Delist.ru

Методы и модели управления обороными фондами дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования (29.05.2009)

Автор: Милородов Вадим Юрьевич

У = а0 + а1 Х + … + а1 Хn , (1)

где У - доля отдельных видов материальных ресурсов в общей их стоимости; Х – доля отдельных видов ресурсов в общем их количестве.

2) по полученному уравнению в наиболее вероятном диапазоне границ между группами А, В и С с принятой величиной шага переменной Х рассчитываются значения результирующего показателя У, а также его приращения ?У на каждом шаге;

3) по приращениям функции ?У устанавливаются точки, характеризующие скачки в ее изменении (точки перелома), которые могут быть приняты в качестве расчетных границ между рассматриваемыми группами.

Указанные конечные результаты решения создают необходимые предпосылки для постановки и реализации второй задачи, предусматривающей обоснование области рационального применения существующих систем учета и контроля расхода материально-технических ресурсов.

В работе подробно рассмотрены основные виды этих систем (постоянная, периодическая, выборочная) и обоснована область применения в дорожных организациях каждой из них исходя из следующего основополагающего принципа: любые мероприятия по применению более точных методов учета и контроля запасов являются экономически оправданными только тогда, когда достигаемый в результате этого эффект не меньше, чем затраты на осуществление мероприятий.

Управление запасами любых видов материальных ресурсов всегда предполагает установление такой их величины, при которой издержки предприятия на организацию их поставки и хранения были бы минимальными. Однако в реальных условиях обеспечение соблюдения этого требования по разным причинам представляет достаточно трудоемкий процесс, так как формирование запасов происходит под влиянием многих факторов, переменных во времени и пространстве.

В связи с этим в процессе управления производственными запасами предприятий возникает задача определения целесообразности оптимизации запасов в зависимости от конкретных условий их функционирования. В диссертации предложен методический поход к решению этой задачи, позволяющий достаточно просто графически или аналитически оценивать эффективность принимаемых решений по оптимизации производственных запасов материальных ресурсов.

Последняя из рассматриваемых задач первого этапа предполагает обоснование применения наиболее репрезентативных экономико-математических методов определения оптимальной величины производственных запасов для каждой из выделенных однородных групп материально-технических ресурсов в зависимости от конкретных особенностей и условий их формирования и расходования.

Для решения этой задачи в работе выявлены наиболее типичные проблемные ситуации формирования производственных запасов материальных ресурсов, рассмотрены модели их формального описания, методы и примеры решения, а также обоснованы условия и целесообразность их применения в практике деятельности дорожных организаций (табл. 2).

На втором этапе исследуется проблема сокращения объемов незавершенного производства. Указанная проблема имеет особую важность для дорожных организаций, поскольку деятельность многих из них связана с существенными сезонными колебаниями в объемах выполняемых дорожных работ и, следовательно, с высоким уровнем неравномерности производства.

Таблица 2 – Область применения оптимизационных моделей при планировании производственных запасов материальных ресурсов

в дорожных организациях

Наименование оптими-

зационной модели Вид

модели Область применения в дорожных организациях

Классическая модель Статическая, де-

терминированная При небольших отклонениях в спросе на ресурсы

Модель неудовлетво-реннаго спроса Статическая, де-

терминированная При допустимости недопоста-вки ресурсов

Модель с разрывами

цен Статическая, де-

терминированная При возможности получения скидок за заказ ресурсов

Модель постепенного пополнения заказа Статическая, де-

терминированная При одновременном произ-водстве и потреблении материалов

Модель размещения материалов на складах Статическая, де-

терминированная При ограниченных складских площадях

Модель оптимизации заказа Динамическая, де-

терминированная При существенном изменении спроса на ресурсы

Модель определения срока заказа Статическая,

стохастическая При необходимости определе-ния «точки возобновления заказа»

Модель определения величины гарантийного запаса Статическая,

стохастическая При случайном характере потребности в ресурсах или сроков поставки

Модель величины пос-тавки при фиксирован-ном интервале заказа Статическая,

стохастическая При стимулировании одина-ковой периодичности поставок

Однопериодная модель определения величины поставки материалов Статическая,

стохастическая Для материальных ресурсов с ограниченным сроком годнос-ти (а/б и ц/б смеси)

В этих условиях каждая дорожная организация при формировании своей текущей политики в области оборотных фондов всегда стоит перед выбором того, что важнее для нее в конкретной ситуации: обеспечение равномерного ввода в эксплуатацию дорожных объектов (равномерного выполнения работ) или минимизация объемов незавершенного производства.

Одним из возможных методов решения этой задачи, как показано в диссертационной работе, является пообъектное планирование объемов незавершенного производства при формировании производственной программы дорожных организаций на основе предварительно разработанных нормативов заделов строительных и ремонтных дорожных работ.

Третий этап исследований направлен на разработку рекомендации по оптимизации размеров готовой продукции в дорожных организациях, которую, как правило, выпускают входящие в их состав подсобные предприятия. В первую очередь это касается мостостроительных организаций, на балансе которых находятся полигоны и заводы по производству сборных железобетонных конструкций, а также тех дорожных организаций, в составе подсобного производства которых находятся не выделенные на самостоятельный баланс карьеры каменных материалов и камнедробильные заводы или установки.

загрузка...