Delist.ru

Методы и модели управления обороными фондами дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования (29.05.2009)

Автор: Милородов Вадим Юрьевич

МИЛОРОДОВ Вадим Юрьевич

Методы и модели управления оборотными

фондами дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования

08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»

(Научная область: 15. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами - транспорт»)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре «Экономики дорожного хозяйства» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).

Научный руководитель - доктор экономических наук,

профессор Дингес Эмилий Викторович

Официальные оппоненты - доктор экономических наук,

профессор Гейдт Антон Антонович

- кандидат экономических наук,

доцент Литвинова Наталия Григорьевна

Ведущая организация - ФГУП «Росдорнии»

Защита состоится «30» июня 2009 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу 125319, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 64, зал заседаний Ученого совета, ауд. 42.

Справки по телефону: (499) 155-93-24

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ).

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в адрес диссертационного совета университета. Копию отзыва просим прислать по E-mail: uchsovet@madi.ru

Автореферат разослан « __» ____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.126.01

кандидат экономических наук, доцент Чириканова Е.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Оборотные средства имеют значительный удельный вес в общей величине активов дорожных организаций. В настоящее время в зависимости от их профиля и специализации он может составлять от 30 до 50%, что свидетельствует о высокой роли оборотных активов в организации производственно-финансовой деятельности этих предприятий. В связи с этим управление оборотными активами должно занимать особое место в системе управления дорожными организациям и иметь целью оптимизацию их величины, которая обеспечивает наилучшие технико-экономические показатели их деятельности.

Между тем следует констатировать, что до настоящего времени управление оборотными средствами в дорожном хозяйстве еще далеко от оптимального. Как показал выполненный анализ, в большинстве дорожных организаций имеет место завышение размера оборотных средств, что, как правило, обусловлено их замораживанием в излишних производственных запасах материалов, сверхнормативной величине незавершенного производства и готовой продукции. В тоже время в ряде дорожных организаций имеет место занижение величины оборотных средств, что влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства и прибыли.

В ходе выполненных исследований были установлены основные причины неудовлетворительного использования оборотных средств в дорожных организациях, к основным из которых следует отнести:

превышение фактических производственных запасов материальных ресурсов на складах предприятий по сравнению с требуемыми для их бесперебойной работы;

наличие сверхнормативных объемов незавершенного производства;

высокий уровень дебиторской задолженности на предприятиях, обусловленный несвоевременным расчетом за выполненные работы и предоставленные услуги;

отсутствие сбалансированности объемов производства и хранения продукции подсобных производств со спросом на эту продукцию;

недостаточное развитие кредитно-финансовых механизмов управления движением оборотных средств.

В результате ранжирования указанных причин по степени значимости влияния на величину оборачиваемости текущего капитала было установлено, что наибольшая их доля (примерно 60%) обусловлена недостатками в управлении производственными запасами материалов и дебиторской задолженностью.

В связи с этим высокую актуальность и несомненный прагматический интерес представляет исследование в первую очередь операционного аспекта управления оборотными активами дорожных организаций, предусматривающего применение научно-обоснованных механизмов формирования основных видов оборотных средств, а также контроля и регулирования их движением.

Теоретической основой проведения такого исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области оптимального управления использованием материально-технических и финансовых ресурсов в разных отраслях народного хозяйства, а также работы ученых и специалистов дорожного хозяйства, посвященные исследованию разных аспектов совершенствования производственно-хозяйственной деятельности строительных, ремонтных и эксплуатационных организаций.

Однако многие методические вопросы управления оборотными активами дорожных организаций (включая определение оптимальных размеров запасов ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, контроля и мониторинга всех видов запасов) в этих работах не рассматривались или им не уделялось достаточное внимание. Кроме того, следует отметить, что проходящее в настоящее время реформирование дорожного хозяйства и, в частности, расширение области деятельности в нем предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, вносит существенные коррективы в постановку и методы решения любых оптимизационных задач. Это также свидетельствует о достаточно высокой актуальности проводимого в диссертации исследования.

Цель диссертационной работы - разработка методов оптимального планирования и управления оборотными средствами дорожных организаций.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

загрузка...