Delist.ru

Психосоматические нарушения у женщин при климактерических расстройствах и методы их коррекции (30.01.2008)

Автор: ЧЕРНИЧЕНКО Иван Иванович

Использование ЗГТ у женщин с легким течением КС способствовало достоверному снижению ММИ до уровня показателя женщин с нормальным течением климактерия (с 16,02±0,31 до 7,91±0,21 баллов) по нейровегетативному симптомокомплексу. Следовательно, ЗГТ можно использовать при легком течении КС самостоятельно. На фоне лечения женщин со средней степенью КС достоверно снижался ММИ до значений, характерных для легкого течения КС (с 25,28±0,33 до 13,92±0,21 баллов), однако это тоже относилось только к нейровегетативному симптомокомплексу. Показатели, относящиеся к психоэмоциональному симптомокомплексу после лечения, несмотря на снижение, оставались на уровне показателей средней степени КС (до лечения 10,80±0,23 баллов, после лечения - 9,11±0,13 баллов). При применении ЗГТ женщинами с тяжелым течением КС показатели ММИ по психоэмоциональному симптомокомплексу не отличались от показателей до лечения (до лечения 21,14±0,13 баллов, после - 19,96±0,21 баллов). Но достоверно снизился ММИ по нейровегетативному симптомокомплексу до значений, характерных для средней степени тяжести КС (до лечения 35,84±0,26 баллов, после - 25,11±0,31 балла).

Показатели реактивной и личностной тревожности после использования различных видов коррекции при легком и среднем течении КС достоверно (р<0,05) снижались. Особенно хороший эффект достигнут на фоне проведения психотерапевтического воздействия. Это же касалось показателей ИК и ОР, которые на фоне различных методов терапии улучшались.

При динамическом изучении психосоматического состояния женщин с проявлениями КС на фоне психотерапевтического воздействия разработана система психотерапевтической помощи. Процесс психотерапевтического воздействия осуществляли в 3 этапа: I-й этап - диагностический, II-й этап – терапевтический, III-й этап - “психологической поддержки”.

На I-ом этапе психотерапевтической помощи, названном “диагностический”, осуществлялись задачи по диагностике КС, определении факторов риска его развития, выявлению невротических расстройств и настройке на лечение.

В ходе II-го - “терапевтического” этапа решались задачи: купирование нейровегетативной и психоэмоциональной симптоматики КС; психопрофилактика и психотерапия патологических личностных реакций на проявления КС; выработка адекватного отношения к наступлению климактерия.

Из методов, направленных на смягчение или ликвидацию нейровегетативной и психоэмоциональной симптоматики КС, использовали групповую и индивидуальную психотерапию и гипнотерапию. При выборе метода лечения учитывали срок продолжительности проявлений КС. Психотерапевтическое воздействие проводили в течение 8-15 дней (в среднем 12,5+2,5 дней). Положительный эффект на фоне его проведения в виде купирования симптоматики наблюдали у 87,5% женщин.

Курс гипносуггестивной терапии состоял из 6-8 сеансов продолжительностью от 30 до 50 минут. Отбор женщин для гипнотерапии проводили по следующим критериям: 1) достаточная внушаемость и гипнабельность женщин; 2) желание женщин лечиться гипнозом; 3) наличие отчетливых, выраженных проявлений симптомов. Положительный эффект от гипнотерапии в виде полного купирования симптоматики КС получили у 93,3% женщин.

На III этапе психологической поддержки все женщины после психотерапвтического воздействия находились под наблюдением врача гинеколога и психолога-психотерапевта в течение 2 лет.

Таким образом, нами получен четвертый научный результат, суть которого заключается в том, что коррекция климактерических расстройств в пременопаузальном периоде начинается в первую очередь с разъяснения женщине происходящих в организме процессов, и направлена на восстановление функции ГГЯС, что достигается использованием психотерапии, применением фито- и физиотерапии.

Научная новизна заключается в оптимальном выборе методов коррекции или их сочетаний в зависимости от проявлений климактерических расстройств, основанной на применении комплексной методики, включающей прогнозирование, диагностику, коррекцию и профилактику климактерического синдрома (рис.3).

Исследование показателей содержания гормонов и медиаторов в биологических жидкостях группы женщин с проявлениями КС на фоне приема препаратов ЗГТ с показателями женщин при нормальном течении климактерия выявило, что уровень кортизола в крови женщин, принимавших ЗГТ в 1,4 раза выше. Содержание адреналина и норадреналина в крови этих женщин также было выше в 1,5 раза, а серотонина – в 1,4 раза.

Исследование и сравнение показателей содержания гормонов и медиаторов в биологических жидкостях организма женщин с проявлениями КС и женщин с проявлениями КС на фоне приема препаратов ЗГТ не выявило различий в исследуемых показателях. Это указывает на то, что препараты ЗГТ не участвуют в стабилизации медиаторных показателей у женщин перименопаузального возраста с проявлениями КС.

При исследовании соматического состояния женщин, принимавших ЗГТ 5 лет и более, установлено, что у них чаще диагностировали ИБС по сравнению с группой женщин с нормальным течением климактерия и чаще по сравнению с группой с проявлениями КС (соответственно 8,3% против 23,8%, и 12,5%). В этой же группе чаще по сравнению с группой с нормальным течением климактерия и чаще в группе женщин с проявлениями КС отмечено наличие гипертонической болезни и проявлений симптоматической артериальной гипертензии (8,3% против 42,9% и 15,6% соответственно). По сравнению с группой с проявлениями КС у женщин на фоне приема ЗГТ в 4 раза чаще наблюдали варикозное расширение вен нижних конечностей (3,1% против 19,0%), что часто приводило к развитию тромбофлебита.

Основной путь введения препаратов ЗГТ - пероральный, следовательно, все они проходят через желудочно-кишечный тракт. По нашим данным хронический гастродуоденит у женщин, принимавших препараты ЗГТ, диагностирован почти в 3 раза чаще, чем в группе женщин с нормальным течением климактерия (42,9% против 16,6%) и в 2,5 раза чаще по сравнению с женщинами с проявлениями КС (42,9% против 18,8%). По сравнению с группой с патологическим течением климактерия в группе женщин, принимавших препараты ЗГТ почти в 2 раза чаще (23,8% против 12,5%) выявлен хронический холецистит и почти в 4 раза чаще - желчно-каменная болезнь.

Оценка успешности коррекции климактерических расстройств

Рис.3 Комплексная методика прогнозирования, диагностики, коррекции и профилактики климактерического синдрома

Чаще в группе женщин, принимавших препараты ЗГТ, отмечались и аллергические заболевания (вазомоторный ринит, аллергический дерматит). В 1,4 раза (23,8% против 16,7%) по сравнению с группой с нормальным течением климактерия, и в 1,7 раза (23,8% против 14,1%) по сравнению с группой с патологическим его течением.

Проанализировав результаты исследования, мы обосновали, чем могла быть обусловлена эта патология. Во многих случаях препараты ЗГТ, как правило, назначались без учета особенностей конкретного индивидуума, только на основании рекомендованных унифицированных методик. Несомненно, довольно сложно определить рациональную дозировку экзогенно вводимого препарата. Тем не менее, необходимо учитывать ряд параметров, характеризующих состояние организма в целом и эндокринной системы, в частности. Исследование гормонального статуса следует рассматривать как особенно важную интегральную в аспекте ЗГТ составляющую.

Организм человека - саморегулирующаяся система, имеющая определенный компенсаторный резерв. Тем не менее, длительно привносимая избыточная доза гормонального препарата вызывает (согласно теории ферментативного катализа) угнетение соответствующих синтетических реакций, направленных на продукцию собственных гормонов в конкретный период жизни женщины. И модуляция эндокринного гомеостаза обусловливает выраженную соматическую зависимость пациенток от проводимой терапии.

Вследствие этого интервенция эндогенных ферментативных систем препаратами ЗГТ приводит к непрогнозируемым последствиям после отмены терапии, поскольку разрушается сформировавшаяся эндокринная детерминанта.

При исследовании качества жизни (КЖ) у женщин, достигших перименопаузального возраста, как показателя, характеризующего способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни, выявлены повышенные значения показателей шкалы у женщин с КС. Это указывает на ухудшение КЖ, объясняющееся повышенной тревожностью, желанием по возможности дольше сохранить репродуктивную функцию. Этим же объясняются отличия в группах показателей шкалы НМЦ, что объясняет резко выраженное ухудшение КЖ по параметру восприятия нарушений менструального цикла в группе с проявлениями КС, по сравнению с женщинами с нормальным течением климактерия: 27,2±8,3 и 11,9±1,8 баллов (p<0,05).

В результате проведенного исследования выявили, что сама терминология, употребляемая довольно часто в последние десятилетия – “климакс”, “климактерический синдром”, «климактерический невроз» и др. для женщин является стрессогенным фактором. У большинства из них это ассоциируется не только с утратой детородной функции, что само по себе травматично, но и со старением организма, его неизбежной гибелью. К сожалению, средства массовой информации усугубляют сложившуюся вокруг этого понятия ситуацию, преподнося наступление климактерического периода как болезнь.

При исследовании значимости для женщины информации о наступлении климактерического периода и/или его патологического течения как психотравмирующего фактора выявили, что большинство обследуемых воспринимают это (хуже, если это преподносится еще и в виде “диагноза”) как удар судьбы, при этом ни одна обследованная женщина не оставалась к этому равнодушной.

При проведении корреляционного анализа выяснили, что индекс КЖ имеет достоверную связь с некоторыми клиническими и анкетными показателями (табл.11).

Таблица 11.

Коэффициенты корреляции и стандартизованные коэффициенты регрессии для факторов, связанных

с качеством жизни женщин.

Фактор Коэффициент корреляции Стандартизованный коэффициент регрессии

Социальная роль 0,353 0,461

Депрессия -0,476 0,315

Беспокойство -0,369 0,077

Повседневная активность -0,447 0,307

Тип отношения к болезни

- тревожный -0,377 0,136

- апатический -0,459 0,124

- неврастенический -0,365 0,389

- эгоцентрический -0,424 0,046

Для всех связанных с индексом КЖ показателей рассчитывали стандартизованные коэффициенты регрессии, которые позволили выявить наиболее значимые для определения КЖ факторы. В нашем исследовании таковым оказался фактор “социальной роли”. Следовательно, это еще раз свидетельствует о стрессогенном влияния осознания женщиной того, что наступление климактерического периода – факт неизбежности последующего наступления старости.

Определяли значимость получения женщиной информации о наступлении климактерического периода и его патологического течения как психотравмирующего фактора. С этой целью изучили реакцию женщин. Им было предложено ответить на вопрос “Что Вы испытали, когда врач поставил Вам диагноз климактерический синдром?”. Ответы распределились следующим образом: шок – 43%, страх – 36%, безысходность – 12%, удивление – 3%, обиду – 3%, не поверила этому – 3%, ничего не испытала – 0%. Несмотря на столь выраженную эмоциональную реакцию, кооперативность женщин с проявлениями КС оставляет желать лучшего. Если же опасность осталась неосознанной, то дальнейшая кооперация с врачом вообще маловероятна.

Осознание опасности порождало у женщин потребность в безопасности, в данном случае – желание выздороветь. В свою очередь желание побуждает их к поиску путей его удовлетворения. Потребность в выздоровлении заставляет женщину обратиться за врачебной помощью и начать лечение. Существенными препятствиями к этому шагу служит негативный пример знакомых или близких, подорвавший недоверие женщины к медицине, сложность предполагаемой терапии или страх перед самим лечением. При опросе женщин задавали им вопрос: “С чем для Вас ассоциируется климактерический синдром?”. Получены следующие ответы: приливы, плохое самочувствие – 75%; гормоны – 57%; постоянный прием лекарств – 34%; боль – 5%. Таким образом, кортикофобия, с одной стороны, определяет эмоциональную значимость диагноза “Климактерический синдром”, с другой стороны, является препятствием быстрого эффективного лечения. Важная роль в данном случае должна отводиться продуманной просветительной работе.

загрузка...