Методы и модели управления обороными фондами дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования (29.05.2009)
Автор: Милородов Вадим Юрьевич
проанализирована роль оптимального планирования оборотных средств в повышении эффективности функционирования дорожных организаций; исследованы особенности состава и структуры оборотных средств дорожных организаций; определены пути повышения оборачиваемости текущих активов на предприятиях дорожного хозяйства; обоснована область рационального применения экономико-математических методов и моделей управления производственными запасами материалов и дебиторской задолженностью; предложены динамические модели управления запасами готовой продукции дорожных организаций; предложены методы контроля уровня запасов и обоснована область их применения в зависимости от уровня их значимости для дорожных организаций. Объектом исследования являются предприятия по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог и мостов, а предметом исследования - существующие в дорожном хозяйстве системы управления их оборотными активами. Методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам эффективного использования материально-технических ресурсов, экономико-математического моделирования производственных запасов, повышения эффективности функционирования дорожных предприятий. В работе использованы плановые и отчетные материалы о производственно-финансовой деятельности дорожно-эксплуатационных предприятий федерального управления автомобильных дорог «Центральная Россия», мостопоездов и мостоотрядов ОАО «Мостотрест», официальные нормативные и справочные материалы. Решение поставленных в диссертации задач основывалось на методах экономического анализа, корреляционно-регрессионного анализа, а также на экономико-математическом моделировании и компьютерном программировании. Обработка значительной части информации, а также реализация моделей проводилась на ПЭВМ в системе Microsoft Excel. Научная новизна работы состоит в разработке методов оптимального планирования оборотных средств в дорожных организациях. Научной новизной в работе обладают и выносятся на защиту: выявленные особенности состава и структуры оборотных средств дорожных организаций; методы управления размерами производственных запасов и дебиторской задолженностью дорожных организаций; экономико-математические модели планирования запасов готовой продукции на складах подсобных предприятий; методический подход к обоснованию системы учета и контроля запасов материальных ценностей. Практическая ценность. Предложенные в диссертации методы оптимального планирования оборотных средств дорожных организаций рекомендуются для внедрения при разработке планов материально-технического снабжения и финансовых планов дорожных организаций, технико-экономических обоснований размеров производственных запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в дорожных организациях, а также при анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности дорожных предприятий. Разработанные динамические модели управления запасами готовой продукции могут быть использованы для формирования планов и программ ее выпуска в соответствии со спросом на эту продукцию и производственной мощностью подсобных производств дорожных организаций. Предложенные принципы и методы классификации производственных запасов материальных ресурсов могут быть использованы для совершенствования системы их хранения и учета. Практическая ценность диссертации заключается в возможности создания на ее основе методической базы оптимальной организации системы управления всеми видами оборотных активов дорожных организаций. Реализация работы. Научные и практические результаты исследований были использованы в производственных подразделениях ОАО «Мосавтодор и партнеры» при формировании алгоритмов расчета и определении величины производственных запасов основных видов материалов для выполнения работ по строительству автомобильных дорог, а также Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР» при подготовке методических рекомендаций по оптимизации состава и структуры оборотных средств дорожных предприятий и повышению эффективности их использования. Отдельные положения и рекомендации диссертации приняты к использованию в учебном процессе на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ. Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации были доложены и одобрены на технико-экономическом совете Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР» и на 65-67 научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ). Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 5-ти статьях, общим объемом 1,9 п.л. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и содержит 146 страниц компьютерного текста, 15 таблиц, 26 рисунков, библиографию в 103 наименования и приложения на 20 стр. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Оборотные средства (текущие активы) составляют существенную долю всех активов организаций дорожного хозяйства. В настоящее время их величина в зависимости от вида выполняемых ими работ и способов расчета с заказчиками составляет от 20 до 50% от суммы основного и оборотного капитала дорожных предприятий. Так, например, в дорожно-строительных организациях, выполняющих значительные объемы материалоемких работ, они на 15- 20% выше, чем в дорожно-эксплуатационных организациях, занятых на выполнении в основном малообъемных, но, как правило, весьма трудоемких работ по содержанию и текущему ремонту дорожных сооружений (табл.1). В то же время удельный вес оборотных активов мостостроительных организаций в общей их величине в большинстве случае на 5 - 10% меньше, чем в дорожно-строительных, что вызвано более высокими объема незавершенного производства в последних и использованием менее эффективных с точки зрения нормирования оборотных средств систем расчетов за выполненные работы. Средние значения коэффициентов оборачиваемости текущих активов в организациях дорожного хозяйства разного профиля и специализации находятся в довольно широких переделах: от 4,0 до 6,2 – для оборотных средств в целом; от 5,9 до 8,8 – для производственных запасов; от 19,4 до 28,2 – для незавершенного производства; от 10,1 до 28,2 – для дебиторской задолженности. Еще большие колебания имеют место в анализируемой системе показателей эффективности использования оборотных активов внутри каждой группы дорожных организаций. Например, максимальные значения коэффициентов оборачиваемости текущих активов в целом в 2-3 раза Таблица 1 - Характеристика основных показателей наличия и использования оборотных средств дорожных организаций Наименование показателей Величина диапазона изменения показателей по предприятиям Мосто- тельные Дорожные: тельные ремонт- ные эксплуа- тационные Годовой объем работ соб-ственными силами, млн. руб. 320 – 750 150- |