Delist.ru

Организационно-экономические методы повышения эффективности работы российских перевозчиков на европейском рынке транспортных услуг (29.05.2009)

Автор: Бурмистров Владимир Юрьевич

БУРМИСТРОВ Владимир Юрьевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством».

(Научная область: 15. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами - транспорт»)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).

Научный руководитель: - кандидат экономических наук, доцент

Седов Игорь Алексеевич

Официальные оппоненты:

- доктор экономических наук, профессор

Савченко-Бельский Кирилл Александрович

- кандидат экономических наук

Домнин Игорь Викторович

Ведущая организация:

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «АСМАП»

Защита состоится «30» июня 2009 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д.212.126.01 Минобрнауки РФ при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, ГСП-47, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 64, зал заседаний Учёного совета, ауд. 42.

Справки по телефону: (499) 155-93-24

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ (ГТУ)

Автореферат разослан « 28 » мая 2009 г.

Учёный секретарь

Диссертационного совета Д.212.126.01

кандидат экономических наук, доцент Е. А. Чириканова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия Россия вступила в период социально-экономических реформ, способствовавших развитию рыночных отношений и интеграции нашей страны в мировую экономическую систему. Данные процессы в стране не могли развиваться без радикальной перестройки всего транспортного комплекса и преобразования его в надёжно работающую систему. Отличительной особенностью современного этапа развития российского транспорта является интенсивные процессы его интеграции в Евроазиатскую транспортную систему, существенным повышением требований к качеству транспортного обслуживания и организационно-экономическим методам управления.

Политической предпосылкой исследования является курс на вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и встраивание в международную систему торговли. При всём своём мощном потенциале, современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

Уровень развития транспортной системы государства — это один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения России в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства. В составе транспортной системы страны особая роль принадлежит автомобильному транспорту, выполняющему как внутренние, так и международные перевозки. Следует отметить, что российские международные автомобильные перевозчики работают в жёсткой конкуренции с перевозчиками других стран. Общая ёмкость транспортного рынка международных автомобильных перевозок, ориентированных на Россию составляют 5,2 млрд. долларов США, но на долю российских перевозчиков приходится лишь около одной трети.

В условиях финансового кризиса транспортно-экспедиционным компаниям следует акцентировать своё внимание на доскональное изучение рынка международных транспортных услуг, с целью выявления наиболее перспективных направлений перевозок, направить силы на сохранение достигнутых результатов. Реализация программы экспорта транспортных услуг предполагает развитие возможности осуществлять перевозки между странами Европейского Союза, а также оперативно менять дислокацию автотранспортных средств для осуществления загрузки в импортном направлении, что позволяет повысить доходность работы на рынке международных автотранспортных услуг. Осуществлять перевозки по данной системе возможно лишь при использовании многосторонних разрешений в рамках Европейской Конференции министров транспорта (ЕКМТ).

В настоящий период времени с использованием многосторонних разрешений работают около двухсот российских автотранспортных предприятий, что составляет около 5 процентов от общей численности предприятий, работающих на рынке международных перевозок. Незначительная доля российских предприятий, работающих по данной системе объясняется низким уровнем конкурентоспособности российских перевозчиков.

Важнейшим направлением повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на европейском рынке международных автомобильных перевозок является совершенствование организационно-экономических методов управления хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, проведение государственной политики, способствующих развитию конкурентной способности российских перевозчиков.

Проведённый анализ разработок в области организации международных автомобильных перевозок показал, что в рассмотренных исследованиях не нашли отражения: выявление особенностей функционирования европейского рынка международных транспортных услуг, оценка возможного воздействия вступления России в ВТО на отечественный рынок транспортных услуг, оценка влияния организационно-эксплуатационных факторов производства на эффективность работы российских перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок.

Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономических основ повышения эффективности работы российских перевозчиков грузов на европейском рынке транспортных услуг. Для достижения этой цели были сформулированы и решены следующие задачи:

выявлены особенности функционирования рынка международных автотранспортных услуг, в том числе европейского рынка, осуществляемых по многосторонним разрешениям;

рассмотрены теоретические и практические аспекты, проблемы конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке международных перевозок;

проведена оценка возможного воздействия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на функционирование российского рынка международных автомобильных перевозок;

на основе проведённого экономико-социологического анализа работы российских перевозчиков на европейском рынке транспортных услуг определены резервы повышения эффективности использования подвижного состава российскими перевозчиками;

разработана экономико-статистическая модель влияния организационно- эксплуатационных факторов производства на уровень эффективности использования подвижного состава при работе по многосторонним разрешениям;

разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности российских перевозчиков на европейском рынке международных автомобильных перевозок;

загрузка...