Delist.ru

Виртуальная реальность в современной социальной ситуации (30.01.2008)

Автор: Бондаренко Тамара Алексеевна

;анственно-временных характеристиках реальности. Второй – связан с созданием и использованием компьютерных технологий, как бы симулирующих реальность. В понятии виртуальной реальности оба эти смысла соединяются. Специфика виртуальной реальности определяется тем, что этот феномен является сконструированным, реально-иллюзорным миром, который создается в человеческом сознании различными способами. Компьютер – не единственное средство, чтобы ввести человека в виртуальную реальность; для этого могут использоваться и иные способы, в том числе психологические.

В материале параграфа отмечается, что виртуальность как объект проявляется в виде виртуальной реальности, возможно, предстающей в различных видах. Вследствие бурного развития информационных технологий виртуальная реальность в ее компьютерном, сетевом и масс-медийном варианте приобретает всепроникающий характер. Однако философское осмысление виртуальной реальности предполагает обозначение ее сущности независимо от конкретной ее формы. В русле постмодернизма можно охарактеризовать сущность виртуальной реальности как совокупность неупорядоченных симулякров, однако виртуальная реальность является опосредованным проявлением возможностей человеческого сознания и одновременно выступает частью объективной реальности, то есть она существует реально для рефлексирующего разума человека. Если рассматривать систему коллективных представлений об окружающем мире как конструирование социальной реальности, то сконструированная социальная реальность выступает виртуальной реальностью, в данном случае - миром, который люди создают для себя. На этапе компьютерных технологий и формирования информационного общества начался новый этап функционирования и, соответственно, осмысления виртуальной реальности. Именно благодаря высоким технологиям коллективные представления могут объективироваться в символических образах виртуального мира.

Во втором параграфе «Реконструкция понятия «виртуальная реальность» проделанная реконструкция позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся самого понятия виртуальной реальности. Отмечается, что в философском обороте оно является одним из самых молодых понятий. Можно напомнить, что оно появилось в конце 70-х годов прошлого века благодаря нововведению Дж. Леньера. Два десятка лет его активного употребления не означает, что сущность явлений, обозначаемых данным понятием, их содержание однозначно определены. Данное понятие до сих пор отличается многообразием научного понимания и истолкования.

Однако обозначенная научная новизна понятия виртуальной реальности не исключает наличие достаточно солидной предыстории, которая включает и этап античных представлений о самостоятельной и вечной жизни идей, которая по сути своей была виртуальна. Свою страницу в истории вписали средневековые мыслители, утвердив данное понятие в качестве правомерного философского понятия для концептуализации событий, существующих временно или частично. Весомую лепту в становление понятия внесли представители точных наук, в частности, физики, употребляющие его для определения особо малых частиц, возникающих только в момент взаимодействия других частиц иного порядка. Развитие технологий, особенно появление компьютера и компьютерных технологий, привело к возрождению понятия с качественно иным содержанием, так как оно используется теперь для обозначения особого вида реальности, возникающей за счет использования компьютерных технических систем. А бурный прогресс технологий привел к повсеместному распространению виртуальных реальностей, активно вмешивающихся и не менее активно влияющих на социальную жизнь. Несомненен вклад психологии в научное становление данного понятия, так как виртуальные миры позволяют человеку в них находиться, взаимодействовать с ними и с другими людьми, пребывающими в виртуальной реальности.

Сегодня наступил тот момент, когда не только философия, но и многие конкретные науки, имеющие отношение к изучению виртуальных миров, объединяют усилия для исследования такого сложного и интересного объекта, как виртуальная реальность, что происходит в рамках виртуалистики. Комплексность исследований позволяет посмотреть на данное сложное по своей сути явление с многих сторон, однако обобщение, определение теоретических и социальных перспектив – это предназначение философского осмысления виртуальной реальности.

На основе вторичного анализа многих авторских подходов и вариантов определения понятия мы предлагаем следующее его определение: виртуальная реальность – это символическая по сути, объективно и актуально существующая реальность, носящая порожденный, заданный и сверхдинамичный характер и предполагающая активное взаимодействие с человеком и обществом в целом. К ее свойствам относится также идеальность, иммерсионность (от англ. immerse – погружаться), которая достигается за счет симуляции реального мира, специфические пространственные и временные характеристики. Однако авторское видение содержания этого понятия строится на несводимости его только к манипуляциям в рамках виртуальной реальности, а предполагает понимать его как процесс взаимодействия с обществом, культурой и отдельной личностью.

Во второй главе «Виртуальная реальность в рамках современного социума» прежде всего обосновывается правомерность определения современного социума как информационного общества, в котором качественно новым основанием бытия выступает информация в самых разнообразных формах своего существования. Именно такая характеристика современного общества позволяет увидеть место в нем виртуальной реальности.

В первом параграфе «Интеллектуально-философское видение современного общества» показано, что современное общество – это быстро меняющееся общество, которое во все большей степени приобретает черты информационного. Все эти процессы вызывают изменения в представлениях об обществе с различных философских, научных позиций. Они перестают носить ярко выраженный полюсный характер, а их разнообразие огромно. Это информационное общество по-новому высвечивает аксиологические проблемы человеческого бытия, в частности, ценности информации и знания. Информация – это один из основных ресурсов информационного общества, в связи с чем ценность информации резко возрастает, а одновременно обостряется проблема корректности, точности информации и адекватности знания. Девальвация содержательности информации и корректности знания можно объяснить сверхподвижностью социальной и культурной жизни, быстрой ее изменчивостью и, как результат, сложностью фиксации всего происходящего. Информационное общество резко обостряет проблему конфликта знания и информации. Последняя все чаще подменяет знание, что становится особенно несложно реализуемым в пространстве Интернета, где человеку легко сконструировать свой вариант реальности, построенной на основе специфически подобранной информации.

Материал параграфа позволяет сделать вывод, что подтверждением разнообразия, присущего современному обществу, является ведущийся в сфере научного знания поиск новых моделей описания социума. Этот поиск реализуется через многообразие теорий и концептов, возникающих на этапе постнеклассической науки, в частности, постмодернизм, который может рассматриваться в качестве философии этого общества. Идеи и понятия постмодернистской философии наиболее адекватно, с нашей точки зрения, раскрывают сущность возможностей новейших информационных технологий, использование которых формирует специфику самого общества, которую можно представить через систему понятий постмодернизма: многозначность, плюрализм, отстраненность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, трансформация реальности в образ, стремление к разрушению давящего порядка. И хотя эти понятия как инструменты толкования и описания скорее применимы для поля культуры, мы эксплицируем их к обществу в целом, в том числе и к технической его сфере, детищем которой является Интернет, который мы рассматриваем как систему технического обеспечения создания особого коммуникативного пространства, в рамках которого конструируется виртуальная реальность. Для участников коммуникации в Сети она представляет собой мир имитаций, выступая копией реального мира, но копией, могущей жить по своим относительно самостоятельным законам.

В современных условиях бурными темпами идет информатизация общества, ярким проявлением которой является компьютеризация. Сегодня компьютер с его уникальными техническими возможностями как артефакт соединяет в себе культуру и цивилизацию, мир ценностей и средств, вследствие чего возникает особый вид коммуникации в системе «человек – техника».

Во втором параграфе «Онтологические аспекты виртуального» определяются формы проявления виртуального, а также бытийные основания виртуального. Можно предположить, что виртуальное есть способ бытия, отличный как от реального, так и от идеального, так как он вбирает в себя своеобразное сочетание и первого, и второго. Виртуальное обнаруживает себя и в окружающем предметном мире. Так, высокотехнологичные предметы не имеют окончательной оформленности, они предстают перед человеком в определенном смысле незавершенными и лишь потенциально содержат возможность своего окончательного определения. Из этого следует, что идеальное переходит в виртуальное и становится неотъемлемой частью материального, часть которого завуалирована в виртуальном. Сущностное явление виртуального в его многообразных формах, в частности в форме компьютерной виртуальной реальности, - это симулякры, знаки – символы всего реального, но эти знаки приобретают способность самостоятельного бытия. Виртуальная реальность органично встроена в объективную реальность и предстает в виде системы понятий, системы образов и смыслов, культурных норм, гипертекстов, виртуально оправданных действий и так далее. Таким образом, виртуальная реальность имеет особые формы данности, что делает ее доступной для познания.

В современном обществе явно обнаруживает себя тенденция виртуализации, то есть замещение реального виртуальным. К такому замещенному относится все большее количество различных явлений: процесс познания и эмоциональные состояния, коммуникация и самореализация, процесс реального общения между людьми постепенно превращается в общение между образами, которые могут абсолютно не соответствовать их носителям. Изменения, происходящие в обществе в связи с вступлением в эпоху постмодерна, указывают на то, что именно в их контексте следует рассматривать распространение технологий виртуальной реальности. Культура постмодерна рождается на стыке упадка модернистских идеалов и бурного развития информационных технологий, которые все в большей степени приобретают виртуальный характер, начиная не отражать, а симулировать действительность.

В параграфе указывается, что для исследования заявленной темы необходим выбор конкретной формы проявления виртуального – компьютерной, сетевой виртуальной реальности - на том основании, что данный вид является самым массовым, универсальным, так как имеет место в разнообразных сферах современного общества и различных видах деятельности человека. В таком ракурсе онтологические аспекты виртуальной реальности раскрываются через видение соотношения объективной или реальной реальности и виртуальной реальности, их сравнение и установление взаимосвязи, которая обусловливается прежде всего вторичностью виртуальной реальности по отношению к объективной реальности. Виртуальная реальность выступает своего рода продуктом, чем-то производным, однако содержательно этот продукт является своеобразной копией той или иной стороны объективной реальности. Кроме того, виртуальная реальность обладает целым рядом свойств, которые позволяют сделать вывод о возможности рассмотрения этих двух реальностей как самостоятельных видов. Это возможно, так как виртуальная реальность объективна в момент своего проявления, она актуальна, динамична и позволяет взаимодействовать с собой. В этом смысле ей так же, как и объективной реальности, свойственны противоречия, многообразие и скрытые начала, устанавливаемые человеком по мере ее освоения.

Виртуальная реальность, являясь по своей сути символической реальностью, представляет уникальный феномен, сочетающий в себе оба мира существования человека: мир вещный, материальный, объективный и мир информационный, мир знания, представлений, верований и смыслов. Именно поэтому виртуальная реальность претендует на особый статус в рамках современного общества, в котором созданы необходимые технологии воспроизводства виртуальной реальности в массовом масштабе.

В третьем параграфе «Виртуальная реальность в системе взаимодействия «человек - техника» показано, что на современном этапе развития информационных технологий техносфера становится феноменом социальной истории и бытия человека, а указанная система обретает вид системы «человек - компьютер».

Система «человек – техника» впервые обнаружила себя еще в период технической революции и сохранилась до современного этапа развития. Однако ее содержание существенно изменилось. Особенно явственно эти изменения проявляются и будут проявляться в информационном обществе. И не только потому, что данный тип общества базируется на высочайших технологиях, базовым элементом которых является именно компьютер. Но и потому, что условием стабильного и динамичного развития данного общества является возможность абсолютного владения информацией – ведущим ресурсом социального развития. Абсолютное владение предполагает контроль во всем информационном пространстве, то есть и источники, и передающая среда, и потребители доступны в плане регуляции информационных процессов. Именно эта социальная потребность является мощным двигателем развития и совершенствования системы «человек – техника».

Современная система в виде «человек – компьютер» в отличие от прежних вариантов имеет целый ряд специфических особенностей. Можно отметить, что компьютер выступает не механическим придатком человека и даже не его заменителем, а своего рода дубликатом с большими возможностями. Если говорить о компьютере в широком смысле слова, то есть имея в виду всю систему обеспечения, которая реализует возможность создания виртуальной реальности, то он изменяет статус человека в этой системе, да и статус самой технической составляющей также меняется.

Эти изменения происходят в нескольких направлениях. Прежде всего это совершенствование самого компьютера в плане превращения его в полноправного участника коммуникации, что происходит за счет совершенствования программного обеспечения, позволяющего забыть о порожденности виртуального мира и воспринимать образы, создаваемые компьютером, как реальные.

Другим направлением изменений в указанной системе является трансформация психологического климата в ее рамках. В рамках человеческой психики происходит преодоление настороженного и даже враждебного отношения как к самому компьютеру, так и к тому виртуальному миру, который он создает. Весь этот комплекс перестает восприниматься как нечто внешнее, оппозиционное человеку. Теперь эта система переходит из сферы «Они» в сферу «Мы», что превращает компьютер в неотъемлемую часть повседневности человека.

Традиционно система «человек – техника» функционировала только в одной сфере человеческой активности – в сфере производства. Такая ситуация также способствовала усилению враждебности в отношении человека к технике. В современных условиях система «человек – компьютер» функционирует во всех сферах человеческих проявлений и практически круглосуточно. В обществе уже сформировалось поколение, которое выросло в подобных условиях и для которого компьютер – это не только естественный, но и абсолютно необходимый элемент жизни.

Только в рамках системы «человек – компьютер» становится возможным для человека выступить в роли творца специфического мира, наполненного определенными образами, а самому выступать одним из этих образов, погружаясь в мир виртуального. Таким образом, виртуальность выступает атрибутом этой системы. А так как и человек, и компьютер являются составляющими материального мира, природного и артефактного, то все, что возникает в рамках указанной системы, также воспринимается скорее как реальное, нежели виртуальное. В функционировании данной системы происходит гипостазирование за счет тиражирования образов реального мира, что приводит к потере грани между реальным и виртуальным.

Третья глава «Виртуальная реальность в контексте информационно-коммуникативного взаимодействия» полностью посвящена рассмотрению вопросов виртуальной коммуникации и общения. В главе отмечается, что в силу своей сложности и многогранности виртуальная реальность, будучи открытой для научного исследования, может быть понята лишь контекстуально. Именно поэтому избран вариант рассмотрения виртуальной реальности в контексте ее взаимодействия с социальным пространством общества на всех его уровнях, включая уровень личности.

В первом параграфе «Всемирная Сеть и виртуальная реальность» на основе теоретического, имеющего методологическое значение посыла о том, что каждая эпоха отличается от предыдущих способом социально значимых форм коммуникации, указывается, что с появлением компьютера, а затем и всемирной компьютерной сети Интернет складывается принципиально новая форма коммуникации. Ее новизна заключается в том, что она не просто убыстряет коммуникацию или облегчает протекание ее процесса, или устраняет пространственно-временные сложности. Новая форма предполагает принципиально иную организацию коммуникации, в которую потенциально может быть вовлечено все человечество. Следовательно, такие условия протекания коммуникации, как пространство, время, предметная наполненность среды коммуникации, утрачивают свое первостепенное значение, во многом упрощая и делая доступным участие в социальной коммуникации. Следовательно, Сеть создает возможность нового вида социальной коммуникации, специфика и содержание которого будет рассмотрена в следующей главе. Рассматривая Сеть как явление социокультурное, следует отметить двойственную сущность Сети, которая выступает как материальное через предметную базу своего функционирования: компьютеры, программное обеспечение, спутники и т.д. И в то же время – это воплощение идеального: мысли, творческие идеи, проекты и даже эмоции, переживания и прочее. Все это позволяет сделать вывод, что Сеть одновременно и объективна, и действительно предельно субъективна. Эта двойственность определяет значительность преобразующего влияния виртуальной среды на общество практически на всех его уровнях и на личность в том числе.

Материал параграфа обосновывает идею о том, что Сеть как новое техническое явление сразу же перешагнула чисто техническую сферу. Она стала явлением и социальным, и культурным. Для социума ее сверхзначение заключается в том, что она позволяет создать масштабный виртуальный мир со всеми его характерными признаками. У этого мира есть временная характеристика. Виртуальное время, или время виртуального пространства, значительно отличается от реального времени: оно разнонаправлено, что приводит к одновременному существованию в рамках единого пространства и уже прощедщих событий, и текущих, и даже будущие события представлены столь похожими на реальные, что их вполне можно воспринимать как актуальные. Значительно варьируется скорость течения времени: оно может «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от воли и желания находящегося в виртуальном пространстве. Субъективное восприятие времени и в реальном мире дает возможность прочувствовать это, однако именно в рамках виртуального пространства не внешние обстоятельства, а личные установки определяют временное сжатие или растяжение.

Сеть создает огромное пространство, рамки которого определяются многими факторами, в том числе конечными точками включенных в Сеть компьютеров, то есть некоторая связь с реальным пространством все же есть. Однако виртуальное пространство, образуемое в рамках Сети, по сравнению с реальным пространством, обладает способностью «сжатия», то есть оно образуется для конкретного пользователя лишь актуально, в момент вхождения в Сеть. Объективно существует лишь возможность развертывания создаваемой виртуальной реальности в рамках сетевого пространства, то есть потенциально пространственные пределы всегда ограничены техническими возможностями данного времени. Виртуальная реальность в рамках Сети имеет свою социальную и культурную наполненность. В ходе функционирования в ее пространстве протекают весьма схожие с реальным пространством процессы: формируется социальная структура, идут процессы стратификации сетевых сообществ, складывается система норм и правил взаимодействия в Сети, специфические ценности, язык, традиции, что позволяет говорить о специфической культуре. Виртуальный мир в рамках сетевого пространства есть динамическая система, требующая от человека, входящего в него, определенной степени подготовленности, освоения культуры этого мира, которая выступает как киберкультура. Можно сказать, что это субкультура планетарного социума, она обладает рядом специфических характеристик: общим языком, системой кодов, позволяющих перемещаться и взаимодействовать в этом пространстве, системой норм и правил нахождения, взаимодействия в Сети. Самое главное, что киберкультура выполняет социально значимые функции, через которые она проявляет себя как реальная культура. Она формирует определенную систему ценностей, определенную шкалу оценок, что определяет поведение индивида, содержание его мировоззрения, лежащего в основе этого поведения. И, наконец, масштабный виртуальный мир всемирной Сети обнаруживает свою специфику через влияние на личность, активно в нем действующую. Этот мир в силу своей специфики объективно приводит к состоянию раздвоенности, так как человек одновременно находится и в реальном, и в виртуальном мире, законы и нормы которых порой противоречат друг другу.

Параграф завершается выводом о том, что в рамках всемирной Сети создается наиболее доступный всем, обладающий объективностью и воспринимаемый субъективно виртуальный мир как самый распространенный вид виртуальной реальности, рассматривая который мы можем отследить процессы взаимодействия и взаимовлияния виртуальной и реальной реальности.

Во втором параграфе «Виртуальная коммуникация» раскрывается содержание идеи специфичности социальной коммуникации на каждом историческом этапе развития общества. В русле позиции Ю. Хабермаса и других рассматривается состояние и форма социальной коммуникации как важнейший показатель уровня технологического развития общества, его социокультурную специфику. Так как коммуникация является базовым социальным процессом, следует учитывать характер его протекания. В условиях современного общества социальная коммуникация во все большей степени перемещается в виртуальный мир всемирной Сети, которая через свое функционирование создает техническую базу для вовлечения в коммуникацию все большего количества людей, что определяет ее действительно массовый характер. Следовательно, виртуальная коммуникация является компьютерно опосредованной коммуникацией, уникальным средством передачи информации, а от характера передачи информации напрямую зависит качество и эффективность самого процесса коммуникации.

Виртуальное пространство Сети, где происходит социальная коммуникация, имеет практически такую же безграничность, как и реальное пространство. Однако его масштабность воспринимается неадекватно, так как на перемещения в его рамках не нужно сколько-нибудь значительного времени. В то же самое время виртуальное пространство включает огромные массивы информации, которые находятся в динамическом состоянии, так как постоянно меняются, пополняются, движутся от составителя, производителя к получателю или пользователю. В конечном счете, информация составляет наполненность виртуального мира Сети, именно она во многом определяет содержание виртуального.

Однако виртуальную коммуникацию нельзя сводить лишь к обменным информационным процессам. Во-первых, потому что информация меняет свою сущность, переставая быть системой достоверных сведений о разнообразных сторонах реальной действительности. Она во все большей степени становится информацией без содержания, превращаясь в симулякры, знаки, которые используются людьми в процессе их взаимодействия как коды, как основания действия по одним правилам. Во-вторых, движения информации инициируются людьми, которые не только ее создают или составляют, но и манипулируют ею, «играют» ею, что также является элементом и специфической особенностью виртуальной коммуникации.

Составляющим элементом виртуальной коммуникации является ролевое поведение участников указанного процесса. В рамках именно виртуальной коммуникации в сравнении с реальной коммуникацией формируется специфическое ролевое поведение, которое можно охарактеризовать как полиидентичность. У участника виртуальной коммуникации происходит размывание ролевой означенности, закрепленной в реальном мире в ходе социального поведения. Виртуальный мир вполне допускает множественность социальных самопредъявлений в ходе коммуникации. Такая ролевая размытость напрямую связана со спецификой мотивационной сферы виртуального коммуниканта. Как показано в параграфе, мотивационная сфера значительно расширяется, что влияет на вариабельность поведения в рамках виртуальной реальности. Но это расширение приводит к нарастанию противоречий в системе мотивов, к борьбе мотивов, что еще в большей степени влияет на формирование полиидентичности.

Любая коммуникация, в том числе и виртуальная, имеет языковую основу. В рамках виртуальной реальности Сети складывается свой специфический язык, своя система знаков, символов, обозначений, совокупность которых по мере усвоения коммуникантами обеспечивает эффективность коммуникативного процесса.

Виртуальная коммуникация выполняет социально значимые функции, рассмотреть которые можно с позиций применения методик анализа реальной коммуникации в аспекте ее социального значения. Так, виртуальная коммуникация выполняет когнитивную, регулятивную, алгоритмическую, селективную, гедонистическую функции, что позволяет рассматривать виртуальную коммуникацию в плане ее воздействия на участников данного процесса, а также на реальное общество в целом.

Принимая во внимание эти и другие аспекты все более насыщенной коммуникации миллионов людей посредством сети Интернет, можно представить, что через какое-то время виртуальная коммуникация будет не параллельной реальной коммуникации, а поглотит реальную, которая окажется встроенной в виртуальную. Возможно, возникнет симбиотическая форма коммуникации. Однако перспективы развития Интернета в данном аспекте его рассмотрения пока не ясны.

В третьем параграфе «Виртуальная реальность и сетевое общение» материал выстроен в соответствии с учетом принципа деятельности. В рамках деятельностного подхода общение признается самостоятельным видом деятельности, следовательно, человек, занимаясь общением, должен освоить разнообразные его виды, овладеть средствами и приемами общения, то есть приобрести значимый для нахождения в определенном социуме коммуникативный опыт. Сетевое общение – относительно новая форма общения, обладающая своей спецификой. Она заключается в значительно меньшей степени подверженности ритуализации, традициям и т.д. Именно поэтому отсутствует императивный характер норм сетевого общения, а человеку свойственна высокая степень вариабельности поведенческих и технологических приемов, благодаря которым происходит селекция паттернов сетевого поведения.

Традиционное общение предполагает помимо передачи информации обмен чувствами, эмоциями, воздействие друг на друга, причем все это начинается с восприятия партнера по общению. Сетевое общение исключает этап восприятия, так как реального партнера никто никогда не видит. Технические возможности Сети, в пространстве которой и происходит общение, позволяют компенсировать невозможность реального визуального контакта. Компенсация предполагает возможность самопредъявления, самосозидания, самопрезентации в Сети. Впервые человек может активно выстраивать свою, прежде всего, внешность, придавая ей разные формы, а вновь получаемый образ обладает высокой степенью динамичности, он может меняться в зависимости от настроения, ситуации и т.д. Телесная организация человека теперь полностью зависит от самого человека, причем конструирование внешности осуществляется в данный момент, здесь и сейчас. Таким образом, человек получает еще один способ проявления собственной креативности.

Наиболее яркой формой сетевого общения является общение в чатах, которое носит специфический характер и обладает целым рядом своеобразных признаков. Общение в чатах представляет собой письменную фиксацию устной речи. Это сказывается на специфике орфографии, фиксирующей произношение и особенности пунктуации, которой возвращается семантический характер. Для синтаксиса такого общения характерно употребление эллиптических конструкций и перестановка частей предложения. Сетевому общению, носящему виртуальный характер, присуще стремление компенсировать недостающие в этом виде коммуникации невербальные и паравербальные факторы при помощи графических средств. В процессе виртуально-сетевого общения возникает метатекст, т.е. комментарии, которые компенсируют отсутствие зрительной информации. Виртуальное общение происходит в особом пространстве, изолированном, едином и создающимся пользователями - коммуникантами. Виртуальная компьютерная реальность, существующая в момент общения, выступает не только в качестве посредника виртуального общения, но и в силу своей содержательной, пространственно-временной специфики существенно влияет на характер, содержание, средства и приемы общения, что, в конечном счете, воздействует на личность общающегося, значительно изменяя ее.

В заключение указывается, что то внимание, которое уделяют исследователи сетевому общению в контексте виртуальной реальности, какова бы ни была их методологическая ориентация, - показатель взаимопроникновения различных пластов культуры и нарастающей сложности и противоречивости современного социокультурного пространства.

Общей задачей четвертой главы «Воздействие виртуальной реальности на социокультурное пространство современного общества» является определение тех тенденций и форм социальных трансформаций, которые набирают силу в современном обществе как следствие влияния виртуальной реальности. В русле предложенного видения социального пространства заостряется внимание на анализе изменений, происходящих в социальной структуре общества, в политической системе и, соответственно, в сфере отношений, которые там складываются, в области культуры и массового сознания.

В первом параграфе «Тенденции и формы социальных трансформаций» виртуальная реальность представлена как та сфера, которая по сути является единой, всеобщей и универсальной в плане взаимодействия с ней и в ней, что объективно усиливает разнообразные тенденции в развитии социума как на локальном, так и на глобальном уровне. В информационном обществе центр социальной значимости капитала перемещается в область информации и знания, которые, благодаря формированию виртуального сетевого пространства, приобретают высокую степень демократичности по отношению к рядовым членам общества и предопределяют переструктурирование социальной сферы.

В будущем обществе, которое уже формируется сегодня, сохраняется социальная иерархия и система социального неравенства, однако профиль социальной структуры общества, содержание ее элементов существенно меняются. В силу этого сохраняются социальные межслоевые противоречия и возможность социального конфликта, прежде всего по причине информационного неравенства. Сам конфликт в момент его обострения частично может канализироваться через виртуальное пространство Сети. В этой связи особо можно указать на формирование новых социальных групп, которые профессионально связаны с постоянно протекающими в обществе информационными процессами.

загрузка...