Delist.ru

Виртуальная реальность в современной социальной ситуации (30.01.2008)

Автор: Бондаренко Тамара Алексеевна

Принципиально новой тенденцией трансформаций социального пространства является образование новых условных аморфных и неоднородных по своему характеру групп, которые, будучи представленными в реальном социальном пространстве, напрямую связаны с сетевой социальной структурой, где они представляют сложившуюся сетевую общность. Наличие таких групп приводит к размыванию традиционной социальной структуры.

В параграфе характеристиками социального бытия информационного общества представлены такие его свойства, как динамичность, плюралистичность, фрагментарность, и указывается, что происшедшие социальные трансформации не являются долговременными, они быстро меняются, утрачивая свою содержательную определенность. Происходит темперирование социальной жизни, а процесс ее познания и особенно фиксирования знания значительно затрудняется.

В материале параграфа отмечается, что наиболее заметные трансформации происходят в сфере политики и власти. Судьба демократии в информационном обществе может рассматриваться сквозь призму противоречия между демократическим потенциалом, создаваемым информационными технологиями, воплощенными, прежде всего, в Интернете, и имеющим значение в большей степени для рядового участника политического процесса, а также между уникальными возможностями манипулирования массовым сознанием. Причем создаются эти возможности теми же достижениями, а используются властными структурами. Можно выделить две тенденции в изменении политического процесса и политического участия, которые особенно усиливаются под воздействием виртуальной реальности. Первая тенденция - это возрастание роли добровольных массовых организаций (т.н. групп участия), которые являются международными и действуют особенно успешно в виртуальном пространстве Сети, но последствия их активности отражаются на реальном социальном пространстве. Вторая тенденция - это ослабление позиций национальных государств, что происходит особенно явно с вторжением виртуальной реальности в государственную политическую жизнь, которая становится сравнительно открытой, прозрачной, в определенной мере доступной для видения со стороны. Возможности виртуальной реальности приводят не только к усилению информированности участников политического процесса, но и к невозможности для государства осуществлять свои функции в прежних формах.

Существенным содержательным моментом параграфа является обоснование идеи превращения СМИ в субъекта политики и манипуляции. Указывается, что за счет медиализации СМИ обретают иной социальный статус, выступая не просто видом власти, а выдвигаясь на первые политические позиции и в прямом смысле слова делая политику, которая во все большей степени обретает сценарный характер.

В целом современное общество, которое обнаруживает целый ряд свойств информационного, демонстрирует разнообразные актуальные и потенциальные социальные трансформации, вызванные влиянием процессов виртуализации, влиянием усиления роли виртуальной реальности в обществе, а главным последствием воздействия виртуальной реальности является виртуализация всех реальных социальных и политических процессов.

Второй параграф «Культурные сдвиги современного общества» начинается с обоснования теоретической и методологической базы исследования культуры. Культура как одно из самых сложных социальных образований имеет многоуровневую структуру, где каждый уровень исполняет свои, прежде всего специфические, функции. Они носят свою историческую предопределенность, своеобразные истоки формирования и близость к пространству социального взаимодействия. В развитии общества складываются периоды, в которые происходит «возмущение» элементов этих уровней и формируется симбиотический уровень культуры, сущность которого в сочетании несочетаемого. Усиливающееся влияние виртуальной реальности приводит к разрастанию этого симбиотического слоя культуры, а также к его экспансии во все традиционные слои и типы культур.

Современный этап общественного развития – это период культурного сдвига, сущность которого проявляется в кардинальном смещении акцентов в системе ценностей и норм социального поведения. Так как все более значительная часть жизни проводится человеком в условиях виртуальной реальности, то именно ее специфика предопределяет многие изменения в системе культурных ценностей. Первейшими из них становятся те, которые соответствуют все более изощренным вкусам и потребностям современного человека. Виртуальная реальность, взаимодействуя с обществом, приводит к принципиальным изменениям темпов культурных трансформаций, которые происходят также с нарастающей быстротой. Многовекторна направленность культурных трансформаций. Они затрагивают не только базовые сферы культуры, но и касаются множества тех мелочей, которые составляют повседневную жизнь людей, в частности информационные технологии, лежащие в основе социальной ткани информационного общества, диктуют новые стандарты представлений о красоте, качестве, приемлемости и т.д.

Своеобразным итогом развития культуры в любом обществе является возможность создания общей картины мира, которая имеет теоретический уровень, и тогда речь идет о научном образе мира, который задает фундаментальные ориентиры для дальнейшего развития науки. Так, А.А.Крушанов отмечает, что « …в последние десятилетия происходит скрытое размывание сложившегося еще в ХIХ веке широко признанного до сих пор образа мира и его стихийная замена более современной версией, …Точнее говоря, образ мира виртуализировался, хотя этот факт еще не очень осознается исследователями.». Пересматриваются не только временные и пространственные параметры мира, но и его сущностные основания. Отсюда происходит ревизия системы научных категорий, происходит пополнение и уточнение базовых понятий, появляются новые направления и модели исследований. Второй уровень образа мира – это уровень обыденный. И в его рамках как результат инкультурации формируется мировоззрение человека, в котором отражаются и научное видение мира, и способы его объяснения.

В таком смысле воспроизводимый в рамках индивидуального сознания внешний мир выступает как подлинный виртуал, насыщенный разнообразными образами, которые могут существенно не совпадать хотя бы по основным параметрам с реальными предметами и явлениями. Человеческое сознание наделяет предметы имиджем и в дальнейшем оперирует уже этими имиджами, которые, в конечном счете, начинают значительно влиять на поведение человека. На этом принципе работает вся реклама, которая создает имидж продукции как концентрируемое выражение интеллекта и умения. Этот имидж подкрепляется претенциозным дизайном, избыточными функциями и общественным престижем, а в результате предмет обладает завышенной потребительской стоимостью. Но закон рынка требует быстрого обновления ассортимента продукции, начинается раскрутка другого предмета, хотя прежний еще не исчерпал свой потребительский потенциал. Можно отметить, что скорость этого оборота столь высока, что в результате в определенном смысле обесценивается знание, создаются одноразовые ценности, а в обществе создается ситуация одноразового использования знания. Это принципиально новое явление, возникшее в результате виртуализации общества и культуры.

В современном обществе на базе изменившихся ценностей складываются новые социальные поведенческие установки, которые определяют формирование нового мировоззрения, лежащего в основе инновационных форм социального поведения. Вследствие осуществляющихся трансформаций культура утрачивает свой императивный потенциал и не столь категорично, как прежде, влияет на формирование поведения, а личность приобретает большую степень свободы, которую она реализует в условиях виртуальной реальности. Содержательно меняется индивидуальный нормативный набор, который определяет содержание и форму социального поведения. Этот набор часто носит весьма противоречивый характер, так как включает нормы и установки, часть из которых действует исключительно в рамках виртуальной реальности, а другая – в условиях реального социального бытия. Это смешение выступает проявлением культурной трансформации нормативного уровня.

В третьем параграфе «Влияние виртуальной реальности на массовое сознание» указывается, что процессы виртуализации общественной жизни, а также массовая сопричастность людей к виртуальной реальности предопределяет доминирование тенденции дивергенции, которая приводит к ослаблению социокультурных связей и децентрации системы в целом. Это происходит потому, что виртуальная реальность становится посредником в отношениях человека с окружающим миром, а часто и заменяет его, становясь исключительной средой человеческого бытия. Проблема реальности виртуального прежде всего проявляет себя в обстоятельствах конкуренции между реальностями: реальностью «реальной», реальностью действительного с реальностью искусственной, реальностью виртуального. В этой конкуренции все чаще победителем оказывается реальность виртуальная, так как она искусственна лишь по технологии производства, а при ее восприятии создается полное ощущение реальности, естественности. Такая реальность легко изменяется под влиянием самого человека, и потому она особенно притягательна. Это и лежит в основе огромного потенциала воздействия виртуальной реальности на массовое сознание. Особенно эффективно это воздействие происходит в рамках виртуального в Сети, где объективно складывается предпосылка манипулирования массовым сознанием.

В параграфе рассматривается вопрос о влиянии виртуальной реальности на массовое сознание. В современном обществе сохраняется тенденция, появившаяся еще в ХХ веке, и заключающаяся в социально активном функционировании массы, социальной единицей которой выступает массовый человек. А коль скоро СМИ и особенно всемирная Сеть и образуемая в ее рамках виртуальная реальность носят действительно мировой масштаб, то естественно и логично массовый человек становится не только активным коммуникантом в рамках Сети, но он же превращается в объект влияния, в результате которого претерпевает изменения его сознание как на единичном, так и на групповом уровне.

Масс-медийная и сетевая виртуальные реальности выступают составляющей социокультурной жизни общества, следовательно, являются частью объективной социальной реальности. По этому обстоятельству тем устойчивее новообразования в рамках массового сознания, так как они постоянно активизируются за счет формируемого социального и виртуального поведения.

Массовое сознание в условиях современного общества формируется за счет воздействия различных источников, среди которых все более влиятельным и мощным становится виртуальный мир – мир глобальной информации, популярных образов, мир, где зарождаются и живут, активно действуя, многие стереотипы и мифы – своеобразный фундамент современного массового сознания. Так или иначе, но формирование массового сознания в современном обществе невозможно вне виртуальной реальности, выступающей в качестве активно воздействующего начала, направленного как на рациональный, так и на бессознательный срез психической жизни человека.

Виртуальная реальность в рамках виртуального сетевого пространства, как уже отмечалось, образуется за счет взаимодействия таких составляющих виртуального пространства, как знаниевое пространство и информационное пространство. Актуальные процессы движения виртуальной реальности происходят за счет импульсивного, постоянно меняющегося взаимодействия знаний и информации. Таким образом, на формирование массового сознания влияет характер указанного взаимодействия, подчиняющегося действию определенной закономерности: чем больший удельный вес, социальное и психологическое значение информационной составляющей виртуального пространства, тем в большей степени влияние на массовое сознание происходит в форме манипуляции.

Виртуальная реальность в силу своих сущностных характеристик выступает источником и средством формирования массового сознания. Указанным средством виртуальная реальность становится в случае использования компьютерных и информационных технологий, лежащих в основе технологий манипулирования. Если современное массовое сознание в крайней степени мифологизированно, стереотипично, то именно влияние виртуальной реальности просматривается особенно рельефно, так как и мифы, и стереотипы являются своего рода символами, а виртуальная реальность символична по своей природе.

Глава пятая «Проблемы личности в условиях виртуальной реальности» развивает идею о глубоких изменениях в личностной сфере, складывающихся как результат влияния виртуальной реальности. Человеческая личность во все эпохи была предметом теоретических исследований, научных споров и столкновений прикладных наук. В информационном обществе, когда личность становится центральным звеном в сфере производства, основанном на ценности знания и товарном характере информации - в таком обществе личность приобретает первостепенное социальное значение.

В первом параграфе «Трансформация сознания личности в виртуальной среде» отмечается, что сознание человека – это предельно трудный объект для исследования, так как очень сложны структура сознания, весь комплекс взаимосвязей между элементами этой структуры и система структурных ответных реакций на влияние извне.

Для раскрытия содержания и последствий личностных трансформаций в параграфе рассматривается весь набор изменений под воздействием виртуальной реальности на основе применения методики послойного исследования, то есть рассмотрения структуры личности в контексте ее деятельности и изменений на каждом структурном уровне личности.

В тексте параграфа подчеркивается, что виртуальная реальность, являясь результатом человеческой деятельности и опосредованно плодом человеческого сознания, существенно влияет на процесс его формирования, по-новому расставляет акценты в его составляющих, приводя к существенным изменениям и деформациям. Под влиянием виртуальной реальности происходят структурные сдвиги в рамках сознания. Прежде всего трансформируются такие составляющие сознания, как мотивационная сфера, эмоции, характер личности, ее индивидуальный опыт, что в совокупности также меняет представление о реальном мире и о моделях поведения в нем.

Меняются параметры протекания психических процессов, появляются содержательно новые состояния сознания, что в конечном итоге предопределяет формирование нового образа окружающего мира. Пребывание в виртуальной реальности для человека может привести к смешению реального и нереального, объективного и субъективного, то есть результативный образ внешнего мира носит смешанный, диффузный характер, что приводит к возникновению нетипичных для реальной социальной действительности поведенческих проявлений.

Последствия влияния виртуальной реальности, безусловно, носят амбивалентный характер, причем амбивалентно как само влияние, так и содержание вытекающих из этого трансформаций. Как уже отмечалось, виртуальная реальность в ее компьютерном, масс-медийном или сетевом варианте является результатом бурного технического и технологического развития общества, в котором стали возможны глобальные и локальные сети, интерактивные медийные технологии и т.д. Но все эти изобретения не имеют ни социальной, ни психологической однозначности. Следовательно, как и многие другие технические новшества прежних эпох, они приобретают ту социальную направленность, которую им придают пользователи. В этой ситуации тем более важно понимать характер и содержание всех изменений в рамках сознания, так как это может приблизить к пониманию возможного социального поведения личности.

Являющееся сложной системой сознание претерпевает не только внутреннее переструктурирование, но и реагирует на воздействие виртуальной реальности как единое целое, что позволяет говорить о необратимых трансформациях или даже мутациях сознания. В условиях нарастания разнообразия форм виртуальной реальности ее влияние все в большей степени не зависит от контроля человека, что делает прогнозирование параметров и конкретных форм трансформаций сознания проблематичным, хотя возможно определить основные тенденции трансформаций сознания.

Главными и наиболее существенными направлениями трансформаций сознания являются: редуцируемый характер воспринимаемого окружающего мира и схематичность, упрощенность и фрагментарность представлений о нем; инфозависимость, предопределяющая снижение мировоззренческой и поведенческой автономии личности; кризисные явления в рамках самосознания. Информационный взрыв, сферой распространения которого является прежде всего виртуальная компьютерная реальность, на фоне избыточного объема информации и высокой степени ее интенсивности порождает кризис недопонимания, проявляющийся как в форме искаженного видения мира, так и в форме ограниченного понимания человека человеком.

Под влиянием виртуальной реальности как результат изменения сознания личности формируются новые типы социально значимого поведения. Они первоначально проявляются в процессе самопрезентации и коммуникации в рамках виртуального мира, а затем в видоизмененном варианте переносятся в мир реальный.

Второй параграф «От сетевой личности к личности виртуальной» показывает, в каких направлениях идет изменение личности и предлагает обоснование положения, что личностные изменения носят тенденциозный, устойчивый и необратимый характер, что позволяет рассматривать их как следствие изменений в сфере сознания. Эти изменения вполне корректно определить как трансформации, ибо, как уже отмечалось, используя термин «трансформация», мы не акцентируем внимание на направленности таких изменений, а лишь фиксируем их факт. Было установлено, что трансформации личности происходят в различных направлениях, а их содержание зависит от целого ряда факторов как социального, так и индивидуального уровня.

На этапе формирования информационного общества личность в ее специфических проявлениях достаточно полно можно охарактеризовать с позиций постмодернизма, который постулировал плюрализм как атрибуцию субъекта. С этой точки зрения современную личность, которую можно в полной мере назвать сетевой личностью, отличает отказ от «бессмысленных» и порой опасных поисков правды, смысла жизни, истины и собственного предназначения. Девизом становится призыв быть самим собой, однако если учесть специфику виртуального бытия – его множественность для одной и той же реальной личности, то личностная идентичность превращается в ситуативную идентичность личности, соответствие постоянно меняющемуся от ситуации к ситуации самому себе, то есть происходит бифуркация личности. Однако нельзя согласиться с положением о полной утрате личностью своего постоянства, так как постоянным является хотя бы то, что происходит перманентная перестройка внутриличностных свойств и качеств, а личность в целом отличается высочайшим динамизмом. Безусловно, что изменчивость социальной определенности личности была бы невозможна без сохранения определенного стержня, наличие которого уберегает личность от ее распада или полной деградации, а содержание стержня задается доминирующей на данном этапе социальной культурой.

По мере превращения в сетевую личность в ее рамках за счет взаимного влияния происходят, таким образом, достаточно глубокие личностные трансформации. Поведение такой личности в реальном мире включает элементы, для него не подходящие. Особенно заметно это проявляется в поведении детей, когда социальная личность еще только формируется, а внутренний самоконтроль еще не сложился. Восприятие ими виртуального и реального мира идентично, именно поэтому дети не меняют свое поведение в нем, что может привести к драматическим последствиям как для непосредственного окружения этих детей, так и для них самих. Такое поведение – следствие формирующейся сетевой личности, начинающей жить по законам виртуального мира, но продолжающей функционировать в реальном социуме.

Следующий шаг – это формирование виртуальной личности через виртуализацию реальной личности, предполагающей абстрагирование ментальной креативной субстанции в рамках виртуального пространства от физиологической сущности и социальной заданности реальной личности. Виртуальная личность не соответствует реальной, сам факт существования виртуальной личности трудно доказуем, хотя и очевиден. Виртуальная личность предстает в форме ментальной субстанции как составляющей общего информационного поля и, следовательно, обладает возможностью влияния на реальную личность. Таким образом, виртуальная личность – это порождение виртуальной реальности, продуцированной современной компьютерной техникой, с одной стороны, а с другой,- это плод сознания человека в причудливом переплетении его опыта, интеллекта и фантазии.

В параграфе показано, что все личностные трансформации проявляются через систему поведения личности в процессе различных видов деятельности. А также дан анализ основных видов деятельности современного человека, включая новые ее виды и те изменения, которые происходят в рамках традиционных видов деятельности под воздействием виртуальной реальности. В виртуальном пространстве обнаруживают себя разнообразные формы поведения личности как стандартного, одобряемого, общепринятого характера, так и девиантного плана, когда поведение строится в противоречии уже существующим, но не до конца сформированным нормам и правилам виртуального мира.

В заключении подводятся основные итоги исследования, делаются вытекающие из всего выводы и определяются наиболее значимые аспекты рассмотренных проблем.

Основными публикациями, отражающими положения диссертационного исследования, являются:

Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность: социально –

философский анализ. – Ростов н/Д, 2006.- 9, 4 п.л.

Бондаренко Т.А. Трансформации личности в условиях

виртуальной реальности. – Ростов н/Д, 2006.- 3, 2 п.л.

Бондаренко Т.А. Основные факторы формирования ведущих

социальных интересов в современном обществе // Социально-философские проблемы современности: межвузовский сборник научных трудов.- Ростов н/Д, 1995. – 1п.л.

4. Бондаренко Т.А. П. Сорокин о социальном пространстве и его характеристиках // Очерки по истории социологии. – Ростов н/Д, 1994.- 1 п.л.

Бондаренко Т.А. Кризис культуры или культурный сдвиг? //

загрузка...