующих принципах:

освоения регионального потенциала энергосбережения в отраслевом и пространственном разрезах с развитием градостроительных мер энергосбережения;

комплексности и адресного воздействия нормативно-законодательных, организационно-технических, финансово-экономических и информационных механизмов на основные субъекты экономического региона;

дифференцированности, заключающейся в выделении характерных зон по признакам энергосбережения, в разработке и осуществлении в них соответствующих зональным условиям целевых программ.

Разработанный в работе метод выделения зон по признакам энергосбережения, в основу которого положен принцип учёта факторов, влияющих на потенциал энергосбережения и обобщенно представленных совокупностью четырёх групп признаков энергосбережения: природно-климатических и географических, энергетических, социально-экономических, градостроительных, позволяет конкретизировать механизмы согласования решений по повышению энергоэффективности регионального экономического комплекса.

Третья глава посвящена определению методических положений регионального потенциала энергосбережения (ПТЭС), принципов и направлений политики энергосбережения в градостроительстве, разработке методического подхода к комплексной оценке уровня энергосбережения в здании, а также обсуждению вопросов развития строительных норм и стандартов в области энергосбережения.

Рыночные отношения участников, реализующих функции спроса и предложения энергоресурсов, их сбережения происходят во взаимосвязанных сферах воспроизводства энергетической и неэнергетической продукции, в бюджетной и инвестиционно-инновационной сферах, в домашних хозяйствах. Все процессы сопровождаются энергопотерями и, следовательно, формированием потенциала энергосбережения. Его освоение в территориальных социально-экономических системах является одним из ключевых факторов, определяющих формирование и проведение региональный политики энергосбережения.

???????региональный потенциал энергосбережения как количество топлива и энергии, которое может быть сохранено в экономическом регионе в результате проведения энергосберегающей политики, обеспечивающей стабильное повышение его энергоэффективности. Региональный ПТЭС не имеет однозначного количественного определения и распределения по своим составляющим во времени. Ограничениями для его формирования и освоения являются технологические, экономические, организационные, рыночные, инвестиционные и информационные факторы и условия. Реально определяют организационно-технологический и экономически доступный потенциал энергосбережения.

Анализ применяемых в теории и на практике подходов к количественному определению регионального потенциала энергосбережения, позволил предложить комплексную методику его оценки, включающую метод сравнения (аналогии), нормативный, балансовый и проектный методы. В нормативном методе региональный ПТЭС определяется как сумма поэлементных потенциалов, рассчитанных для технологических процессов всех сфер экономики региона и объектов застройки. Метод сравнения (аналогии) основан на определении регионального ПТЭС по его значению в базовом регионе и соотношению объёмов энергопотребления в нём и исходном регионе. В балансовом методе потенциал энергосбережения оценивается исходя из значения и структуры регионального топливно-энергетического баланса и данных энергетических обследований. Проектный метод позволяет рассчитать региональный ПТЭС как сумму ожидаемой экономии энергоресурсов от реализации в регионе проектов повышения энергоэффективности. Методы, различаясь предпосылками и аналитическим выражением, дополняют друг друга, что важно в условиях ограничения статистической и научно-технической информации о конечном энергопотреблении и результативности энергосбережения в отдельных сферах экономики и территориально-хозяйственных системах региона.

Отраслевая и территориальная взаимообусловленность экономического пространства требует комплексного подхода к освоению потенциала энергосбережения. Сегодня энергосберегающая политика государства ориентирована на решение, главным образом, отраслевых целей и задач, территориальный срез энергосбережения практически не рассматривается. Между тем регион как совокупность территориально-производственных образований характеризуется конфигурацией и планировочной структурой, схемами транспортной и коммунальной инфраструктуры, характером застройки и энергоэффективностью ее объектов, территориальной привязкой видов хозяйственной деятельности, пространственным размещением объектов энергетики относительно энергопотребителей и др. Следовательно, на уровень территориального энергопотребления, величину и структуру регионального потенциала энергосбережения существенное влияние оказывают градостроительная ситуация и меры по изменению её энергоэффективности.

В градостроительном плане интерес представляют два ключевых направления энергосбережения: планировка территории с позиции энергосбережения, энергоэффективное территориальное планирование регионов и муниципальных образований; создание производственных, общественных и жилых зданий с эффективным использованием энергии при эксплуатации, их реконструкция и модернизация с целью доведения энергетического стандарта до современных требований.

Уровень потребления энергоресурсов и эффективность их использования в территориально-производственных образованиях зависит от сложившихся в градостроительной системе энергетических взаимосвязей: природных энергетических, влияющих на энергетический баланс здания; социально-энергетических, связанных с демографической ситуацией и качеством жизни населения, энергоэкономических, обусловленных структурой и специализацией хозяйства, территориальным размещением и организацией производства и услуг; энергетико-градостроительных, формирующихся в результате размещения градостроительных объектов относительно друг друга и объектов энергетики. Для получения сбалансированного результата энергосбережения необходимо учитывать весь комплекс факторов, влияющих на эти взаимосвязи.

В работе установлено, что региональную градостроительную политику в области энергосбережения следует формировать в соответствии со следующими положениями:

рассматривать территориально-производственное образование как единую энергетическую систему, взаимосвязи которой образуют замкнутую цепь, функционирующую в едином природном, экономическом, социальном и физическом (городском) пространстве;

учитывать изменения состава мероприятий энергосбережения и различную их результативность по мере территориального роста и социально-экономического развития поселений;

осуществлять градостроительное энергетическое зонирование по структуре и уровню энергопотребления и энергоплотности, что позволяет осуществлять меры энергосбережения путём рационального размещения в зонах энергопотребителей, совместная согласованная деятельность которых обеспечивает наиболее экономичные уровни энергозатрат, и дифференцировать энергонагрузки на основе учета различий между энергетическими зонами поселений;

повышать компактность поселений в целях сокращения затрат в сфере инженерных коммуникаций и транспорта, что достигается рациональным размещением предприятий, транспортных магистралей, селитебной зоны, инженерных коммуникаций, источников энергии в городской застройке.

Реализация градостроительных решений требует значительных инвестиций и затрат времени (стандартный проектный период 20–30 лет). Однако именно эти решения оказывают значительное влияние на уровень территориального энергопотребления. Освоение территориального потенциала энергосбережения в значительной мере определяется и уровнем энергопотребления при эксплуатации зданий.

Принципы экономичности постройки, теоретические основы создания зданий с эффективным использованием энергии, методы оценки их энергоэффективности на основе единовременных затрат и эксплуатационных расходов были разработаны профессором В. А. Сокольским ещё в 1910–1912 гг. Сформулированные в его работах концептуальные положения сохраняют свою значимость и сегодня, но недостаточно учитываются в практике отечественного проектирования и строительства.

К зданиям с эффективным использованием энергии, по определению автора относятся такие, в которых на этапе возведения посредством строительных энергоэкономичных способов и технологий реализуется совокупность проектных архитектурно-строительных решений энергосбережения, обеспечивающих нормативные санитарно-гигиенические требования и отвечающих целям рационального расходования энергии при строительстве и эксплуатации. Из данного определения следует, что задачи энергосбережения в здании целесообразно решать по этапам его жизненного цикла.

Каждый этап различается по объему и структуре энергопотребления, составу мероприятий энергосбережения, показателям и методам оценки их результативности. На этапе проектирования задаются потребительские и энергетические характеристики здания и параметры строительных технологий и, следовательно, формируются, с одной стороны, затраты строительного производства и его энергоёмкость, с другой – уровень энергопотребления и проектная энергоэффективность здания. На этапе строительства проектные архитектурно-строительные решения реализуются с определённым качеством и тем самым достигается фактическая энергоёмкость строительного производства и энергоэффективность строительства здания. На этапе эксплуатации проявляются все последствия принятых решений при проектировании и строительстве, а фактическая энергоэффективность здания изменяется в зависимости от условий эксплуатации. На каждом этапе формируется потенциал энергосбережения, мероприятия освоения которого в совокупности образуют систему, позволяющую регулировать энергоэффективность проектирования, строительства и эксплуатации здания.

Такой подход позволил в работе определить энергетические взаимосвязи и характер влияния каждого этапа на энергоэффективность здания, конкретизировать мероприятия энергосбережения для обеспечения интегрального результата энергосбрежения в соответствии с целями в строительстве и регионе.

Определяющая роль в регулировании энергосбережения в строительстве принадлежит государственным стандартам энергоэффективности, которые задаются ведомственными нормами и правилами. В России сегодня используются федеральные строительные нормы и правила (СНиП), обязательные для исполнения всеми организациями на территории страны независимо от форм собственности, и территориальные нормы и правила субъектов Федерации (ТСН), применение которых ограничено определённой территорией. Срок действия федеральных строительных норм и правил ограничен 2010 г., после которого в действие согласно Федеральному закону N 45-ФЗ от 09.05.2005 ”О техническом регулировании” должны вступить технические регламенты.

Проведённый в работе ретроспективный анализ совершенствования стандартов энергоэффективности в строительстве в зависимости от социально-экономической и политической ситуации в стране позволил сделать следующее заключение. Реальные меры по энергосбережению в строительстве были предприняты только в 1996 г., когда в СНиП были ужесточены критерии тепловой защиты здания. Стандарты энергоэффективности в зданиях определены в СНиП 23-2-2003 “Тепловая защита зданий”, однако они существенно ниже зарубежных параметров. Кроме того, строительное проектирование продолжает основываться на двух различных методических подходах: поэлементном, позаимствованном из предыдущих федеральных строительных норм; потребительском, сложность применения которого объясняется отсутствием алгоритма решения поставленной задачи. Архитектурно-строительные решения по сбережению энергии в проекте здания, начиная с 1996 г., не обосновываются экономически. Между тем реальное энергосбережение в зданиях в развитых странах исследователи связывают с комплексной технико-экономической оценкой реализуемых энергосберегающих мероприятий на этапе проектирования и с тем, что проектная энергоэффективность здания в значительной мере зависит от опыта и квалификации авторов проекта.

Для устранения обозначенных пробелов и, учитывая, что строительные нормы задают стандарты энергоэффективности, но при этом имеется возможность их обепечения различными архитектурно-строительными и объёмно-планировочными решениями, в работе предложен методический подход к комплексной оценке уровня энергосбережения в здании. Формальная структура предлагаемого подхода, его содержания, основополагающие принципы обусловлены рассмотрением здания в качестве единой теплоэнергетической системы. Это позволило построить энергетический баланс здания, определить основные факторы, влияющие на его энергопотребление, технические и экономические показатели оценки энергоэффективности.

Задача рационального проектирования энергосбережения сводится к определению архитектурных, конструктивных и инженерных решений, обеспечивающих минимально возможный расход энергии на создание здания и обеспечение необходимого микроклимата в его помещениях. Экономическое обоснование энергосберегающих решений позволяет регулировать затраты на строительство и эксплуатацию зданий. Основным показателем эффективности проектных решений энергосбережения является удельный расход энергии на отопление единицы площади (или объёма) здания. Поскольку на этом показателе “замыкается” вся система технических показателей архитектурно-строительного проектирования, это позволяет выполнять многовариантное проектирование энергосбережения в здании по принципу взаимозаменяемости конструктивных, объёмно-планировочных и инженерных решений.

Основываясь на показателе рентабельности энергосбережения, предложенного А. Н. Дмитриевым и Г. С. Ивановым, и формуле оценки разности между затратами на мероприятия энергосбережения и стоимостью сэкономленной энергии с учетом коэффициента дисконтирования, в диссертационном исследовании формализованы следующие положения. Период окупаемости любого энергосберегающего мероприятия Т, для которого выгоды определяются только объемом сбереженной энергии, не должны превышать величину обратную коэффициенту аннуитета а:

Экономическая целесообразность применения теплоизоляционного материала для повышения тепловой защиты и энергосбережения в проекте здания определяется по условию

– характеристика отопительного периода, тысяч градусо-год; Ме тариф на энергию, руб./ кВт.ч (руб./ Гкал). Величина

Mут·? характеризуют стоимость 1 м2 термического сопротивления теплоизоляционного материал, (руб./м2)/(м2·?С/Вт).

Изложенное позволило определить в работе алгоритм оценки технических и экономических показателей энергоэффективности и регулирования уровня энергосбережения в здании, стоимости сэкономленной энергии при эксплуатации здания и, в конечном итоге, определить сравнительную эффективность единовременных капитальных вложений в мероприятия энергосбережения, что является основой для регулирования затрат в строительстве.

Предложенный методический подход, по сравнению с изложенным в СНиП, представляет возможность выполнять многовариантное проектирование энергоэффективности зданий, базируясь на принципах взаимозаменяемости и дополняемости объемно-планировочных, конструктивных, инженерных решений, и включает, наряду с оценкой показателей энергосбережения, возможности оценки и регулирования затрат на строительство и рационализации эксплуатационных расходов тепловой энергии.

Здания являются неотъемлемыми элементами функционирования сферы производства и услуг и объектами жизнеобеспечения. Уровень их эксплуатационного энергопотребления влияет как на производственно-хозяйственные показатели всех сфер экономики, так и на расходы бюджетов всех уровней на энергообеспечение региона и расходы населения на коммунальные услуги, которые являются местными (локальным) общественными благами. Следовательно, энергетический стандарт зданий определяет объём потребления общественных благ в регионе, что обусловливает важность их сбережения.

Вновь возводимые здания соответствуют нормативной энергоэффективности, повышение её в эксплуатируемом фонде зданий, прежде всего в жилом, должно стать одним из важной задачей региональной политики энергосбережения. В предложенном методическом подходе здание рассматривается одновременно как строительная продукция и как потребительский товар, что позволяет обоснованно подходить к решению этой задачи.

В четвертой главе анализируются направления и результативность краевой энергосберегающей политики, состояние энергообеспечения и энергопотребления в Хабаровском крае, определяются влияющие на энергоэффективность краевой экономики факторы и условия, величина и структура регионального потенциала энергосбережения, выделяются характерные по энергосбережению зоны края (ХЭЗК), рассчитывается зональный потенциал энергосбережения и его уровень по этапам жизненного цикла зданий.

Повышенный расход энергоресурсов на поддержание приемлемого качества жизни населения и функционирование регионального экономического комплекса объективно определяется суровыми климатическими условиями и значительной площадью территории Хабаровского края, её протяженностью с севера на юг, малой территориальной плотностью населения, очаговым размещением поселений.

Правительство Хабаровского края в вопросах управления энергосбережением придерживается государственных принципов, определяет ключевые направления деятельности по энергосбережению в рамках единой стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экономики края в целом. Краевая политика энергосбережения формируется с 1996 г. За этот период принят пакет нормативно-законодательных актов, в том числе Закон Хабаровского края “Об энергосбережении в Хабаровском крае ”№ 304 от 25.04.2001 г. Функции по управлению энергосбережением возложена на Министерство топлива и энергетики. Созданы специальные органы управления энергосбережением – Экспертно-координационный совет, Комиссия по рассмотрению энергосберегающих мероприятий Правительства Хабаровского края. В сфере бизнеса задействовано более 30 специализированных энергосервисных компаний. Это позволило достигнуть существенных результатов энергосбережения в бюджетной сфере, строительстве и энергетике, улучшить структуру котельно-печного топлива и регионального топливно-энергетического баланса.

В то же время установлен ряд сдерживающих проведение региональной политики энергосбережения факторов. К их числу относятся: декларативный характер нормативно-законодательной базы в области энергосбережения; разобщенность органов управления энергосбережением, каждый из которых формирует свои цели и задачи, использует собственные ресурсы и инструменты; отсутствует региональная программа энергосбережения; распыляются финансовые средства и ресурсы; недостаточно статистической информации по конечному потреблению энергоресурсов (за исключением электрической энергии) и энергоэффективности отдельных секторов и экономики края в целом. Как следствие в крае не создан целостный механизм энергосбережения, учитывающий интересы разных его участников.

загрузка...