Delist.ru

Совершенствование методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ (28.05.2010)

Автор: Мирзаянц Гоар Юрьевна

Следует отметить, что основные международные финансовые организации в большинстве случаев финансируют проекты только в том случае, если программы, стратегии, приоритеты и стоимость проекта основаны на анализе с использованием модели HDM-IV Всемирного банка. В связи с этим целесообразно при реализации совместных проектов осуществлять анализ их общественной и коммерческой эффективности по данной стандартной методике, которая основывается на методе “стоимость - прибыль” и на сравнении двух вариантов: “без” и “с” проектом.

/бильных дорог.

Немаловажной особенностью транспортно-эксплуатационного состояния международных автомобильных дорог СНГ являются различные нормы их проектирования. Все страны СНГ, за исключением России и Казахстана, при проектировании конструкций дорожных одежд применяют для расчета нагрузку на ось автомобиля 10 т. В России при расчетах используют нагрузку 11,5 т. В последние годы в Казахстане при проектировании международных автомобильных дорог рассчитывают конструкции дорожных одежд на осевую нагрузку

13 т, которую было бы целесообразно использовать и во всех других странах СНГ с учетом постоянно увеличивающейся грузоподъемности транспортных средств.

В связи с этим предлагается разработать комплекс мер по развитию международных автомобильных дорог на территориях стран СНГ, предусматривающий одинаковые подходы к проектированию и строительству международных автомобильных дорог, модернизации и техническому оснащению всех элементов транспортной инфраструктуры. При развитии совместных международных автодорожных коридоров необходимо учитывать следующие требования:

- повышение эффективности перевозок внешнеторговых грузов и развитие транзитных перевозок;

- создание условий для интеграции национальных транспортных систем в европейскую и мировую транспортные системы;

- обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, сокращение времени их доставки, а также создание транспортно-дорожной инфраструктуры.

На основе проведенного комплексного и системного анализа обосновывается необходимость приведения законодательной и правовой базы дорожных хозяйств стран СНГ в соответствие с международными нормами и стандартами и унификации двусторонних и многосторонних соглашений с целью создания условий для устранения барьеров на международных автомобильных дорогах СНГ.

На примере реализации совместных международных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в Республике Казахстан, Украине и Российской Федерации определены следующие этапы реализации совместных проектов: согласование места строительства будущего объекта, разработка технико-экономического обоснования, расчет стоимости проекта, требуемых объемов инвестиций, очередности выполнения работ и подписание Соглашения между Правительствами о совместных действиях по строительству и эксплуатации совместного проекта. В качестве примера в работе подробно рассматривается строительство автодорожного моста с подходами на границе Российской Федерации и Республики Казахстан (мост через реку Кигач на границе Астраханской и Атырауской областей).

С целью развития международных транспортных коридоров на уровне глав правительств стран СНГ принято «Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров СНГ», при подготовке которого также использовались предложения автора. Одним из предложений, вошедшим в Соглашение, является создание Межгосударственного фонда развития международных транзитных коридоров на территории СНГ, а также создание условий для развития новых маршрутов транспортных коридоров.

Для удобства работы и учета мнений дорожных администраций стран СНГ было предложено создание «заинтересованными Сторонами постоянно действующих координирующих и управляющих структур». Новизна данного предложения состоит в том, что впервые в транспортной истории Содружества создается подобная межгосударственная структура. С учетом особенностей реализации совместных проектов международных автомобильных дорог определены основные функции и принципы работы специального органа управления, который будет выполнять координацию и информационное обеспечение деятельности Сторон, разработку и согласование плана совместных практических действий по ведению проектов, направленных на системное согласованное развитие и использование международных автомобильных дорог, а также финансово-экономических механизмов их реализации и т.д.

Необходимо отметить, что при отсутствии правового обеспечения международного сотрудничества предложенные в работе механизмы и инструменты окажутся неработоспособными, если не устранить институциональные ограничения, имеющие место при развитии международных автомобильных дорог стран СНГ. Для этого необходимо создать нормативно-правовые акты (модельные, общие, рамочные), регулирующие вопросы планирования, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, управления движением автомобильного транспорта, в первую очередь на международных автомобильных дорогах стран СНГ.

На основе комплексного подхода и системного анализа в диссертационной работе показано, что реализация совместных дорожных проектов в странах СНГ позволит проводить согласованную политику по улучшению эксплуатационного состояния существующих дорог и развитию международных автомобильных дорог, а также снятию различного рода ограничений, созданию благоприятных условий для обеспечения беспрепятственной перевозки грузов и пассажиров по территории стран СНГ, что будет способствовать генерации дополнительных транзитных потоков. В этой связи можно отметить подготовленную и успешно внедренную Концепцию повышения эксплуатационной надежности мостов и мостовых сооружений на период 2007-2015 гг., как логическое продолжение реализации «Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ».

Для решения другой задачи исследования – экономического обоснования развития новых маршрутов международных автомобильных дорог в странах СНГ на современном этапе - был проведен мониторинг международных дорог, который позволил предложить и обосновать развитие новых участков международных автомобильных дорог, подготовить и принять решение Межправительственного совета дорожников по внесению дополнений в «Протокол о международных автомобильных дорогах СНГ» и представить информацию по данному вопросу в Экономический Совет СНГ. В ходе исследования было определено, что проводимая течение 11 лет (1999-2009 гг.) дорожными администрациями стран СНГ целенаправленная согласованная работа по развитию и совершенствованию международных автомобильных дорог СНГ позволила на 124 маршрутах реализовать проекты строительства, реконструкции и капитального ремонта общей протяженностью 14429,7 км. На эти цели были направлены финансовые средства в размере около 9381,2 млн долларов США (табл. 1).

Благодаря использованию принципов системного анализа, а также функционально-структурного подхода в диссертационной работе исследована содержательная часть организационных основ управления дорожными хозяйствами стран СНГ, разработаны предложения по повышению эффективности функционирования дорожных хозяйств стран СНГ и предложена более совершенная и оптимизированная в соответствии с современными условиями организационная структура управления дорожными хозяйствами, которая внедрена в некоторых странах СНГ (рис. 2).

Примечание: необходимо законодательно закрепить возможность государственным дорожным администрациям выходить по стратегическим вопросам в Правительство своих стран

Рис. 2. Схема управления дорожными хозяйствами в странах СНГ

Принципиально новым в предложенной схеме является возможность выхода дорожной администрации по законодательным и стратегическим вопросам напрямую в правительство, а также введение в прямое административное подчинение министерству научных организаций, научно-технических и инженерных центров.

Последнее является не только новым, но и важным шагом для реализации научно-технической и инновационной политики, развития информационных технологий, научного обоснования принятия управленческих решений, автоматизирования систем управления на основе диагностических данных, научного обеспечения экономического анализа принимаемых решений.

Предложения по совершенствованию управления дорожными хозяйствами стран СНГ позволили определить основные направления по:

выработке согласованной дорожной политики, способствующей эффективному использованию преимуществ автомобильного транспорта, с учетом предоставления для пользователей автотранспортных услуг возможности свободного выбора автотранспортных средств;

разработке мер по учету, признанию и выполнению международных норм и стандартов;

Таблица 1

Реализация проектов по улучшению состояния (реконструкции и капитальному ремонту) международных автомобильных дорог СНГ с использованием предложений автора

Государство Количество

маршрутов Категории

Общая протя-женность дорог,

км Максималь-ная

допустимая

нагрузка

(тонн) Междуна-родный показатель

ровности

м/км Выполнено за

1999 - 2009 гг. Планируемые проекты развития на период до 2015 года

Реконструкция, капитальный

ремонт,

км Стоимость работ,

млн долларов США Протяженность,

км Стоимость

загрузка...