Delist.ru

Совершенствование методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ (28.05.2010)

Автор: Мирзаянц Гоар Юрьевна

Лизинг для закупки дорожной техники

Независимый аудит проектов строительства автомобильных дорог на конкурсной основе

Мониторинг состояния автомобильных дорог и их своевременный ремонт

Выработка общих подходов к лицензированию дорожной деятельности Лицензирование аудиторской деятельности в странах СНГ

Лицензирование строительно-монтажных организаций на территории стран СНГ

Лицензирование организаций, осуществляющих ремонт и содержание дорог общего пользования

В ходе исследования на основе анализа и оценки состояния систем управления и использовании метода экспертных оценок были определены основные направления развития, экономические механизмы и инструменты, направленные на повышение эффективности функционирования дорожных хозяйств стран СНГ, которые представлены на рис. 3.

Рис. 3. Совершенствование управления дорожными хозяйствами

стран-участниц СНГ

Для финансирования строительства и реконструкции международных автомобильных дорог СНГ предложено создание специализированного «Межгосударственного дорожного фонда развития международных автомобильных дорог СНГ». В то же время, в условиях снижения уровня налоговых поступлений в дорожные фонды, одной из основных задач дорожного хозяйства является мобилизация нетрадиционных источников финансирования: выпуск облигационных займов, лотерея, плата за использование придорожных зон, за рекламу, за лицензирование дорожной деятельности, компенсация ущерба от проезда тяжеловесного транспорта и т.д. Помимо ассигнований из государственных дорожных фондов и бюджетов стран СНГ финансовое обеспечение развития дорожных хозяйств должно осуществляться и за счет инвестиций частного капитала, инвестиций в строительство платных автомобильных дорог и т.д. (рис. 4).

Рис. 4. Источники финансирования затрат на развитие дорожных

хозяйств стран СНГ

Практическое применение предлагаемых в диссертационном исследовании экономических механизмов и инструментов повысит социально-экономический эффект от функционирования дорожных хозяйств и будет способствовать дальнейшему углублению интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ. Этому также способствует развитие международных автомобильных дорог, имеющих согласованные технические, технико-эксплуатационные показатели, улучшающие условия бесперебойной и безопасной перевозки грузов и пассажиров.

Таким образом, основой развития дорожных хозяйств стран СНГ может стать решение задач исследования и практическая реализация изложенных предложений по совершенствованию методического и организационного обеспечения управления, которые определяют общие подходы к управлению дорожными хозяйствами, позволяют избежать несогласованности в действиях органов власти и управления стран СНГ, дублирования функций, а также окажут позитивное влияние на привлечение инвестиций в дорожные хозяйства стран СНГ и улучшение состояния и развития международных автомобильных дорог СНГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные в диссертации, позволяют сделать следующие основные выводы:

Развитие дорожного хозяйства является одним из приоритетных направлений ускорения экономического развития стран Содружества, способным повысить уровень конкурентоспособности товаропроизводителей и увеличить товарооборот. Повышение эффективности управления дорожными хозяйствами в странах СНГ в рыночных условиях рассматривается как инструмент повышения качества жизни населения. Происходящие объективные процессы актуализируют насущную необходимость концентрации совместных усилий органов власти стран СНГ на приведение дорожного хозяйства в соответствие с международными стандартами.

С учетом факторов, сдерживающих развитие дорожных хозяйств стран СНГ, основными задачами совершенствования управления дорожными хозяйствами являются: обеспечение нормативного эксплуатационного состояния существующей сети дорог, продление их срока службы, техническое перевооружение дорожного хозяйства, гармонизация нормативно-методической базы, финансирование и осуществление совместных проектов развития международных автомобильных дорог, а также развитие научно-технического сотрудничества и создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных и инновационных проектов.

На основе комплексного анализа предложена новая структура управления дорожными хозяйствами стран СНГ, предусматривающая ликвидацию многозвенности, тормозящей процесс принятия эффективных решений, и предоставляющую выход дорожных администраций по законодательным и стратегическим вопросам напрямую в правительство и вводящая в прямое подчинение министерствам транспорта научные организации для реализации научно-технической и инновационной политики.

Подготовлены предложения по согласованному развитию международных транспортных коридоров СНГ и на этой основе созданию Межгосударственного фонда развития международных транзитных коридоров на территории СНГ.

Предложена методология разработки совместных проектов развития международных автомобильных дорог СНГ. Проведенный анализ и мониторинг дали возможность установить приоритеты развития сети международных автомобильных дорог в разных странах СНГ на основе технико-экономической оценки эффективности инвестиционных проектов. Разработаны конкретные предложения по развитию некоторых международных маршрутов автомобильных дорог СНГ в Республике Армения, Кыргызской Республике, Российской Федерации, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан и Украины.

Доказано, что развитие сети международных автомобильных дорог и улучшение функционирования дорожных хозяйств в целом являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие государств СНГ. Это предполагает сбалансированное и согласованное управление дорожным хозяйством через государственные и негосударственные механизмы регулирования, а также наиболее полное использование потенциала дорожных хозяйств.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Каримов, Б.Б. Развитие международных автодорожных коридоров СНГ /Б.Б. Каримов, Г.Ю. Мирзаянц // Вестн. КаздорНИИ. - 2004. – С. 7-10.

Мирзаянц, Г.Ю. Отечественный и зарубежный опыт финансирования и управления дорожными отраслями / Г.Ю. Мирзаянц// Материалы междунар. науч.-практ. конф.«Государственно-частное партнерство и перспективы в странах СНГ». – М.; Бишкек, 2006. – С.41-43.

Мирзаянц, Г.Ю. Анализ состояния, особенности формирования и развития систем управления дорожными отраслями Содружества Независимых Государств / Е.К. Салимбаев, Г.Ю. Мирзаянц, Б.Б. Каримов // Вестн. МАДИ (ГТУ). – 2007. – Вып. №4 (11). - С.30-37.

Мирзаянц, Г.Ю. Факторы, сдерживающие развитие дорожных отраслей Содружества Независимых Государств / Г.Ю. Мирзаянц, Б.Б. Каримов, Е.К. Салимбаев // Трансп. стр-во. - 2007. –№7. - С.6-9.

Мирзаянц, Г.Ю. Совершенствование системы управления дорожными отраслями стран СНГ / Б.С. Камалиев, Г.Ю. Мирзаянц, Б.Б. Каримов // Трансп. стр-во. - 2007. - №12. – С.11-13.

Мирзаянц, Г.Ю. Экономические механизмы совершенствования систем управления дорожными отраслями стран СНГ /Г.Ю. Мирзаянц// Вестн. МАДИ (ГТУ). – 2008. – Вып. 1 (12). – С.60-63.

Мирзаянц, Г.Ю. Совершенствование нормативно-правовой базы систем управления дорожными отраслями стран СНГ // Автотрансп. предприятие. - 2008. – №3. - С.35-37.

Мирзаянц, Г.Ю., Повышение эффективности функционирования дорожных отраслей стран СНГ на основе гармонизации систем управления / Г.Ю. Мирзаянц, Б.Б. Каримов // Сб. докл. науч.-практ. конф. «Особенности проектирования и технологии строительства автомобильных дорог». – М., 2009. – С.3-9.

Мирзаянц, Г.Ю. Решение некоторых проблем дорожных отраслей стран СНГ на межправительственном уровне / Г.Ю. Мирзаянц, Б.Б. Каримов // Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. «Новые материалы и технологии для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог». – М., 2009. – С.48-51.

Утверждено на XXV заседании Межправительственного совета дорожников в 2006 г.

Рост потребительского спроса на товары и услуги

Повышение экономической активности населения

Рост темпов дорожного строительства

Снижение себестоимости продукции

Повышение объема платежеспособного спроса

Снижение сроков доставки товаров и транспортных издержек

Развитие дорожных хозяйств стран СНГ

загрузка...