Delist.ru

Формирование региональной политики энергосбережения и оценка ее результативности (на примере Хабаровского края) (30.01.2008)

Автор: Голованова Лариса Анатольевна

Голованова Лариса Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ОЦЕНКА ЕЁ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

(на примере Хабаровского края)

Специальность 08.00.05

“Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)”

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Хабаровск – 2007

Работа выполнена на кафедре Экономики и менеджмента

в Тихоокеанском государственном университете

Научный консультант: – доктор экономических наук

Иванченко Ольга Григорьевна

Официальные оппоненты: – доктор экономических наук, профессор

Бузырев Вячеслав Васильевич

– доктор экономических наук

Калашников Виктор Дмитриевич

– доктор экономических наук, профессор

Краева Маргарита Ивановна

Ведущая организация: – Государственный университет управления

Защита состоится “10” марта 2008 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 005.014.01 в Институте экономических исследований ДВО РАН по адресу: 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 153, факс (4212) 22-59-16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономических исследований ДВО РАН.

Автореферат разослан “___ ” февраля 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Найден С. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность исследования. По зарубежным данным Россия находится в 8 десятке стран по эффективности использования энергии. Энергоемкость её экономики превышает соответствующие показатели в Китае и Индии в два раза, в Республике Корея – в 6 раз, в США и Финляндии – в 7 раз, в Японии – более чем в 13 раз.

Эффективность использования энергетических ресурсов в каждом субъекте Российской Федерации в связи с разнообразием её природно-климатических и энергетических условий, исторически сложившейся неоднородностью социально-экономического пространства, которая усилилась в период становления рыночных отношений, существенно различается. Как следствие этого в регионах формируются собственные энергоэкономические проблемы. Гарантией стабильного их решения в современных условиях становится проведение активной региональной политики в области энергосбережения, учитывающей территориальные условия и российскую специфику формирования и освоения потенциала энергосбережения.

Энергорасточительство хозяйствования в России является следствием отсутствия реальной политики энергосбережения в административно-командной экономике. Радикальные реформы 1990-х годов также не привели к автоматическому снижению энергоемкости ВВП, которая в период 1990-1999 гг. увеличилась на 32%. К началу 2000 г. потенциал организационного и технологического энергосбережения в стране составил 40-48 % от годового расхода энергоресурсов. Реальные предпосылки для целенаправленного освоения этого потенциала в последние годы обусловлены ростом цен на энергоресурсы, некомпенсируемым старением и выбытием генерирующих мощностей и ухудшением состояния сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, физическим и моральным износом тепловых и электрических сетей, техники, оборудования и зданий, глобальной экологической напряженностью сопровождающей развитие мировой энергетики. К существенным факторам активизации энергосбережения следует отнести и то обстоятельство, что Россия, интегрируясь в мировую экономику, обязана соблюдать международные экономические принципы, одним из которых является рост энергоэффективности.

Сложная энергоэкономическая обстановка, новые геополитические условия способствовали признанию приоритетной задачей “Энергетической стратегии России” (1995 г., 2003 г.) необходимость повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Для решения этой задачи в 1990-е годы были созданы основы федеральной государственной политики энергосбережения: приняты Федеральный закон “Об энергосбережении”, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации; разработаны и в той или иной мере выполнены федеральные целевые программы: “Топливо и энергия”, “Энергосбережение России”, “Энергоэффективная экономика“; создан специальный федеральный орган управления энергосбережением – Департамент государственного энергетического надзора. После упразднения ГУ “Госэнергонадзор” государство сложило с себя декларированные функции контроля и надзора за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, нарушилась вертикаль государственной власти в области энергосбережения. Федеральные целевые программы, инициированные в качестве основного инструмента государственной политики энергосбережения, ориентированы, прежде всего, на решение отраслевых энергетических проблем в стране и не охватывают территориальных аспектов энергосбережения.

Основы регионализации государственной политики в области энергосбережения были заложены Указом Президента РФ № 472 от 07.05.95 г. “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года”. В статье 5 Федерального закона “Об энергосбережении” были разграничены полномочия в данной области между Российской Федерацией и её субъектами, но не были прописаны принципы, цели, задачи и механизмы региональной политики энергосбережения.

Организационно-правовое обеспечение энергосбережения стимулировало практическую деятельность региональных структур в части создания нормативно-законодательной базы и органов управления, разработки региональных целевых программ и механизмов их реализации. Созданная федеральная и региональная инфраструктура энергосбережения позволила обеспечить позитивную динамику энергоэффективности экономики России в период наращивания объёмов производства за счет увеличения загрузки производственных мощностей, введённых ещё в советские годы (восстановительный экономический рост). Переход к инвестиционному экономическому росту на основе масштабного строительства новых мощностей в стране обусловливает необходимость формирования государственной политики энергосбережения, учитывающей градостроительные факторы энергоэффективного размещения производства, услуг и жилищной сферы в пространстве. Повышается значимость в осуществлении энергосбережения методами районной планировки, территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования.

Многофакторность и многоплановость энергосбережения в отраслевом и территориальном разрезах повлияли на то, что исследования в рассматриваемой области носят разносторонний и фрагментарный характер. Не до конца определены и проработаны концептуальные положения, инструменты и методы оценки результатов региональной политики в области энергосбережения, принципы, направления и методы её осуществления в градостроительстве, методические основы оценки регионального потенциала энергосбережения и энергосберегающих мероприятий.

Затронутые дискуссионные моменты, не до конца исследованные вопросы формирования региональной политики энергосбережения, необходимость более детальной проработки обозначенных вопросов применительно к дальневосточному региону страны, где в связи с более суровыми климатическими, сложными географическими и энергоэкономическими условиями эффективность использования энергоресурсов ниже общероссийской на 15–20 %, обусловили актуальность, постановку цели и задач диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является установление особенностей и закономерностей формирования политики энергосбережения на региональном уровне, обобщение и развитие научных методов её обоснования, выявление и оценка факторов, определяющих направления и механизмы управления энергоэффективностью в регионе – субъекте Федерации, оценка результативности программных способов регулирования энергосбережения в регионе (на примере Хабаровского края).

Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:

обобщить теоретические представления об энергосбережении и его месте в экономическом регионе, выявить особенности и направления энергосберегающей политики в России и зарубежных странах;

определить принципы и механизмы региональной политики в области энергосбережения, обобщить и развить инструменты и технологии её формирования и осуществления;

обосновать методические положения определения регионального потенциала энергосбережения, принципы и направления его освоения в градостроительстве и метод оценки уровня энергосбережения в зданиях;

оценить состояние энергоиспользования и энергосбережения в Хабаровском крае, региональный потенциал энергосбережения и его уровень в зданиях; выделить различающиеся по признакам энергосбережения зоны и определить позонную структуру его потенциала и направления освоения;

загрузка...