Delist.ru

Совершенствование методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ (28.05.2010)

Автор: Мирзаянц Гоар Юрьевна

анализ состояния организационных структур и определение путей совершенствования систем управления дорожными хозяйствами стран СНГ;

экономическое обоснование развития на современном этапе новых маршрутов международных автомобильных дорог в странах СНГ;

разработка на основе исследования организационных структур управления экономических механизмов, направленных на повышение эффективности функционирования дорожных хозяйств стран СНГ.

Объектом исследования выступают организационные структуры управления дорожными хозяйствами стран СНГ, транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, главным образом, международных автомобильных дорог СНГ.

Предметом исследования являются организационно-экономические процессы, происходящие в ходе функционирования дорожных хозяйств стран СНГ, а также субъекты этих процессов: от дорожных администраций и министерств транспорта и коммуникаций стран СНГ до Исполкома СНГ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции классиков экономической науки, работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов по анализу состояния организационных структур управления дорожными хозяйствами. В работе использовались также положения общей экономической теории, планирования и прогнозирования отраслей, экономическая статистика, диссертационные исследования, материалы научно-практических конференций, аналитических отчетов и решений органов государственной законодательной и исполнительной власти дорожных хозяйств стран СНГ.

Методы исследования. В процессе исследования применялись принципы компьютерного моделирования, сравнительного, статистического, системного, исторического и технико-экономического анализа. С учетом специфики исследования также использовались: программно-целевой метод, методы экспертных оценок, экономических группировок, сравнительных характеристик и преимуществ, статистических группировок и графический метод.

Информационная база исследования формировалась на основе статистических, информационных и аналитических данных государственной статистики; законодательных и нормативных актов государственных органов власти, в частности, Законов об автомобильных дорогах и дорожных фондах стран СНГ; нормативно-правовых документов дорожных хозяйств стран СНГ; национальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2025 года», «Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ», принятого решением совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г., а также других концепций, стратегий и программ, связанных с развитием транспорта и автомобильных дорог стран СНГ. В исследовании для сравнения использовались нормативно-правовые документы развитых стран мира, регламентирующие деятельность дорожных хозяйств, статистические данные, прогнозы и аналитические отчеты, подготовленные ведущими научно-исследовательскими дорожными институтами стран СНГ. Это позволило обеспечить объективность и репрезентативность полученных статистических данных, научную обоснованность основных положений и выводов диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в разработке методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами на современном этапе и в совершенствовании экономического обоснования развития международных автомобильных дорог СНГ.

Научной новизной в работе обладают и выносятся на защиту:

выявленные факторы, сдерживающие развитие дорожных хозяйств стран СНГ;

основные направления согласованной дорожной политики по развитию дорожных хозяйств стран СНГ;

методология разработки совместных проектов развития международных автомобильных дорог СНГ;

новая структура управления дорожными хозяйствами, предусматривающая ликвидацию многозвенности, тормозящей процесс принятия эффективных решений и предоставляющей выход дорожных администраций напрямую в правительство по законодательным и стратегическим вопросам и вводящей в прямое подчинение научные организации для реализации научно-технической и инновационной политики;

экономические механизмы, направленные на улучшение функционирования дорожных хозяйств стран СНГ.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и повышении качества принимаемых решений по совершенствованию методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов органами законодательной и исполнительной власти в процессе разработки нормативно-правовой и методической базы дорожных хозяйств, а также дорожными администрациями стран Содружества при реализации мер по совершенствованию и повышению эффективности управления и развитию дорожных хозяйств в целом и разработке экономических обоснований развития новых маршрутов международных автомобильных дорог стран СНГ.

Реализация работы. Основные результаты исследования нашли свое применение при совершенствовании нормативно-методической базы дорожных хозяйств, а также в процессе изменения структур управления дорожными хозяйствами стран СНГ. Результаты исследования были использованы при разработке: «Концепции повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств – участников СНГ на 2008–2015 годы», утвержденной решением Совета глав правительств от 30 мая

2008 г., «Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств (МСВТС) на территориях государств – участников СНГ», подписанного главами правительств СНГ 16 апреля 2004 г., «Положения о порядке разработки и использования в странах СНГ – членах МСД межгосударственных нормативно-методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог», принятого на XXIV заседании Межправительственного совета дорожников (МСД) в 2005 г., «Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ», принятого решением совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г., а также предложений по развитию международных автомобильных дорог СНГ, разрабатываемых дорожными администрациями стран СНГ, и принятии документов в рамках Межправительственного совета дорожников в период в 2003-2010 годах.

Апробация работы. Основные концептуальные положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) в 2005-2009 гг., Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова в 2007 г., Международной академии транспорта в 2009 г., Координационного транспортного совещания СНГ в 2006-2009 гг., Совета по автомобильному транспорту КТС СНГ в 2003-2009 гг.,

а также на конференциях, семинарах, совещаниях и заседаниях МСД в 2003-2010 гг.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 9 научных статьях, общим объемом 2,95 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и содержит 155 страниц компьютерного текста, 19 таблиц, 18 рисунков, библиографию в 168 наименований, приложения на 35 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертационного исследования обоснована актуальность диссертационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, раскрыта степень разработанности проблемы в научной литературе, определены цель и задачи исследования, методологическая база, выделен объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна предлагаемого подхода, показана степень апробации и реализации исследования в практике работы дорожных хозяйств стран СНГ.

Для решения поставленных задач в диссертации были использованы различные методы анализа. На основе комплексного анализа данных министерств транспорта и коммуникаций, в т.ч. дорожных администраций стран СНГ и дальнего зарубежья, определена социально-экономическая сущность дорожного хозяйства, которая заключается в полном удовлетворении потребностей субъектов рынка в транспортных услугах.

В работе на основе статистического и сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта управления дорожными хозяйствами раскрывается особенность дорожного хозяйства как объекта управления. Использование комплексного метода исследования дало возможность определить сдерживающие факторы развития дорожных хозяйств. Основная причина такой ситуации заключается в том, что вопросам управления дорожными хозяйствами не уделялось значительного внимания после распада Советского Союза. В то же время во многих странах СНГ наблюдались изменения схем управления дорожным хозяйством, что зачастую приводило к лишению дорожных администраций прежней самостоятельности. В результате этого возникли трудности во взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государства. Это привело, в свою очередь, к ограничению действий органов управления дорожными хозяйствами и снижению эффективности их работы. Между тем очевидно, что развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог и эффективному функционированию дорожного хозяйства должна содействовать действенная, эффективно и стабильно работающая гибкая структура управления.

Рассматривая экономическую роль управления дорожным хозяйством следует отметить, что эффективное функционирование экономики стран СНГ в значительной степени определяется полноценно функционирующей сетью автомобильных дорог, главным образом международных, а уровень развития и состояние дорожного хозяйства в целом оказывает непосредственное влияние на динамику развития основных экономических показателей, величину ВВП, объем государственного бюджета, уровень занятости населения и т.д. Схематично влияние состояния дорожных хозяйств на социально-экономическое развитие стран СНГ представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема влияния дорожных хозяйств на социально-экономическое развитие стран СНГ

Анализируя положительные аспекты влияния дорожного хозяйства на социально-экономическое положение стран СНГ, в работе обосновывается, что на развитие государства существенное влияние оказывает эффективность структуры управления дорожным хозяйством. Поэтому совершенствование методического и организационного обеспечения управления дорожным хозяйством в современных условиях является одним из действенных способов повышения эффективности его работы.

По результатам проведенного исследования (мониторинга деятельности дорожных администраций и письменного опроса 200 респондентов, организаций, входящих в состав дорожных хозяйств стран СНГ) сделан вывод, что для проведения согласованной дорожной политики стран СНГ и разработки совместных проектов развития международных автомобильных дорог требуется совершенствование системы управления дорожными хозяйствами стран СНГ.

Изучение опыта становления и развития организационных структур управления дорожными хозяйствами в развитых странах Европы и Америки, а также в странах СНГ, позволило автору не только провести сравнение со сложившейся на сегодня практикой управления, но и дало возможность определить пути совершенствования систем управления дорожными хозяйствами стран СНГ, в т.ч. по вопросам методического и организационного обеспечения.

Представленное в диссертации исследование систем управления дорожными хозяйствами зарубежных стран показало, что они имеют одну общую черту ? прямую зависимость и взаимосвязь структуры управления дорожным хозяйством от общей системы управления государством. В ходе исследования выявлено, что рассматриваемые в диссертации государства имеют, в основном, трехуровневую систему управления дорожным хозяйством, что же касается степени самостоятельности органов дорожной администрации в разных странах, то она различна - от почти полной самостоятельности до полного подчинения. Установлено, что органы управления дорожными хозяйствами стран СНГ, за исключением Грузии, Молдовы и Узбекистана, входят в состав министерств транспорта и коммуникаций, в Грузии - в состав Министерства экономического развития, в Молдове – Министерства строительства и развития территории, в Узбекистане – Правительства. Это говорит о разных подходах к управлению дорожными хозяйствами и их функционированию.

Исходя из анализа и оценки сложившихся систем управления дорожными хозяйствами в ряде стран СНГ, сформулированы основные направления реформирования дорожных хозяйств, включающие: создание эффективной структуры государственного управления дорожным хозяйством в рыночных условиях; усиление государственного контроля и ответственности за состояние и развитие международных автомобильных дорог; повышение самостоятельности и наделение более широкими полномочиями органов управления дорожным хозяйством; планирование на базе фактического транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог приоритетности финансирования работ; создание эффективной системы сбора, контроля, обработки, хранения, накопления и передачи информации на основе современных информационных технологий; формирование рынка дорожных работ и развитие конкуренции за счет внедрения подрядных торгов, широкого применения передового опыта и передовых технологий по строительству и содержанию автомобильных дорог.

Используя в процессе исследования методы статистического анализа, в ходе решения поставленных задач выявлены основные факторы, сдерживающие развитие дорожных хозяйств: недостаточное финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог; отсутствие полноценного анализа и учета потребностей государства в транспортных связях; неэффективное управление дорожными хозяйствами; недостаточное количество введенных в эксплуатацию современных автомобильных дорог; отсутствие учета степени воздействия на автомобильные дороги тяжеловесного (сверхнормативного) транспорта; нескоординированность проведения реформ; отставание в обновлении нормативно-правовой базы дорожных хозяйств стран СНГ.

На основе использования технико-экономического и сравнительного анализа обоснована необходимость учета опыта управления дорожными хозяйствами развитых стран. При этом акцентируется внимание на том, что уровень финансирования дорожных хозяйств в этих странах составляет от 2 до 4 % от ВВП, что в 2 раза больше, чем в странах СНГ, а уровень состояния и развития международных транспортных коридоров в отличие от стран СНГ соответствует требованиям экономики и возрастающей роли автомобильного транспорта.

На основе системного анализа интеграционных процессов, происходящих в странах СНГ, в работе предложены основные принципы обеспечения согласованной дорожной политики: сохранение и продление срока службы существующей сети автомобильных дорог; техническое перевооружение и развитие общего рынка дорожных работ; развитие внешнеэкономических отношений между государствами; гармонизация нормативно-правовой базы; финансирование совместных, взаимовыгодных для всех стран СНГ, международных проектов и т.д.

При этом, рассматривая вопросы реализации совместных международных проектов, следует отметить, что это направление взаимодействия для дорожных администраций стран СНГ является новым. В связи с этим в работе предложена методология разработки совместных проектов развития международных автомобильных дорог СНГ, основывающаяся на: сборе и анализе информации; определении их слабых и сильных сторон проектов; анализе действующих в странах СНГ программ развития международных транспортных коридоров; выработке концепций и сценариев реализации проектов по их строительству и реконструкции; согласовании проектных решений и сценариев со всеми сторонами-участниками проектов; оценке их стоимости; разработке схем и источников финансирования, разработке механизма реализации проектов и т.д.

С этой целью в работе выделены основные подсистемы обеспечения функционирования международных автомобильных дорог СНГ: нормативно-правовая, ресурсная и информационная.

В ходе комплексного анализа реализации существующих международных проектов выявлено, что в странах СНГ наблюдаются различия в привлечении иностранных инвестиций, займов и кредитов финансовых институтов для развития международных автомобильных дорог. Например, в странах Центральной Азии используют кредиты Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка развития, Азиатского банка развития и других финансовых институтов, в отличие от Российской Федерации, которая использует на эти цели бюджетные средства.

загрузка...