Delist.ru

Виртуальная реальность в современной социальной ситуации (30.01.2008)

Автор: Бондаренко Тамара Алексеевна

Особое место в научном рассмотрении указанной проблематики принадлежит идее применимости виртуального для объяснения реальных социальных процессов, явлений культуры и сознания. Так, О.Е. Баксанский, В.Л. Васюков, А.А. Крушанов, Е.Н. Кучер, Ю.В. Сачков и другие показывают применимость понятия «виртуальный» для объяснения явлений модальной логики, физики, языкознания. Остается неисследованным вопрос о применимости указанного понятия для объяснения и понимания социальных, культурных и гуманитарных актуальных проблем.

Серьезной научной основой для данной работы послужил анализ виртуальной реальности в аспекте функционирования Интернета и современных компьютерных технологий. Можно отметить, что в начале 90-х годов началось изучение Интернета как социального явления. Исследователи отмечали, что в Интернете формируется новая форма коммуникации, обладающая своими специфическими характеристиками. В трудах Р.Ф. Абдеева, А.И. Берга, А.И. Ракитова, В.М. Розина, А.Д. Урсула и других были проанализированы философские проблемы информатики, информации и Интернета. Л.А. Савченко, С.В. Бондаренко рассмотрели особенности коммуникативных отношений в сети Интернет. В работах С.В. Бондаренко рассматривается также и проблематика виртуальных сетевых сообществ, обоснована концепция информационной стратификации и «цифрового неравенства». Большой интерес вызывают теоретические разработки Д.В. Иванова, А.А. Крушанова проблем виртуализации общества и разнообразных социальных явлений, например, системы знаний или глобальных научных парадигм. Так, в понимании Д.В. Иванова виртуализация общества – это симуляция реальности основных социальных институтов, в результате чего сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность.

Проведено исследование виртуальной реальности через анализ межкультурной коммуникации и социального взаимодействия - Д.В. Иванов, В.М. Розин. Уже упоминавшийся С.В. Бондаренко выделяет два способа взаимодействия человека с киберсредой как видом социальной среды: трансформационный и адаптационный. С.А. Борчиков говорит о воздействии современных телекоммуникационных технологий, порождающих виртуальную реальность, на сознание человека и на социальную организацию, однако подчеркивает неизученность этих процессов. Зарубежные исследователи в гораздо большей степени рассматривали влияние современных технологий и порожденной ими виртуальной реальности на общество, в частности на политическую и социальную его сферы. Так, А. Бард, И. Гроссман, Я. Зодерквист, Р. Инглегарт, Д. Несбит, С. Харнад (S. Harnad), М. Хейм (M. Heim), Ф. Хэммит (F. Hammet) и другие указывают на неизбежные, различные по своему социальному знаку перемены, которые происходят и еще произойдут под воздействием виртуальной реальности, в частности, того ее вида, который существует в рамках Интернет-коммуникации.

Целый ряд ученых в той или иной степени рассматривают виртуальную реальность как пространство для искусства, художественного творчества и развития креативности личности или же как само искусство в жизни человека: А.В. Алексеева, В.В. Бычков, Ю.Г. Волков, Н.Б. Маньковская, В.В. Моторин, А.М. Орлов, В.С. Поликарпов и другие.

Одно из самых разработанных направлений - это изучение виртуальной реальности как психологического феномена. Именно оно положило начало отечественным исследованиям виртуальной реальности. В 1994 г. вышла фундаментальная монография Н.А. Носова «Психологические виртуальные реальности», в которой были обозначены основные проблемы и направления дальнейших исследований виртуальной реальности в аспекте психологии. Эта работа стала одной из первых в мире, где автор, руководивший Центром виртуалистики Института человека РАН, разрабатывал новый парадигмальный подход к явлениям действительности, обозначенный им как виртуалистика – научный комплекс, предназначенный для исследования виртуального. Виртуальная психология, внося свой вклад, включает в себя три блока: теоретические модели, эмпирические феномены, практические методы. Н.А. Носов и его последователи рассматривают вопросы экзистенции, воображения, рефлексии, измененных состояний сознания, виртуальной зависимости. Все это нашло отражение в работах С.Х. Асадуллиной, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, В.Е. Лепского, Т.Э. Мариносяна и других. Однако теоретическая позиция Н.А. Носова неоднозначна, а сама гипотеза противоречива, изобилует множеством авторских терминов, использование которых не всегда оправданно, и носит, скорее, описательный характер.

Помимо общего подхода к видению виртуальной реальности, различные ее аспекты рассматривались в статьях философов, социологов и культурологов В.С. Бабенко, О.И. Генисаретского, А.В. Говорунова, Н.Э. Гронской, В.В. Кравченко, В.Н. Поруса, А.И. Ракитова, В.М. Розина, Т.В. Филипповой, И.В. Эйдмана, А.В. Юхвида, Р.Г. Яновского и других.

Однако виртуальная реальность в ее социально-философском аспекте исследована явно недостаточно. Практически отсутствуют разработки в области общей теории и методологии исследования феномена виртуальной реальности. Кроме упомянутых есть еще немало вопросов, которые остаются дискуссионными и категориально не проработанными.

Так, научного осмысления требует целый комплекс проблем, связанных с формированием нового типа общества – информационного, в рамках которого виртуальная реальность обретает качественно новый статус атрибута этого общества. А так как новое общество находится в стадии становления, то и конкретные формирующие процессы обладают некоторой содержательной и векторной неопределенностью, их исследование представляет огромный интерес для науки.

На современном этапе развития личности появляются новые формы жизнедеятельности человека, часть из которых порождена существованием всемирной сети – Интернетом и его возможностями создавать виртуальный мир. Поэтому исследование этих форм, их влияния на сознание и поведение человека приобретает актуальное значение.

Научный интерес представляет отслеживание характера изменения содержания понятия «виртуальная реальность». Это изменение как следствие глубочайших социальных и технологических преобразований, выделение новых всепроникающих способностей виртуальной реальности позволяет ставить вопрос о претензии обрести категориальный статус.

Анализа требует и расшифровка факторного потенциала виртуальной реальности, проявляющегося в процессе влияния на все стороны жизни общества, его культуру, поведение каждого отдельного человека.

Таким образом, анализ преобразующих возможностей виртуальной реальности, исследование ее влияния на человека, на социальные образования, на общество в целом, на его культуру, а также осмысление основных направлений оказываемого влияния на общество – это неразработанная область знания, так как в такой постановке эта проблема не изучалась. Тема диссертационного исследования носит проблемный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данного исследования. Однако постановка цели требует некоторых разъяснений. Имея в виду сложность и многогранность проблемы, автор достаточно четко очерчивает сферу своих научных интересов и задач, что объясняет как рубрикацию работы, так и выбор привлекаемого для работы материала. Так, в работе не предполагается рассматривать разнообразные формы виртуальной реальности и их специфические характеристики, влияние виртуальной реальности на экономическую сферу жизни общества и активно разворачивающуюся в связи с этим коммуникацию в виртуальном компьютерном пространстве. Автором не ставится задача исследования поля или пространства культуры информационного общества, а только анализ взаимодействия социального и культурного пространства с виртуальным миром. Некоторые аспекты социальной жизни, социальных проблем личности затрагиваются только в русле видения их взаимного с виртуальной реальностью влияния.

Цель исследования состоит в выявлении наиболее значимых направлений взаимодействия виртуальной реальности и социума, в частности социальной и политической его сфер, культуры общества, а также отдельной личности.

В соответствии с заявленной целью исследования ставятся следующие задачи:

- проследить развитие идеи виртуальности в истории философской мысли;

- реконструировать понятие виртуальной реальности в русле как сложившихся традиций философского дискурса, так и философских новаций;

- дать характеристику современному обществу с точки зрения определения характерных черт проявления генезиса информационного общества, существенным атрибутом которого является виртуальная реальность;

- выявить онтологические аспекты виртуального в рамках современного, быстро меняющегося социума;

- показать специфику виртуальной реальности в системе взаимодействия «человек – техника»;

- дать характеристику Интернета как массового и доступного средства конструирования виртуальной реальности и взаимодействия с ней;

- провести социально-философский анализ виртуальной коммуникации;

- раскрыть особенности виртуальной реальности в контексте сетевого общения;

- определить тенденции социальных трансформаций как результат влияния виртуальной реальности;

- отследить характер и формы культурных сдвигов информационного общества, вызванные воздействием виртуальной реальности;

- показать возможности виртуальной реальности в плане ее воздействия на массовое сознание;

- выявить и охарактеризовать направления и формы трансформации сознания личности в условиях виртуальной реальности;

- рассмотреть влияние виртуальной реальности на личность и раскрыть направления трансформаций личности в условиях этого влияния.

Объект исследования - виртуальная реальность в контексте социокультурных процессов современного социума.

Предмет исследования – направления и последствия влияния виртуальной реальности на современное общество.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы социальной философии как трансдисциплинарной научной дисциплины, обеспечивающей метатеоретическое обобщение результатов частных научных исследований. Выбранная модель трансдисциплинарного характера, являясь синтетической по сути, ориентирована на изучение сложных объектов и позволяет использовать принципы и традиции классики, в частности диалектический подход к осмыслению инновационных социальных процессов, порожденных влиянием виртуальной реальности, а также концепты, принципы, методики философского знания его постклассического периода. Работа демонстрирует пример отказа от линейного мышления, классического детерменизма и попытку представить систему разного рода реальностей в духе синергетического представления систем. Модель обеспечивает реализацию комбинации разнообразных подходов, конструктов, теоретических установок при исследовании указанного объекта. Она делает возможным использование разработок, предложенных различными отраслями знаний: философией, социологией, политологией, психологией и другими, - необходимых для исследования философских аспектов виртуальной реальности.

При решении задач описательного и реконструктивного характера, когда рассматриваются исторические подходы и изменения в содержании виртуального и виртуальности, за основу берется принцип единства исторического и логического, формального и содержательного, а также осуществляется процесс восхождения от абстрактного к конкретному.

Для выявления сущности виртуальной реальности, ее онтологического статуса в рамках информационного общества использованы теоретические концепты, сформировавшиеся в рамках постструктурализма, постмодернизма и синергетики. Так, характеристика порожденных социокультурных процессов, их анализ и понимание даются при опоре на теоретические посылы Ж.Делеза и Ж.Бодрийяра с использованием понятия симулякра для толкования знака, обретающего свое собственное бытие. Для определения процессов, протекающих в рамках виртуального пространства, используется идея У.Эко о «плодотворности беспорядка» и созидательной силе хаоса.

Задачи анализа сетевого общения решаются в работе на основе использования метода символического интеракционизма с учетом принципа системности и обратной связи, а также при опоре на идеи Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Г. Дебора и др. Изменения социальной и политической сфер, культурных сдвигов, складывающихся как результат воздействия виртуальной реальности, исследуются на основе сравнительного анализа, а проявление указанных изменений рассматривается в русле феноменологии. Используется также идея

Н. Лумана о том, что общество есть универсальная система, охватывающая все социальные реальности и имеющая в своем основании коммуникацию.

Особо сложной задачей является фиксация и обоснование трансформаций сознания на его общественном и индивидуальном уровнях. Для реализации этой задачи автор исходит из деятельностного принципа с учетом принципа обратной связи и оприается на идеи Л.С. Выготского, Ю.В. Громыко, А.Н. Леонтьева, В.В. Налимова, Ч. Тарта и др.

Характеристика современного общества, а также перспектив и направлений его развития, обоснование сущности общества как информационного дается на базе концепций постиндустриального, информационного, сетевого, постэкономического обществ. В этой связи использованы идеи Д. Белла, В.Л. Иноземцева, М. Кастельса, К. Поппера, Э. Тоффлера, В.Г. Федотовой и др.

При решении задач, связанных с рассмотрением направлений и содержания социокультурных последствий влияния виртуальной реальности, теоретико-методологическую роль сыграли идеи А. Барда, Я. Зодерквиста, Р. Инглегарта, Т. Сакайя, С. Хантингтона и др.

В ходе исследования столь многомерного и внутренне сложного явления, как виртуальная реальность, используются методы научного обобщения, сравнения, анализа. В рамках диссертационного исследования проведенный социально-философский анализ виртуальной реальности осуществлен с учетом теоретических позиций и методик, предложенных Н.Носовым и его последователями в русле виртуалистики.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующих положениях:

загрузка...