Delist.ru

Обоснование прогнозных сценариев развития птицеводства

Автор: Гайдаенко Алексей Альбертович

Существует мнение, что изменения будут носить интенсивный характер и их последствия скажутся в самом непродолжительном времени. С нашей точки зрения горизонтом прогнозирования является среднесрочная перспектива, а именно 10-15 лет. За это время накопится кумулятивный эффект как негативных так и позитивных изменений.

Разработать точный прогноз того, как сложится ситуация во внешней торговле продукцией птицеводства, на внутреннем рынке и с продовольственным обеспечением страны после ее присоединения к ВТО, крайне сложно, так как только к моменту завершения переговоров будут известны его окончательные условия. К тому же трудно оценить реакцию всех участников торговой организации по доступу своей продукции к российскому рынку продовольствия.

С методической точки зрения предлагается следующая последовательность проведения работ в области создания выгодных позиций для птицеводческой отрасли России при вступлении в ВТО (рис. 9).

Рис. 9. Предлагаемая методика оценки привлекательности вступления в ВТО для отрасли птицеводства

Как показано на рисунке, на первом уровне предлагается провести анализ комплекса многосторонних соглашений ВТО с установлением вытекающих из них новых прав и обязанностей России, которые могут изменить действующее законодательство, повлиять на конкурентоспособность продукции и условия доступа на внутренний и зарубежные рынки. При выработке собственной позиции необходимо учитывать и развивать сильные стороны российских предприятий, сопоставляя их с преимуществами зарубежных производителей (рис. 10,11).

На втором уровне предстоит провести оценку вероятности получения льгот по общим обязательствам ВТО, то есть достижения договоренности о сохранении действия некоторых правовых норм и административных процедур в течение переходного периода, и на этой основе определение возможного набора и размера льгот. Третий уровень подразумевает проведение оценки вероятности избежать принятия каких-либо дополнительных обязательств или отсрочки их выполнения с выявлением вытекающих из них конкретных требований в случае невозможности избегания таковых. Определение перечня федеральных законов и административных процедур, которые должны быть изменены с перечнем конкретных положений и процедур, конкретное содержание этих изменений, обеспечивающих максимально возможную защиту экономических интересов России предстоит провести на четвертом уровне. Пятый уровень включает оценку возможных последствий изменений, в том числе в объемах производства продукции птицеводства, потребления птицеводческой продукции, импорта и экспорта продукции птицеводства, ценовой конкурентоспособности и установление на этой основе степени приемлемости варианта решения системных вопросов присоединения к ВТО. Заключительный уровень подразумевает разработку комплекса конкретных мер с выделением первоочередных, направленных на реализацию выявленных потенциальных выгод и на минимизацию негативных последствий по вступлению в ВТО.

Долгосрочная эффективная работа отрасли, ее экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Перспективные направления стратегического поведения позволят российским птицеводческим предприятиям достойно выглядеть в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами, а также будут способствовать обеспечению им преимуществ или равных возможностей на мировом рынке.

Для выбора стратегических альтернатив развития птицеводства различных направлений на основе прогнозных данных воспользуемся матрицей Бостонской Консалтинговой Группы.

Рис. 12. Динамика рыночной позиции товарной группы яйцо птицы в матрице «БКГ»

С производством яйца (рис. 12) наблюдается тенденция, которая противоречит теории и товар имеет все возможные перспективы, для того, чтобы перейти в более привлекательную категорию. По нашему мнению, такая динамика имеет ряд обоснований: во-первых, рынок яйца Российской Федерации является защищенным от импорта. Это объясняется спецификой самого продукта. Во-вторых, потерявший привлекательность для отечественных производителей мяса птицы рынок бывших республик СССР, до сих пор является привлекательным, и открытым для производителей яйца. Это в первую очередь затрагивает приграничные регионы. В-третьих, современная пищевая и фармацевтическая промышленность крайне заинтересованы в приобретении продуктов переработки яйца. Стратегическими направлениями развития для данной категории предприятий и организаций являются:

агрессивная рыночная позиция, с использованием всех доступных каналов коммуникаций, активная марочная политика, гибкая региональная ценовая политика;

региональная интеграция производителей с целью осуществления логистической реформы, в первую очередь организация распределительных центров, которые позволят нивелировать рыночные колебания спроса и противостоять ввозу продукции из других регионов;

организация переработки яйца при распределительных центрах, с учетом специфических требований потребителей к качеству и степени переработки;

Рис. 13. Динамика рыночной позиции товарной группы мясо птицы в матрице «БКГ

Ситуация складывающаяся на рынке с мясом птицы (рис. 13) несколько хуже, эта область деятельности птицеводческих предприятий, при сохранении сложившихся тенденций, теряет свою привлекательность. Это направление с незначительной в настоящее время долей на рынке в быстро развивающейся отрасли, оказалась в условиях жесткой конкуренции при незначительной поддержки потребителей. В связи с этим можно предположить, что данный сегмент будет привлекать все более новых производителей, имеющих резервы снижения себестоимости, это в первую очередь зарубежные компании, что приведет к увеличению конкуренции на рынке и на фоне неснижающихся квот на ввоз мяса птицы сделает данный сегмент рынка непривлекательным для инвесторов, что повлечет за собой неизбежное снижение рентабельности и как следствие сокращение объемов производства отечественными производителями.

Основными стратегическими направлениями развития приемлемыми для предприятий и организаций, выпускающих мясо птицы, в складывающейся ситуации по нашему мнению могут стать:

интеграция с производителями племенной продукции, которая позволит адаптировать выпускаемую продукцию под требования конечных потребителей и переработчиков;

обновление технологического оборудования с целью более эффективной работы с конкретным кроссом птицы, с ориентацией на отечественных производителей оборудования;

оптимизация организационной и управленческой структуры предприятий с учетом перспективной возможности интеграции с предприятиями смежных отраслей (кормопроизводство, переработка и т.д.).

Аналогично в работе были проанализированы рыночные перспективы племенной продукции отечественного производства. Матрица, построенная на прогнозных данных характеризующих положение племенных предприятий входящих в состав МНТЦ «Племптица», показывает, что их положение на рынке к 2010 году ухудшится. На наш взгляд изменить данную тенденцию без государственной поддержки не возможно, что объясняется в первую очередь высокой наукоемкостью данного направления птицеводства, а так же растущей конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Одним из перспективных направлений работы племенных предприятий может стать разработка новых и совершенствование действующих технологий содержания птицы существующих пород и кроссов птицы.

Для обоснования актуальности данного направления деятельности в работе разработаны два локальных инновационных проекта, первый затрагивает вопрос использования кормовых добавок, второй использования энергосберегающих технологий.

На птицефабрике СПК «Птицевод» Орловской области нами проведены

исследования по использованию французского премикса в кормлении кур-

несушек. Контрольная группа кур получала рацион с 1% премиксом Российского производства, а опытная получала комбикорм с 0,5% премиксом производства французской компании «Эвиалис-Гиомарк». Эффект от применения французского премикса за месяц составил 55590 рублей: в т.ч. от стоимости кормов - 31500 рублей, от производства яиц - 24090 рублей. Израсходовано за месяц 316 кг премикса на сумму 16239 рублей. Данные результаты подтверждены актом внедрения.

Промышленное производство яйца и мяса птицы имеет высокую энергоемкость, и в этом плане наиболее показательным технологическим процессом является освещение, на которое расходуется более 30% потребляемой электроэнергии.

В яичном птицеводстве все чаще встречается прерывистое освещение, которое позволяет не только увеличить яйценоскость птицы, массу яиц, прочность скорлупы, продолжительность использования кур несушек, но и снизить затраты корма, отход поголовья, расход электроэнергии.

В зависимости от соотношения периодов света и темноты различают симметричные и асимметричные режимы прерывистого освещения. Применение вышеуказанных режимов позволяют увеличить сохранность ремонтного молодняка на 1,9 - 3,1% и кур на 0,9 - 2,0%, деловой выход молодняка на 7,0 - 8,2%, яйценоскость на 3,0 - 8,5%, оплодотворенность яиц – на 2,5 - 3,7%, вывод цыплят на 3,0 - 6,2%. Снижение расхода корма на 10 яиц 3,8 - 10,8%, расход электроэнергии на освещение в 2 - 3 раза.

Данные результаты доказывают целесообразность активизации работ по комплексной адаптации существующих технологий к использованию конкретных кроссов птицы, в рамках племенных хозяйств. На наш взгляд данное направление работы является перспективным, и может развиваться уже в настоящий момент, в то время как работы по интеграции предприятий отрасли с предприятиями смежных отраслей и ритейла на принципах логистической концепции SCM (Supply Chain Management) - это вопрос будущего, требующий поэтапной реализации.

Концепция SCM предполагает использование системного подхода и интегрированного планирования, а также управления всем потоком кормов, материалов, племенной и товарной продукции птицеводства различных направлений от поставщиков, через предприятия производителей товарной и племенной продукции, распределительные центры, до конечных как индивидуальных, так и корпоративных потребителей продукции птицеводства, т.е. всей цепи поставок (ЦП).

Начальным этапом построения системы управления ЦП в птицеводстве по нашему мнению должна стать интеграция племенных птицеводческих хозяйств с предприятиями производителями кормов и оборудования. На данном этапе должен быть решен комплекс задач, связанных с выбором формы организации кооперационных отношений, определения ролей, зон ответственности, выработки системы стратегических целей сотрудничества на основе долгосрочных договорных взаимоотношений. Наиболее сложной с технической стороны является построение единой информационной системы, которая должна обеспечивать доступ к информации всех участников системы, с целью синхронизации и актуализации данных о существующих и потенциальных потребностях и запасах в ЦП.

Следующим этапом является интеграция с товарными предприятиями отрасли, основанная на комплексном обслуживании, поставляемой им племенной продукции (корма, оборудование, технологии). Причем необходимо отметить, что инициатором данных процессов должны быть именно племенные предприятия. Необходимо отметить, что промышленные птицеводческие предприятия, становясь участниками создаваемой логистической системы (ЛС) выбирают интеграционную стратегию развития, которая подразумевает использование принципов аутосорсинга. В случае принятия данного решения необходимо значительное изменение организационной и производственной структуры предприятия, что позволит предприятию интегрироваться в единое информационное поле ЛС. На данном этапе крайне важно оценить возможности и риски, возникающие в последствии участия предприятия-кандидата в ЛС. На рис. 15 представлены основные этапы бизнес - процесса интеграции промышленного птицеводческого предприятия в ЛС.

Рис. 15 Основные этапы бизнес - процесса интеграции промышленного птицеводческого предприятия в ЛС

Завершающим этапом построения ЛС, будет интеграция в нее предприятий переработчиков и розничной торговли. Данный этап представляется нам наименее сложным в силу того, что современные тенденции развития отечественного ритейла предполагают использование крупных региональных распределительных центров, которые в состоянии эффективно работать практически со всеми товарными группами и обладающими информационными системами с высокой способностью их адаптации к специфике внешних ИС.

Необходимо уточнить, что все вышесказанное справедливо в отношении распределительных центров класса А (складское здание построенное по современным технологиям с использованием высококачественных материалов из легких конструкций, антипылевое покрытие пола, полностью регулируемый температурный режим, тепловые завесы на доках, автономная электростанция, тепловой узел, система центрального кондиционирования или приточно-вытяжной вентиляции, оптико-волоконные телекоммуникации, достаточная территория для отстоя и маневрирования транспорта, расположение вблизи центральных магистралей). Использование региональных распределительных центров птицеводческими предприятиями, входящими в ЛС значительно сократит издержки по доставке своей продукции за счет формирования оптимальных транспортных партий из продукции различных производителей, ее упаковки, и маркировки. Это даст возможность сглаживать неравномерности производства и распределения готовой продукции, и на качественно новом уровне строить партнерские отношения с предприятиями-переработчиками, а также розничными торговыми сетями, получив возможность контролировать розничные цены на свою продукцию.

Реализация предлагаемой концепции даст возможность предприятиям отрасли гибко реагировать на изменение ситуации на рынке, своевременно вырабатывать и реализовывать в масштабе всей логистической системы согласованные тактические и стратегические решения, тем самым, повышая конкурентоспособность отечественной продукции на рынке.

Шестым положением, выносимым на защиту является разработанная методика оценки эффективности инноваций в птицеводстве, позволяющая увеличить инвестиционную привлекательность отрасли и повысить ее эффективность.

Наряду с государственной поддержкой необходимо привлечение частного капитала в отрасль, для чего в работе предлагается методика определения эффективности инноваций в птицеводстве с учетом его особенностей. В племенном птицеводстве применение данной методики позволит привлечь потенциальных инвесторов к разработке и внедрению новых кроссов птицы, соответствующих кормовых рационов, а так же необходимого технологического оборудования позволяющего наиболее полно использовать генетический потенциал нового кросса, с последующим закреплением авторских прав. Также данная методика позволяет привлекать инвесторов к процессу модернизации действующих технологических цепочек, как в процессе производства, так и в сфере переработки и распределения продукции птицеводства.

Предлагаемая методика оценки инноваций позволяет производителям племенной продукции выбрать основные направления селекционной работы, технические решения в соответствующих экономических рамках, начиная от идей до разработки, производства и использования новых кроссов и пород птицы.

Рис.14. Методика оценки инноваций в птицеводстве

загрузка...