Delist.ru

Виртуальная реальность в современной социальной ситуации (30.01.2008)

Автор: Бондаренко Тамара Алексеевна

1. Отслежено развитие идеи виртуальности в истории философской мысли и на базе этого определена перспектива изменения статуса понятия виртуального в области философского знания и вероятный выход его на категориальный уровень.

2. Произведена реконструкция понятия «виртуальная реальность», в результате чего она определена как символическая по сути, объективно и актуально существующая реальность, носящая порожденный, заданный и высоко динамичный характер и позволяющая активно взаимодействовать с собой. В имеющихся исследованиях по данному вопросу факт взаимодействия лишь констатируется, но нет содержательного наполнения приведенной части дефиниции. Авторское видение содержания этого понятия строится на несводимости его только к манипуляциям в рамках виртуальной реальности, а предполагает понимать его как процесс взаимодействия с обществом, культурой и отдельной личностью.

3. Представлено видение современного общества на основе экспликации основных понятий постмодерна, таких как плюрализм, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, отстраненность, трансформность, с целью определения значения и последствий влияния виртуальной реальности на современное общество в плане видения направлений его дальнейшего развития.

4. В качестве результата проведенного социально-философского анализа виртуального определен онтологический статус виртуальной реальности, заключающийся в сочетании материального и идеального, одновременной объективности и субъективности, вторичности по отношению к реальной реальности. А также выявлена роль социокультурного контекста, знаково-символических и смыслообразующих структур в конструировании компьютерной виртуальной реальности как ведущей формы данности виртуального.

5. Как результат рассмотрения процесса развития системы «человек – техника» вплоть до появления ее последней формы «человек – компьютер» выявлено, что в рамках этой системы в условиях воссоздаваемой виртуальной реальности на базе символьного по сути языка создаются предпосылки для новой формы бытия человека – его виртуального бытия.

6. В результате анализа всемирной сети Интернет как социокультурного явления выявлено, что в ее рамках создается определенное пространство, виртуальное по сути, то есть сочетающее объективное, субъективное, реальное и идеальное, в котором человек, будучи пользователем Сети, получает возможность находиться в виртуальной реальности, которая в данный конкретный момент выступает в качестве внешней для человека среды, а также конструировать эту среду, налагая печать собственной субъективности.

7. Показано, что виртуальная реальность, создаваемая в рамках всемирной Сети, выступает транзитивным полем многовекторной коммуникации и является для человека качественно новой, конструируемой им же средой обитания, влияние которой носит активный, преобразующий характер как по отношению к участникам коммуникации, так и по отношению к обществу. Особо отметим, что усиливающееся влияние виртуальной реальности приводит к тому, что виртуальная коммуникация выступает отдельным видом социальной коммуникации современного общества, но в то же время современная социальная коммуникация во все большей степени становится виртуальной и по сути, и по форме.

8. Определено, что виртуальная реальность в рамках сетевого виртуального пространства формирует качественно новое по своим содержательным характеристикам общение, которое по форме, технологии и средствам можно обозначить как виртуальное общение, выступающее самостоятельным по сравнению с реальным социальным общением и изменяющее последнее.

9. В результате рассмотрения процессов взаимодействия виртуальной реальности с социальным пространством общества определены следующие основные тенденции социальных трансформаций. Это усиление процессов глобализации за счет формирования единого виртуального пространства, которое носит всеобщий, неделимый характер и тем самым обеспечивает складывание глобальных социально-политических образований. Это размывание социальной структуры общества и формирование новых социальных групп, положение которых зависит от их отношения к интеллектуальной и информационной собственности, от опыта поведения и от положения в рамках сетевого виртуального пространства. Это ослабление социальной напряженности за счет выполнения виртуальной реальностью функции сброса негативной социальной энергии. Это появление новых возможностей функционирования власти и политического участия через сетевое виртуальное пространство.

10. На основе анализа социокультурных процессов, протекающих в современном обществе, отслежено, что в рамках информационного общества под влиянием виртуальной реальности происходит переструктурирование системы ценностей и формирование новых ее элементов, сущность которых связана с выражением человеческих эгоцентрических начал. В общей иерархии ценностей на высокий уровень стремительно поднимается ценность качества жизни, понимаемого в том числе и как возможность разнообразия переживаний и эмоциональных накоплений, а погоня за эмоционально насыщенными переживаниями перемещается из реального мира в мир виртуальный, в котором достижение поставленной цели не зависит от социального статуса и материальных возможностей человека, что превращает виртуальную реальность в абсолютно необходимую составляющую жизни. Установлено, что на фоне усиления влияния виртуальной реальности на систему культуры более явно проступают черты архаической культуры и нарастает тенденция архаизации сознания, что проявляется в примитивности, упрощенности, схематичности поведения личности сначала в виртуальном, а затем и в реальном социальном пространстве.

11. В современном обществе просматривается нарастание тенденции увеличения влияния виртуальной реальности на массовое сознание в рамках масс-медийного и глобального сетевого виртуального пространства. Установлено, что это влияние, осуществляемое через взаимодействие информационной и знаниевой составляющих, усиливается по мере увеличения информационной доли виртуального пространства, так как массовый человек как представитель массы выступает некритическим, несистемным, ситуативным потребителем самой разнообразной информации, которая все чаще утрачивает связь с реальностью и превращается в информацию без содержания.

12. На основе рассмотрения влияния виртуальной реальности на сознание человека в контексте их взаимодействия показано, что человек, создавший мир артефактов и вынужденный жить в этом порожденном мире, впадает во все большую степень зависимости от него; будучи встроенным в технологические и информационные процессы, человек все меньше оказывается способным влиять на их ход, но все больше начинает подчиняться законам их развития. Трансформации сознания личности носят системный в рамках личности характер и охватывают все структурные элементы личности и уровни ее сознания.

13. Рассмотрены направления влияния виртуальной реальности на личность современного общества на основе деятельностного подхода. Определено, что изменения в рамках личности носят системный, глобальный и изменчивый характер и происходят в направлении от сетевой к виртуальной личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Идея виртуальности, имеющая давнюю историю и определенные философские традиции ее представления, в рамках современного философского дискурса обрела свое оформление в виде целого ряда понятий: виртуальные объекты, виртуальное пространство, виртуальная деятельность и др. Понятие виртуальной реальности, входящее в число означенных выше, является относительно новым, спорным, неоднозначным. Оно может выступать как лексема, метафора, символ, термин. Следовательно, для его корректного понимания и использования говорить о виртуальности следует только контекстуально, ибо в различных контекстах это понятие будет звучать по-разному, наполняясь специфическим для данного контекста содержанием. Понятие виртуальности на данном этапе переходит на новый, категориальный уровень, так как выступает одним из объясняющих и системообразующих понятий современной философии, без которого, как это показано в работе, невозможно понять и объяснить многие социальные и культурные процессы, происходящие в обществе.

2. Как результат реконструкции понятия виртуальной реальности она определена как символическая по сути, объективно и актуально существующая реальность, носящая порожденный, заданный и высоко динамичный характер и позволяющая активно взаимодействовать с собой. Виртуальная реальность, являясь по существу символической, искусственной, одновременно выступает составной частью объективной реальности, в рамках которой она формируется и существует. Следовательно, виртуальная реальность активно взаимодействует с социокультурным пространством общества. Это взаимодействие осуществляется на социальном и индивидуальном уровнях и во всех сферах социальной жизни: в экономической, социальной, политической, культурной, личностной.

3. Для всесторонней характеристики современного общества можно использовать исходные понятия и принципы постмодернизма, такие как плюрализм, многообразие, изменчивость, трансформность. В работе показано, что плюрализм и многообразие - это не просто характеристика современного общества, это условие его функционирования, форма существования, ресурс развития и инструмент всех преобразований. Однако эта же черта – многообразие – делает общество в такой степени динамичным, что оно попадает во все большее состояние неустойчивости, подвижности и изменчивости, что свидетельствует о складывании в обществе тенденции к фрагментарности. Виртуальная реальность в данном случае выступает мощным фактором, усиливающим и одновременно обеспечивающим это многообразие. В социальном пространстве одновременно сосуществуют традиционные, перспективные и анахроничные социальные формы, которые, меняясь, окончательно теряют свою устойчивость, приобретая неопределенность как ближайшей, так и дальнейшей перспективы.

4. Исследование многообразных явлений виртуального позволяет истолковывать виртуальное как способ бытия, отличный как от реального, так и от идеального, вбирающий в себя своеобразное сочетание и первого, и второго. Виртуальное, обнаруживающее себя в окружающем предметном мире, предстает, в частности, в виде высокотехнологичных предметов, которые не имеют окончательной оформленности и для человека в определенном смысле остаются незавершенными и лишь потенциально содержат возможность своего окончательного определения. Таким образом, идеальное переходит в виртуальное и становится неотъемлемой частью материального, часть которого завуалирована в виртуальном. Виртуальная реальность, являясь по сути символической реальностью, представляет уникальный феномен, сочетающий в себе оба мира существования человека: мир вещный, материальный, объективный и мир информационный, мир знания, представлений и смыслов. Именно поэтому виртуальная реальность претендует на особый статус в рамках современного общества, в котором созданы необходимые технологии воспроизводства виртуальной реальности.

5. Современная система «человек – техника» предстает в виде «человек – компьютер» и в отличие от прежних вариантов имеет целый ряд специфических особенностей. Уже отмечалось, что компьютер выступает не механическим придатком человека и даже не его заменителем в плане осуществления коммуникации, своего рода дубликатом с большими возможностями по сравнению с самим человеком. Если говорить о компьютере в широком смысле слова, то есть имея в виду всю систему обеспечения, которая реализует возможность создания виртуальной реальности, то он изменяет статус человека в этой системе, да и статус самой технической составляющей также меняется. Только в рамках системы «человек – компьютер» становится возможным для человека выступить в роли творца специфического мира, наполненного определенными образами, а самому выступать одним из этих образов, погружаясь в мир виртуального. Таким образом, виртуальность выступает атрибутом этой системы. А так как и человек, и компьютер являются составляющими материального мира, природного и артефактного, то все, что возникает в рамках указанной системы, также воспринимается скорее как реальное, нежели виртуальное. В функционировании данной системы происходит гипостазирование за счет тиражирования образов реального мира, что приводит к потере грани между реальным и виртуальным, что в конечном счете создает условия для складывания новой формы бытия человека – его виртуального бытия.

6. В рамках всемирной Сети создается наиболее доступный всем, обладающий объективностью и воспринимаемый субъективно виртуальный мир как самый распространенный вид виртуальной реальности, рассматривая который мы можем отследить процессы взаимодействия и взаимовлияния виртуальной и реальной реальности. Виртуальная реальность органично встроена в объективную реальность и предстает в виде системы понятий, системы образов и смыслов, культурных норм, гипертекстов, виртуально оправданных действий и так далее, также носящих двойственный характер. Таким образом, виртуальная реальность имеет особые формы данности, среди которых наиболее распространенной и доступной является сетевая виртуальная реальность. Рассматривая Сеть как явление социокультурное, следует отметить двойственную сущность Сети: одновременно она и объективна, так как имеет свою техническую базу и физически фиксируемые параметры функционирования, и в то же время предельно субъективна. Эта двойственность определяет значительность преобразующего влияния виртуальной среды на общество практически на всех его уровнях, и на личность в том числе. Виртуальный мир в рамках сетевого пространства есть динамическая система, требующая от человека, входящего в него, определенной степени подготовленности, освоения культуры этого мира, которая выступает как киберкультура. Можно сказать, что это субкультура планетарного социума, она обладает рядом специфических характеристик: общим языком, системой кодов, позволяющих перемещаться и взаимодействовать в этом пространстве, системой норм и правил нахождения, взаимодействия в Сети.

7. Каждая эпоха отличается от предыдущих способом социально значимых форм коммуникации. С появлением компьютера, а затем и всемирной компьютерной сети Интернет складывается принципиально новая форма коммуникации, сущность которой заключается в том, что она не просто убыстряет коммуникацию или облегчает протекание ее процесса, или устраняет пространственно-временные сложности, на что уже указывалось целым рядом авторов. Новая форма предполагает принципиально иную организацию коммуникации, в которую потенциально может быть вовлечено все человечество. Следовательно, такие условия протекания коммуникации, как пространство, время, предметная наполненность среды коммуникации, утрачивают свое первостепенное значение, во многом упрощая и делая доступным участие в социальной коммуникации. Виртуальная реальность, создаваемая в рамках всемирной Сети, являясь одновременно пространством и условием многовекторной коммуникации, постоянно находится в транзитивном поле взаимодействия и выступает для человека в качестве новой, творимой им же среды.

Виртуальная коммуникация выполняет те же функции, что и реальная коммуникация, однако соотношение этих функций существенно отличается в направлении выделения особого значения функции селективной и гедонистической, что сказывается на влиянии виртуальной коммуникации через содержание самой виртуальной реальности на коммуниканта. Виртуальная коммуникация выступает не отдельным, а параллельным видом социальной коммуникации, в то время как реальная коммуникация становится во все большей степени виртуальной и по сути, и по форме.

8. В русле традиционного подхода мы определяем общение как один из видов социальной деятельности людей. Виртуальная реальность формирует качественно новое по своим содержательным характеристикам общение. Так, виртуальное общение не включает этап визуального контакта вообще или создает имитацию такого контакта, заменяя непосредственное восприятие человека видением его символического компьютерного образа. Сам участник общения посредством виртуальной реальности получает возможность создавать собственной образ для его предъявления в процессе общения, причем этот образ обладает трансформностью, сверхдинамичностью, так как может меняться многократно в процессе общения. Кроме того, он обладает способностью, порождаемой также виртуальной реальностью, к преумножению, причем эта способность является следствием полиидентичности, возникающей как результат влияния виртуальной реальности на личность и появляющееся вследствие этого состояние бифуркации личности.

Сетевое общение – относительно новая форма общения, в значительно меньшей степени подверженная ритуализации, традициям и т.д. Именно поэтому отсутствует императивный характер норм сетевого общения, а человеку свойственна высокая степень вариабельности поведенческих и технологических приемов, благодаря которым происходит селекция паттернов сетевого поведения, а также значительно расширяются рамки креативных возможностей человека в плане самоконструирования и самопрезентации в виде полуреальных образов, содержательно встроенных в виртуальную реальность.

9. Виртуальная реальность, взаимодействуя с социальным пространством общества, определяет следующие основные тенденции социальных трансформаций. Это усиление процессов глобализации за счет формирования единого виртуального пространства, которое носит всеобщий, неделимый характер и тем самым обеспечивает складывание глобальных социально-политических образований. Это размывание социальной структуры общества и формирование новых социальных групп, положение которых зависит от их отношения к интеллектуальной и информационной собственности, от опыта поведения и от положения в рамках сетевого виртуального пространства. Это ослабление социальной напряженности за счет выполнения виртуальной реальностью функции сброса негативной социальной энергии. Это появление новых возможностей функционирования власти и политического участия через сетевое виртуальное пространство. Влияние виртуальной реальности приводит к расширению политического поля, устранению его ограниченности и разграниченности, меняет характер и формы отношений в рамках политической системы. Формируется многосторонняя коммуникация, реальное осуществление которой, проходящее с высочайшей скоростью, придает импульсивность политическим процессам, меняет формы политического участия, усиливая их автономность, нестабильность и периодичность протекания. Практически все политические процессы в современном обществе можно рассматривать сквозь призму противоречия между демократическим потенциалом, создаваемым информационными технологиями, воплощенными, прежде всего, в формировании политического Интернет-пространства, и уникальными возможностями манипулирования массовым сознанием, причем создаются эти возможности теми же техническими достижениями. Подтверждением этого является обретение СМИ иного общественного статуса, заключающегося в выдвижении на первые политические позиции в плане влияния на реальную политику, которая во все большей степени обретает сценарный характер.

10. В развитии общества складываются периоды, в которые происходит «возмущение» элементов основных уровней культуры и формируется симбиотический уровень, сущность которого в сочетании несочетаемого. Усиливающееся влияние виртуальной реальности приводит к разрастанию этого симбиотического слоя культуры, а также к его экспансии во все традиционные слои и типы культур.

Виртуальная реальность, обладающая такими существенными характеристиками, как динамичность, изменчивость, взаимодействуя с обществом, приводит к принципиальным изменениям темпов культурных трансформаций, которые происходят также с нарастающей быстротой. Многовекторна также и направленность культурных трансформаций, которые затрагивают не только базовые сферы культуры, но и касаются множества тех мелочей, которые составляют повседневную жизнь людей. Виртуальная реальность, становящаяся неотъемлемой частью человеческой жизни, не только участвует в освоении человеком традиционной культуры, отраженной через содержание виртуальной реальности, но посредством виртуальной коммуникации и общения влияет на формирование новой культуры, регулирующей и определяющей поведение людей в виртуальном пространстве.

Виртуальная реальность становится посредником в отношениях человека с окружающим миром, а часто и заменяет его, становясь исключительной средой человеческого бытия, вследствие чего личность приобретает большую степень свободы, которую она реализует в условиях виртуальной реальности. Содержательно меняется индивидуальный нормативный поведенческий набор, который определяет содержание и форму социального поведения. Этот набор часто носит весьма противоречивый характер, так как включает нормы и установки, часть из которых действует исключительно в рамках виртуальной реальности, а другая – в условиях реального социального бытия. Это смешение выступает проявлением культурной трансформации нормативного уровня.

Виртуальная реальность, сама являясь результатом человеческой деятельности и сознания, существенно влияет на процесс его формирования, по-новому расставляет акценты в его составляющих, приводя к существенным изменениям и деформациям. Под влиянием виртуальной реальности происходят структурные сдвиги в рамках сознания. Меняются параметры протекания психических процессов, появляются содержательно новые состояния сознания, что в конечном итоге предопределяет формирование нового образа окружающего мира. Пребывание в виртуальной реальности для человека может привести к смешению реального и нереального, объективного и субъективного, то есть результативный образ внешнего мира носит смешанный, диффузный характер, что приводит к возникновению нетипичных для реальной социальной действительности поведенческих проявлений.

12. Являющееся сложной системой сознание претерпевает не только внутреннее переструктурирование, но и реагирует на воздействие виртуальной реальности как единое целое, что позволяет говорить о необратимых трансформациях или даже мутациях сознания. Последствия влияния виртуальной реальности, безусловно, носят амбивалентный характер, причем амбивалентно как само влияние, так и содержание вытекающих из этого трансформаций. Главными и наиболее существенными направлениями трансформаций сознания являются: редуцируемый характер воспринимаемого окружающего мира и схематичность, упрощенность и фрагментарность представлений о нем; инфозависимость, предопределяющая снижение мировоззренческой и поведенческой автономии личности; кризисные явления в рамках самосознания, связанные с бифуркациями и полиидентичностью личности. Информационный взрыв, сферой распространения которого является прежде всего виртуальная компьютерная реальность на фоне избыточного объема информации и высокой степени ее интенсивности, порождает кризис недопонимания, проявляющийся как в форме искаженного видения мира, так и в форме ограниченного понимания человека человеком.

13. Виртуальная реальность обладает многовекторным факторным потенциалом по отношению к личности, вследствие чего в условиях виртуальной реальности личность претерпевает существенные трансформации. Для реконструкции процесса социальных трансформаций личности необходимы следующие понятия: «виртуализированная личность», «сетевая личность» и «виртуальная личность». Эти понятия являются одноуровневыми, но не дублирующими друг друга и обеспечивают корректное понимание современной личности.

Сетевая личность – это личность в личности, т.е. это та составляющая реальной личности, которая формируется под воздействием виртуальной реальности и обеспечивает эффективное взаимодействие в виртуальном пространстве и психологически комфортное состояние пребывания в нем в момент виртуальной активности. За счет единства реальной и сетевой личности в рамках как социального, так и виртуального пространства происходит процесс виртуализации личности. Этот процесс двусторонний, так как включает взаимное влияние двух составляющих личности. Его следствием выступает появление виртуальной личности. Виртуальная личность – это порождение виртуальной реальности, продуцированной современной компьютерной техникой, с одной стороны, а с другой стороны,- это плод сознания человека. Виртуальная личность бестелесна, символична, множественна, обладает именной означенностью и некоторыми признаками субъекта, например, относительной автономностью действий в виртуальной среде. В силу этих свойств виртуальная личность, выступая объектом по отношению к реальной личности, обладает влиятельными способностями, которыми объективно наделен субъект деятельности и отношений. Следствием такого влияния выступают личностные деформации.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления в области виртуалистики, понимание процессов виртуализации современного общества, общих проблем личности, ее сознания и самосознания. Материал диссертации может быть использован в научных и учебно-педагогических целях для дополнения соответствующих разделов изучаемых курсов по социальной философии, социологии и психологии личности, а также чтения спецкурсов и факультативов по соответствующей тематике. Основные выводы работы по разделам, касающимся проблем личности и сознания в условиях виртуальной реальности, могут использоваться при формировании основных направлений молодежной политики региона и составлении направлений работы с учащейся молодежью в учебных заведениях различного уровня системы образования.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в монографиях: «Виртуальная реальность: социально-философский анализ» (9, 4 п. л.), «Трансформации личности в условиях виртуальной реальности» (3, 2 п. л.), а также ряде научных тезисов, статей, разделов коллективных монографий общим объемом 15 п. л. Идеи и положения диссертации были апробированы на научных и практических конференциях: «Восток – Запад – Россия» (Ростов-на-Дону, 1993), «Бизнес коммуникации: междисциплинарный подход» (Ростов-на-Дону, 2006), внутривузовской ежегодной научной конференции и др. Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии и культурологии ИППК ЮФУ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих тринадцать параграфов, заключения и списка литературы из 358 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика состояния и степени разработанности проблемы, в связи с чем очерчивается пространство научного интереса диссертанта и определяются цель и задачи диссертационного исследования, формулируется научная новизна и тезисы, выносимые на защиту.

В первой главе «Социально-философский аспект виртуалистики» раскрывается динамика философского дискурса по проблеме виртуального, реконструируется понятие «виртуальная реальность» и приводится авторское видение сущности, содержания данного понятия с точки зрения перспектив его методологического значения для философии.

В первом параграфе «Идея виртуальности в историко-философском дискурсе» обоснованно представлено богатство и давность идеи виртуальности, показано существенное отличие современного философского представления о виртуальности от исторических воззрений. Интерес к идее виртуальности по причине глобальных научно-технических разработок и их внедрения непрерывно нарастает. Складывается новое философское направление – виртуалистика. По определению Н. Носова, это – новый парадигмальный подход, поэтому виртуалистика не соотнесена с какой-либо конкретной проблематикой и имеет дело с объектами, которые не могут быть концептуализированы в рамках классической философской парадигмы. В этом отношении идея виртуальности призвана сыграть значимую роль в объяснении многих социальных перемен, происходящих в мире. Понятие виртуальности предлагает новую парадигму мышления, позволяющую анализировать в единой плоскости реалии, которые относятся к разным типам знания: естественно-научному, гуманитарному, техническому, философскому. Идея виртуальности ведет к пересмотру понятий реальности и существования других онтологических категорий.

Виртуальное не есть мнимое или воображаемое, поскольку не имеется в виду чисто субъективное содержание. Виртуальное не есть несуществующее, просто мы не можем приписать ему традиционно объективное существование. Виртуальное содержание - то, где отсутствует четкое разделение объективного и субъективного плана в понимании, где эти различные содержания перетекают друг в друга, становясь неразличимыми, неотличимыми.

Страницы: 1  2  3  4  5  6