Delist.ru

Совершенствование методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ (28.05.2010)

Автор: Мирзаянц Гоар Юрьевна

МИРЗАЯНЦ ГОАР ЮРЬЕВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО И

ОРГАНИЗАЦИОНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ДОРОЖНЫМИ ХОЗЯЙСТВАМИ СТРАН СНГ

Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством». (Научная область: 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами - транспорт)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва ? 2010

Работа выполнена на кафедре «Экономика дорожного хозяйства» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

(МАДИ)

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Дингес Эмилий Викторович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Федотов Станислав Викторович

кандидат экономических наук,

Семин Петр Александрович

Ведущая организация: ОАО «СоюздорНИИ»

Защита состоится «29» июня 2010 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.126.01 при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу 125319, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 64, зал заседаний Ученого совета, ауд. 42.

Справки по телефону: (499) 155-93-24

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ.

Автореферат разослан « __» ____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.126.01

кандидат экономических наук, доцент Чириканова Е.А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Эффективность функционирования дорожных хозяйств в рыночных условиях определяется рациональным управлением и хозяйствованием. Развитию международных автомобильных дорог на территории стран СНГ и их эффективному функционированию необходимо уделять большое внимание, используя их экономико-географическое положение для создания совместных транспортных коридоров.

Что касается автомобильных дорог в целом, как одного из главных элементов транспортного комплекса, то они являются важнейшим компонентом экономического развития и национальной безопасности стран СНГ. Ускорение интеграционных процессов предполагает необходимость гармонизации и сближения систем управления дорожными хозяйствами и координации государственной экономической политики по эффективному развитию международных автомобильных дорог стран СНГ.

Между тем анализ опыта управления дорожными хозяйствами стран Содружества и их нормативно-правового обеспечения показывает, что для проведения согласованной дорожной политики и совместного развития международного автомобильного сообщения стран СНГ требуется совершенствование и координация базовых принципов формирования систем управления и основных механизмов реализации совместных проектов.

Востребованность совершенствования методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами стран СНГ диктуется процессами, происходящими на постсоветском экономическом пространстве, актуализирующими насущную необходимость концентрации совместных усилий законодательных и исполнительных органов на приведение дорожных хозяйств стран СНГ в соответствие с международными стандартами.

Необходимость повышения эффективности управления дорожными хозяйствами стран СНГ в рыночных условиях и развития автомобильных дорог в целом, как основы повышения уровня конкурентоспособности товаропроизводителей, увеличения товарооборота между странами СНГ и другими государствами, очевидна. В настоящее время около 70% дорог требует усиления дорожной одежды для обеспечения пропуска увеличивающегося с каждым годом количества автомобилей с нагрузкой на ось до 13,5 т. При этом следует отметить, что по статистике до 25% дорожно-транспортных происшествий с людскими потерями происходят именно из-за плохого состояния дорог. Кроме того, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия увеличивает в 1,5 раза себестоимость перевозок и на 35% расходы ГСМ.

В связи с этим необходимо исследовать причины несоответствия сложившихся систем управления дорожными хозяйствами современным требованиям развития экономики стран СНГ, провести мониторинг деятельности организационных структур управления дорожными хозяйствами стран СНГ, а также состояния международных автомобильных дорог СНГ, что позволит в целом повысить социально-экономический эффект от развития дорожных хозяйств. Исследование в этом направлении позволит сформулировать конкретные предложения по совершенствованию методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами и развитию международных автомобильных дорог в странах СНГ. Это и обусловило актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросами анализа и исследования управления дорожными хозяйствами в прошлом веке в разной степени занимались ученые ГипродорНИИ, СоюздорНИИ, немного позже ? РосдорНИИ, КаздорНИИ, МАДИ, БелдорНИИ и ГосдорНИИ Украины. Однако многие вопросы методического и организационного обеспечения управления в этих работах не рассматривались, или им не уделялось должного внимания. Проблема создания современных международных автомобильных дорог (транспортных коридоров) остро встала после распада Советского Союза и является новой и недостаточно изученной. В этой связи необходимо исследовать особенности развития дорожных хозяйств, причины несоответствия эксплуатационного состояния большинства автомобильных дорог современным требованиям, несоответствие международных автомобильных дорог уровню развития экономик стран СНГ, проанализировать состояние организационных структур управления, а также экономически обосновать новые маршруты международных автомобильных дорог.

Таким образом, учитывая многообразие и разноплановость вопросов, очерчиваемой в диссертационной работе тематики, следует подчеркнуть, что проблема совершенствования методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами до сих пор остается малоизученной, особенно в странах СНГ, а развитие международных автомобильных дорог, как новое направление сотрудничества стран СНГ по ускорению интеграционных процессов, требует детального изучения, открывающего простор для научного поиска. Актуальность проблемы определила выбор темы, цель работы и задачи исследования.

Цель работы заключается в концептуально-методическом обосновании направлений, подходов и форм совершенствования методического и организационного обеспечения управления дорожными хозяйствами, а также в совершенствовании экономического обоснования развития международных автомобильных дорог в странах СНГ на основе создания экономических механизмов, которые повысят эффективность функционирования дорожных хозяйств стран СНГ.

Реализация поставленной цели определила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

определение социально-экономической сущности и особенностей развития дорожных хозяйств стран СНГ на основе анализа отечественного и зарубежного опыта;

выявление основных факторов, сдерживающих развитие дорожных хозяйств стран СНГ;

загрузка...