Delist.ru

Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке (30.01.2008)

Автор: Белякова Галина Владимировна

Объектом исследования являются производные существительные с локативным значением, образованные суффиксальным способом.

Предметом исследования стали внутренняя организация СК суффиксальных локативных существительных и особенности лексикографирования суффиксальных nomina loci.

Гипотеза исследования. СК суффиксальных локативных существительных, участвуя в вербализации пространственных отношений, является одним из базовых элементов деривационной системы современного русского языка. СК суффиксальных локативных существительных определяет специфику словообразовательной структуры входящих в её состав имён существительных, обусловливает закономерности сочетаемости производящих основ и суффиксов при образовании суффиксальных nomina loci. СК как единица исследования обладает ярким прогнозирующим свойством, позволяющим определить деривационный потенциал СК, который зависит не только от существующих закономерностей сочетаемости компонентов словообразовательного акта, но и от степени реализованности данной комплексной единицы, от востребованности производных с заданным словообразовательным значением. Исследование внутренней организации СК позволит выработать алгоритм толкования дериватов с общим словообразовательным значением.

Цель исследования – выявить закономерности организации СК суффиксальных локативных существительных в современном русском языке.

Достижение поставленной цели определило конкретные задачи исследования:

1) разработать теоретические основы определения статуса СК в деривационной системе русского языка и выработать основные принципы описания данной комплексной единицы;

2) определить границы СК суффиксальных nomina loci и состав формирующих её словообразовательных типов;

3) охарактеризовать компоненты СК суффиксальных локативных существительных;

4) выявить закономерности сочетаемости производящих основ и суффиксов при образовании дериватов, а также ограничения в образовании суффиксальных nomina loci в рамках анализируемой СК;

5) разработать методику описания СК с позиций исчислительно-объяснительного подхода, показать его эвристические возможности;

6) в свете потребностей современной теории и практики лексикографии разработать принципы создания толково-словообразовательного словаря суффиксальных локативных существительных.

Основными источниками исследования являются лингвистические словари русского языка – толковые, неологические, исторические, словообразовательные, морфемные, словари иностранных слов и др. Второй составляющей источниковой базы стали тексты различных стилей. Всё это обеспечило несомненную репрезентативность исследования.

Материал для исследования составляют суффиксальные nomina loci (более 1400 единиц), абсолютное большинство которых активно употребляется в современной русской речи и пополняет лексические средства выражения пространственных отношений в русском языке. В качестве дополнительного материала привлекались непроизводные существительные со значением места; локативы, образованные иными способами, а также суффиксальные nomina loci, относящиеся к устаревшей лексике. Всего авторская картотека содержит более 3000 нарицательных существительных, извлечённых из указанных выше источников методом сплошной выборки.

Методологической основой диссертационного исследования служат общефилософские категории, принципы и понятия, адаптированные нами к когнитивно-дериватологическому исследованию.

1. Соотносительные категории возможности и действительности. Категория действительности – объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности – в широком смысле представляет собой совокупность всех реализованных деривационных возможностей СК. Возможность понимается как объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Наиболее значимым для данного исследования является различение абстрактной (формальной) и реальной (конкретной) возможности. Первая позволяет выдвинуть и обосновать идею виртуальных субкатегорий. Вторая, скрытая в действительности, при определённых условиях становится новой действительностью и позволяет смоделировать потенциальные субкатегории.

2. Понятие вероятности, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определённых условиях. Исчислительно-объяснительное исследование СК опирается на статистическую концепцию вероятности, в основе которой лежат реальные наблюдения над появлением новых nomina loci в процессе рассмотрения фрагмента пространственного мира в регулярно повторяющихся условиях.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные служит методологической основой изучения проблемы конкуренции между словообразовательными типами, составляющими СК, а также при исследовании когнитивно-деривационного потенциала СК.

4. Категория единичного и особенного служит методологическим принципом при установлении иерархической зависимости словообразовательных единиц. В процессе порождения СК противоположности в словопроизводстве общего и единичного снижаются, преодолеваются признаки особенного, которые выражают общее в процессе его реального, единичного воплощения в деривате, а единичное – в его единстве с общим.

5. Закон отрицания отрицания, суть которого заключается в том, что он, вскрывая «внутренние связи между разными фазами языкового развития, показывает поступательный характер языковых изменений», позволяет выявить продуктивность СК и меру её деривационного потенциала.

Методика исследования. Решение поставленных в работе задач осуществляется средствами разработанного нами когнитивно-деривационного метода исследования СК суффиксальных локативных существительных. Его оригинальность определяют авторская методика исследования суффиксальных локативных существительных и оригинальная конфигурация уже существующих в лингвистике исследовательских приёмов. Необходимость разработки указанного метода была обусловлена уже на ранних этапах исследования закономерностей реализации СК суффиксальных локативных существительных в современном русском языке.

Первый исследовательский шаг – определение объёма понятия суффиксальных локативных существительных и выявление особенностей словообразовательной структуры данных дериватов – обеспечивается такими приёмами, как сбор, наблюдение, сопоставление, обработка, обобщение, типологизация, систематизация и интерпретация производных nomina loci. В основе описания и систематизации собранного материала лежит словообразовательный анализ с использованием приёмов выделения производящей базы и словообразовательного форманта, приёма сопоставления анализируемого слова с аналогичными по словообразовательной структуре словами. Для выявления тенденций образования суффиксальных локативных существительных в работе используется приём количественных подсчётов, позволяющий установить эффективность конкретной реализации анализируемых словообразовательных типов.

На втором этапе исследования использовался исчислительно-объяснительный метод, позволяющий определить степень реализованности анализируемой СК и её когнитивно-деривационный потенциал.

Осуществлению третьего этапа способствовало применение метода лингвистического прогнозирования, предполагающего, в частности, использование таких приёмов, как приём элементарной статистики (количественных подсчётов дериватов) и приём оценки конкретной реализации анализируемой СК, а также метода моделирования, позволяющего обосновать возможности реализации выявленных лакун.

Положения, выносимые на защиту

1. Теоретической и методологической основой комплексного и глубинного описания словообразовательной системы современного русского языка служит понятие словообразовательной категории (СК), представляющей собой медиальный компонент иерархии одноструктурных комплексных единиц системы словообразования. СК локативности является формально-семантической схемой образования производных слов, принадлежащих к одной части речи (имени существительному), имеющих общее словообразовательное значение локативности и образованных одним способом словообразования (суффиксальным). Такое понимание СК способствует наиболее адекватному представлению базовых фрагментов деривационной системы современного русского языка.

2. Строевыми элементами СК локативности являются суффиксальные словообразовательные типы с локативным значением. В рамках СК локативности выделяются формальные субкатегории (в основе выделения – тождество частеречной принадлежности производящих основ) и семантические субкатегории (в основе выделения – тождество частных словообразовательных значений). Компонентами СК являются производящая база, понимаемая как совокупность производящих основ, использующихся для образования дериватов данной СК, словообразовательное значение и морфемарий, понимаемый как совокупность всех деривационных аффиксов, обслуживающих данную СК.

3. Суффиксация является одним из наиболее активных словообразовательных способов вербализации понятия пространства. СК суффиксальных локативных существительных в современном русском языке представлена тремя формальными субкатегориями и десятью основными семантическими субкатегориями.

4. Изучение внутренней организации СК суффиксальных локативных существительных позволяет сделать вывод о степени её лексической реализованности/нереализованности, выявить потенциальные лакуны и возможности их восполнения. СК суффиксальных локативных существительных обладает значительным деривационным потенциалом, хотя уровень её реализованности и «реализуемости» невысок.

5. СК суффиксальных локативных существительных в современном русском языке обладает достаточным (в ряде случаев – даже избыточным) запасом возможностей образования новых производных слов соответствующей словообразовательной структуры, обусловленным обширностью производящей базы (основы слов трёх главных частей речи русского языка), а также богатым и разнообразным морфемарием, включающим аффиксы, значительная часть которых способна образовывать дериваты нескольких субкатегорий.

6. Исследование суффиксальных локативных существительных позволило выявить и устранить недостатки их дефинирования в толковых, толково-словообразовательных и словообразовательных словарях русского языка и предложить свои рекомендации по их лексикографическому представлению, обусловленные прежде всего необходимостью унифицирования дефиниционных конструкций слов одной семантической субкатегории, а также стремлением к использованию в дефиниционных конструкциях производящей базы.

Теоретическая значимость исследования обусловливается когнитивно-деривационной стратегией познания сущности СК. Разработанная теория ориентирована на осмысление специфики разных словообразовательных категорий как комплексных единиц системы словообразования, а также на дальнейшее изучение всей словообразовательной системы русского языка.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём впервые в русском языкознании предпринята попытка комплексного описания конкретной СК, разработаны метод и методика её описания. Новым в диссертации также является авторское обобщение опыта лексикографической репрезентации суффиксальных локативных существительных.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в практике преподавания раздела «Словообразование» курса «Современный русский язык», раздела «Словообразовательные нормы» курса «Русский язык и культура речи», подготовки спецкурсов по проблемам дериватологии и лексикографии, а также в лексикографической практике для разработки унифицированного алгоритма словарных дефиниций по типу СК.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах и сообщениях, обсуждённых на научных форумах:

а) на международных конференциях, симпозиумах, конгрессах: «Информатика. Образование. Экология и здоровье человека» (Астрахань, 2000); «Лингвистическая панорама рубежа веков» (Волгоград, 2000); «Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2002); «Современные контексты культуры: молодёжь в XXI веке» (Астрахань, 2004); «Современная филология в международном пространстве языка и культуры» (Астрахань, 2004); «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2005); «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона» (Астрахань, 2005); «Актуальные проблемы современной лингвистики. Тихоновские чтения» (Елец, 2006); «Динамика и функционирование русского языка: факторы и векторы» (Волгоград, 2007); «Язык и межкультурная коммуникация» (Астрахань, 2007); «Русский язык: Исторические судьбы и современность» (Москва, 2007);

б) на всероссийских конференциях: «Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе» (Астрахань, 2000); «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» (Воронеж, 2006); «Педагогика, лингвистика и информационные технологии» (Елец, 2007);

в) на региональных конференциях: «Актуальные проблемы русского языка» (Челябинск, 2005).

Материалы диссертационного исследования составляли предмет спецкурса по проблемам морфемо- и дериватографии, лекционного курса по словообразованию современного русского языка для студентов филологического факультета Астраханского государственного университета; использовались при разработке курса «Теоретическая лексикография» для магистрантов, обучающихся по направлению «Языковое образование»; при написании учебно-методического пособия «Современный русский язык. Словообразование. Практический курс», при создании «Толково-словообразовательного словаря суффиксальных nomina loci в современном русском языке», а также при итоговом научном редактировании «Учебного словаря русского языка» (главный редактор – доктор филологических наук А.Н. Тихонов, заместитель главного редактора – кандидат филологических наук Г.В. Белякова).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры риторики и культуры речи Астраханского государственного университета.

Основные положения диссертации отражены в 46 публикациях (39,6 п.л.), в том числе: монографии, статьях, материалах и тезисах конференций и симпозиумов, учебно-методических пособиях.

загрузка...