Delist.ru

Формирование региональной политики энергосбережения и оценка ее результативности (на примере Хабаровского края) (30.01.2008)

Автор: Голованова Лариса Анатольевна

– рост эффективности использования энергоресурсов в результате рационального территориального размещения и организации производства и услуг;

– повышение конкурентоспособности продукции отраслей специализации регионов на межрегиональных рынках в результате снижения её энергоемкости;

– увеличение экспорта энергоресурсов за счёт сэкономленного их объёма;

– снижение загрязнения окружающей среды в соответствии с Киотским протоколом

Региональные: Отраслевые:

– повышение уровня энергоэффективности экономического региона;

– снижение совокупных общественных затрат на выполнение основных хозяйственных функций региона в результате уменьшения энергетических издержек;

– энергоэффективное размещение объектов производства, услуг и жилищно-коммунальной сферы в поселениях;

– улучшение топливно-энергетического баланса региона;

– повышение уровня и качества жизни населения в результате снижения расходов регионального бюджета на энергоснабжение, затрат населения на коммунальные услуги, загрязнения окружающей среды объектами энергетики – энергоэкономичное производство общественно необходимой продукции и услуг;

– оптимизация энергетических затрат;

– расширение объема и номенклатуры продукции в результате производства энергоэффективной техники, оборудования и материалов

Следовательно, к объектам энергосбережения в регионе относятся все участники и элементы технологической цепочки воспроизводства энергетической и неэнергетической продукции, т. е. приходной и расходной частей регионального ТЭБ. Основными субъектами энергосбережения в регионе являются органы государственной власти, создающие нормативно-законодательные, институциональные, экономические, информационные условия для реального сбережения энергоресурсов. В зависимости от уровня управления, целевых установок и решаемых задач к активной деятельности по энергосбережению подключаются другие субъекты экономического региона, в частности: научно-исследовательские организации, разрабатывающие энергоэффективные технологии, оборудование и технику; организации сферы производства и услуг, осуществляющие практические меры по снижению энергетических потерь; финансовые учреждения, финансирующие проекты и программы энергосбережения; домашние хозяйства, изменяющие образ жизни и привычки использования энергоносителей. Энергосбережение в рыночных условиях становится особым видом бизнеса для финансовых учреждений и специализированных фирм (энергосервисных компаний), который развивается при наличии устойчивого спроса на специфические энергоэффективные и энергосберегающие товары и услуги. Компании выполняют энергетические обследования, предоставляют консалтинговые услуги, инвестируют в проекты энергосбережения, осуществляют практические меры энергосбережения,

Перечисленные виды деятельности в региональной экономической системе рассредоточены между производствами специализации и комплексом “обслуживающих и вспомогательных” производств. Деятельность по регулированию энергоэффективности “экономического ядра” является неотъемлемой от процесса производства продуктов специализации региона и обеспечивается внутрипроизводственными мероприятиями энергосбережения. Во вспомогательных производствах энергосбережение осуществляется, с одной стороны, для обеспечения спроса производств специализации на энергосервисные услуги и продукцию с повышенными энергоэффективными свойствами, с другой – для повышения энергоэффективности самой региональной среды.

Удовлетворяя потребности производств специализации, “обслуживающие и вспомогательные” виды деятельности, по сути, выполняют инфраструктурные функции в экономическом регионе. Энергосбережение, как один из видов деятельности этих производств, также обладает признаками, характеризующими его как элемент инфраструктуры региона, что обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, энергосбережение ориентировано на энергоэффективное функционирование всех объектов региональной экономики и создание необходимых для этого условий. Во-вторых, посредством энергосбережения не создается новый региональный продукт, а снижаются энергетические издержки производства, что повышает конкурентоспособность продукции на межрегиональных рынках и влияет на развитие производств специализации региона. В-третьих, замедляя темпы роста энергопотребления, упреждающая политика энергосбережения способна заранее предупредить необратимый ущерб окружающей среде региона и сохранить невозобновляемые энергоресурсы для будущих поколений. В-четвертых, заинтересованность энергоснабжающих систем и энергопотребителей вкладывать средства в энергосбережение достаточно низкая, как и в другие инфраструктурные виды деятельности и объекты.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что определённые результаты энергосбережения обеспечиваются под воздействием рыночного механизма, исходя из собственных интересов экономических агентов без вмешательства со стороны государства. Однако только рыночные силы без развития специальной инфраструктуры и формирования действенной государственной политики энергосбережения позволят, по экспертным оценкам, ежегодно снижать энергоёмкость ВВП России не более чем на 1,5-2 %.

Таким образом, энергосбережение в работе определено как один из элементов инфраструктуры региона и объект региональной политики. Сравнительный анализ направлений, характера и приоритетов отечественной и зарубежной политики энергосбережения позволил установить, что специфика природно-климатических, географических, социально-экономических факторов и условий не позволяет полностью переложить позитивный зарубежный опыт энергосбережения на российскую действительность. Важно формировать собственную политику энергосбережения, развивая, прежде всего, её региональную составляющую.

Во второй главе сформулированы концептуальные положения региональной политики энергосбережения, обоснован метод зонирования регионов по признакам энергосбережения, анализируется федеральное и региональное программное обеспечение энергосбережения, обсуждаются способы повышения его результативности и совершенствования механизмов региональной политики в области энергосбережения.

Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Энергосберегающая политика как “правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование в области энергосбережения” выделена в самостоятельное направление энергетической и социально-экономической политики государства в Федеральном законе “Об энергосбережении” № 28 от 03.04.96 г. В работе, основываясь на научных исследованиях и положениях правовых документов по региональным вопросам и учитывая специфику энергосбережения, определены понятие, цели, принципы, механизмы и инструментарий региональной политики в области энергосбережения.

Региональная политика энергосбережения является особым направлением государственной политики по регулированию энергоэффективности экономики регионов в пространственном (региональном) аспекте, проведение которой способствует обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов, повышению качества и уровня жизни населения в результате рационального расхода энергетических ресурсов и снижения тем самым загрязнения природной среды объектами энергетики.

Различают две составляющие региональной политики государства: 1) проводимую федеральными органами государственной власти в отношении регионов; 2) проводимую субъектами Российской Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией. Это вызывает необходимость согласования системы интересов – государства в отношении регионов и местных интересов самих регионов, которые соприкасаются и взаимодействуют с интересами (приоритетами) секторов экономики. Поэтому сформулированная в генеральном смысле цель региональной энергосберегающей политики – повышение уровня энергоэффективности экономического региона и качества жизнедеятельности населения страны – охватывают федеральные, региональные и отраслевые целевые установки (см. табл. 1).

Повышение конкурентоспособности экономики регионов в соответствии с теорией М. Портера связано с созданием со стороны государства необходимых условий для развития приоритетных факторов производства, к которым при существующих технологиях и техники относятся энергоресурсы. В каждом процессе их использования образуются потенциал энергосбережения. Действия государства по освоению этого потенциала, как своеобразного энергоресурса региона, могут быть сосредоточены в трёх направлениях: стимулировании рыночного механизма; косвенном регулировании энергоэкономического поведения хозяйствующих субъектов; прямой поддержки энергосбережению. Важно при этом обеспечить баланс между рыночными и государственными механизмами энергосбережения.

Экономический регион структурно представлен двумя системами: 1) секторами экономики, потребляющими в своей деятельности энергетические ресурсы с разной эффективностью; 2) территориальными образованиями, энергоэффективность которых определяется структурой экономики и пространственным размещением систем энергетики, объектов застройки и их энергетическим стандартом. Таким образом, в регионе можно выделить отраслевые (корпоративные) и территориальные (муниципальные) потенциалы энергосбережения. Экономические агенты, следуя правилу оптимального поведения в рыночных условиях хозяйствования, вынуждены принимать самостоятельные решения по поводу энергопотребления и энергосбережения. Уровень освоения территориального потенциала зависит как от принятия энергосберегающих решений субъектами экономики, так и градостроительных и архитектурно-строительных решений при застройке поселений.

Различия природно-климатических и социально-экономических условий регионов, неравномерность распределения по территории природных ТЭР влияют на региональный спрос на энергоресурсы и уровень их потерь, региональную структуру потребителей энергии, топливно-энергетического баланса и потенциала энергосбережения. Следовательно, в каждом регионе складываются свои энергоэкономические проблемы и задачи энергосбережения, требующие применения методов и технологий их решения, соответствующих территориальным особенностям. Ключевым инструментом дифференцированной энергосберегающей региональной политики являются программно-целевой метод и зонирование экономического пространства по условиям энергосбережения.

Зонирование представляет одну из форм районирования территории страны. Заслуга в разработке научных основ экономического районирования принадлежит Комиссии по районированию России под руководством И.Г. Александрова и комиссии ГОЭЛРО. Последней в основу экономического районирования был положен энергетический принцип в том широком смысле, в котором его сформулировал С. А. Подолинский ещё в 1880 г., имея в виду энергетическую сущность не только техники, но и живого труда. Энергетический принцип стал одним из принципов общей эффективности территориальной организации производства и услуг. Теоретические основы управления региональным развитием, территориально-производственного комплексообразования были заложены в работах Н.Н. Колосовского. Ключевым понятием его теории стали энергопроизводственные циклы.

Между тем территориальное размещение и организация производства и услуг продолжительный период основывались на представлении о неограниченных возможностях использования топлива и энергии. И сегодня практически не учитываются возможности повышения энергоэффективности экономического пространства субъектов Российской Федерации, административных районов и городов методами районной планировки и градостроительства.

В диссертационной работе разработаны методические основы зонирования применительно к энергосбережению. Определены принципы зонирования и структурированы основные факторы, влияющие на энергосбережение, признаки и показатели оценки (табл. 2). Установлена последовательность подготовки и обработки исходных данных и процедура идентификации характерных (типичных) по признакам энергосбережения зон региона.

Таблица 2. Факторы, признаки и показатели зонирования регионов по условиям энергосбережения

Факторы Признаки Показатели

Факторы, влияющие на формирование потенциала энергосбереже-ния Природно-климатические и географические Географическое положение и размеры территории, “транспортная доступность”, территориальная плотность населения, обобщенный показатель продолжительности и температуры отопительного периода (градусо-сутки отопительного периода), обеспеченность местными ТЭР

Энергетические Уровень централизованного энергоснабжения; доля отпущенной энергии населению, на коммунально-бытовые и производственные нужды; протяженность и физический износ энергосетей, структура топливно-энергетического баланса

Социально-экономические Структура и энергоёмкость экономики, специализация региона, численность населения, обеспеченность его жилой площадью, плотность автодорожной сети, доля выбросов и улавливания вредных веществ от стационарных объектов хозяйствования

Энергетико-градостроительные Пространственное размещение объектов хозяйствования, тип застройки поселений (этажность, компактность генплана и т.д.), энергоэффективность территории застройки, физический и моральный износ, удельное энергопотребление и обеспеченность централизованным энергоснабжением зданий

Факторы, определяющие возможности освоения потенциала энергосбережения Климатические Потенциал природной возобновляемой энергии (ветровой, гео- и гидротермальной, солнечной и другой энергии)

Энергетические Структура топливно-энергетического баланса, обеспеченность технологиями для использования природной возобновляемой энергии, уровень физического износа энергоснабжающих систем, доля приборов контроля и учёта за расходом ТЭР

Социально-экономические Структура производства и услуг, прибыль предприятий и фирм, бюджетная обеспеченность региона, объёмы инвестирования в экономику, среднедушевые доходы, величина прожиточного минимума, среднемесячная зарплата, тарифы на энергоносители, доля приборов учета и контроля за расходом энергоносителей во всех сферах хозяйствования и быту, демографическая ситуация

Энергетико-градостроительные Показатели энергоэффективности генплана поселений, эффективность архитектурно-строительных решений, периодичность капитального ремонта эксплуатируемых зданий, показатели энергоэффективности проектных решений при их реконструкции и модернизации

Характерная по признакам энергосбережения зона представляет собой экономическое пространство со сравнительно однородными климатическими, географическими, энергетическими, социально-экономическими и градостроительными условиями, в пределах которой интенсивность показателей, отражающих условия формирования потенциала энергосбережения и его освоения, однозначна или варьирует в некотором интервале.

Процедура зонирования по признакам энергосбережения базируется на следующих отправных положениях: выделении зон в целях создания благоприятных институциональных, экономических, инвестиционных и других условий для реализации региональной политики энергосбережения; необходимости учёта региональных природно-климатических и географических условий, энергоэкономических взаимосвязей в региональной экономической системе, энергетико-градостроительных факторов территориального размещения производства и услуг и расселения; систематизации факторов, влияющих на энергосбережение, с позиции их воздействия, с одной стороны, на формирование регионального потенциала энергосбережения, с другой – на его освоение; варьировании состава показателей в зависимости от целей исследования и обеспеченности исходной информацией; дробном зонировании экономического пространства региона “снизу вверх”; совмещении границ соседних зон и подзон с границами административных районов и городов; создании организационного аппарата управления энергосбережением в каждой из зон.

Ранг региона оценивается по значениям признаков энергосбережения двумя методами. Первый метод основан на неявном учёте воздействия всего комплекса признаков посредством интегрального показателя, который даёт представление о количестве баллов и месте административного района в целевой типологической группировке. Второй метод – поэтапное выполнение процедуры типологической группировки регионов, применяется в дополнение к первому в том случае, когда невозможно привести все признаки к единому масштабу либо их значения существенно различаются.

загрузка...