Повышение уровня эффективности бизнеса строительного предприятия (28.05.2008)
Автор: Солонинко Геннадий Петрович
Предоставление объектов недвижимости в аренду Стратегия лидерства в издержках – завоевание рынка за счет минимизации издержек и установления наиболее низких цен, ориентация на широкие слои потребителей, а также оказание большого спектра недорогих сопутствующих услуг. Однородная – сдача административных и производственных помещений в аренду, а также технологического оборудования. Субъекты малого бизнеса производственной сферы (25%), предприятия по обслуживанию бизнеса (20%), торговые организации и предприниматели (15%), организации и предприниматели, оказывающие услуги населению (10%), органы муниципальной власти (10%), прочие группы (20%). Торгово-коммерческие и маркетинговые услуги Стратегия наступления – выбор активной рыночной позиции, заключающейся в завоевании новых рынков и расширении присутствия на имеющихся рынках. Разнородная - расширение номенклатуры услуг. Специализированные торговые организации и предприниматели (80%), индивидуальные потребители (10%), прочие группы (10%). ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Проведенное исследование позволило сформулировать основные результаты в области теории, методики и практики анализа, оценки и обеспечения эффективности строительного предприятия в новых условиях хозяйствования: 1. Для исследования такого сложного и многогранного понятия как оценка бизнеса строительного предприятия, необходимо применение системного подхода. Применение принципов системного исследования к оценке бизнеса предприятия должно предполагать рассмотрение бизнеса как целостного объекта – системы; выявление факторов, ее определяющих; изучение взаимосвязей и взаимозависимостей между этими факторами; определение условий обеспечения эффективности бизнеса предприятия. В качестве результатов бизнеса строительного предприятия рассматривается максимизация прибыли, связанная, прежде всего, с обеспечением конкурентоспособности выпускаемой строительной продукции и успешной ее реализацией на рынке. 2. Исследование экономического содержания понятия бизнеса и его эффективности дает возможность формирования экономического критерия целеполагания конкретного бизнеса строительного предприятия (и составляющих ее бизнес-направлений), ориентированного на получение прибыли. Вместе с тем, формирование адекватных достижению критерия целеполагания функциональных и обеспечивающих подсистем требует пространственной интерпретации целей бизнеса, выражающейся в установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между экономическим критерием целеполагания бизнеса строительной организации и целями внешнеэкономического характера (социального, психологического и др.), которые возникают на различных уровнях управления предприятием и оказывают непосредственное воздействие на эффективность его бизнеса. По мнению автора, для оценки бизнеса строительного предприятия необходимо применять комплексный подход к анализу критериев целеполагания, которые могут находиться в различных пространствах. При этом приоритетность той или иной цели будет определяться как внешними, так и внутренними условиями функционирования предприятия, а также стадиями жизненного цикла его бизнеса. 3. Сформулированы принципы оценки бизнеса строительного предприятия, осуществлена их классификация, которая базируется на использовании основного признака – источника влияния на стоимость предприятия. В зависимости от примененного признака, принципы подразделяются на группы: принципы, основанные на представлениях пользователя; принципы, связанные с рыночной средой; принципы, связанные с объектами оценки. Они отражают основные закономерности поведения субъектов экономических отношений строительной отрасли. 4. Выявлены недостатки в существующих подходах к оценке бизнеса предприятия и как следствия противоречия в классификации и порядке использования методов оценки. Рассмотренные методы оценки бизнеса опираются на теории оценки недвижимости и не позволяют наглядно представить процесс расчета показателя оценки бизнеса, что делает затруднительным или даже невозможным использование оценочной методологии. 5. Постановка целей оценки бизнеса должна предполагать оценку его эффективности. Для проведения оценки эффективности бизнеса строительного предприятия необходимо осуществить выбор соответствующих критериев. Проведенное автором исследование бизнеса предприятий строительной отрасли показало, что в качестве основных субъектов эффективности бизнеса строительного предприятия могут выступать собственники; менеджеры; сотрудники; потребители строительной продукции; государство, в лице федеральных и местных органов управления. В соответствии с позициями оценивающих субъектов, произведена классификация критериев оценки и предложен алгоритм проведения оценки бизнеса строительного предприятия, включающий определение содержания основных этапов оценки и их структурирование. 6. Разработана и рекомендована экономико-математическая модель расчета единого показателя оценки бизнеса строительного предприятия, применимая к использованию в условиях российской экономики, показаны ее этапы, описана методика взвешивания, основанная на сегментации рынка потенциальных покупателей оцениваемого объекта, предложен способ учета в расчетах фактора ликвидности, сконструирована общая формула нахождения единого показателя оценки всего бизнеса строительного предприятия. 7. Для повышения эффективности бизнеса строительного предприятия необходимо применение современных методов управления. Одним из таких действенных методов является разработка бизнес-направлений. Основываясь на точке зрения, что разработка бизнес-направлений это перспективный план развития строительного предприятия, охватывающий различные стороны его деятельности и призванный служить как внешним для предприятия, так и внутренним пользователям, автор считает необходимым придерживаться следующих принципов при его формировании: постановка перед предприятием реальных и адекватных внешним и внутренним условиям целей; необходимости согласования целей бизнес-направлений с возможностями предприятия и условиям внешней среды; обеспечение согласования бизнес-направлений с системой планов строительного предприятия; проведение мониторинга поэтапного выполнения бизнес-направлений с определением их эффективности и оперативным принятием мер корректирующего характера. 8. Подтверждена обоснованность и достоверность предложенных разработок в процессе исследования внешней и внутренней среды ОАО «Центротранстехмонтаж», формировании его целей и разработки стратегии эффективного развития его бизнеса. Изучение принципов, подходов и методов оценки бизнеса предприятия, использование которых позволяет не только получить итоговое значение оценки бизнеса, внешними по отношению к предприятию, группами лиц, но и, что более важно, являющихся исследовательским инструментом при принятии всего спектра решений руководством предприятия о перспективах своего развития, предоставляет возможность на основе теоретических положений, изложенных в работе, сформировать на предприятии систему эффективного развития бизнеса, обеспечивающую постоянное наращивание стоимости предприятия. Основные положения диссертации изложены в следующих работах: Солонинко Г.П. Пространственная интерпретация целей бизнеса. Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, докторантов и аспирантов. – М.: МГСУ, Сб. научных трудов, 2007. (0,25 п.л.). Солонинко Г.П. Условия обеспечения эффективности бизнеса строительной организации. – М.: Вестник Университета ГУУ, 2007, №6 (0,23 п.л.). Солонинко Г.П. Механизм управления созданием стоимости строительной организации. – М.: МГСУ, Деп. во ВНИИНТПИ, 2007. (1,00 п.л.). Солонинко Г.П. Влияние внешней и внутренней среды строительного предприятия на эффективность и оценку его бизнеса. – М.: МГСУ, Деп. во ВНИИНТПИ, 2007. (1,00 п.л.). Солонинко Г.П. Резервы повышения эффективности строительного бизнеса. – М.: МГСУ, Научные труды коллектива кафедры Экономики и управления в строительстве, выпуск 14 (0,29 п.л.). Солонинко Г.П. Классификация основных методов оценки стоимости строительного предприятия. – М.: МГСУ, Научные труды коллектива кафедры Экономики и управления в строительстве, выпуск 14 (0,33 п.л.). Солонинко Г.П. Компонентный подход к оценке бизнеса строительного предприятия. Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, докторантов и аспирантов.– М.: МГСУ, Сб. научных трудов, 2008. (0,25 п.л.) Оборачиваемость незавершенного производства ОЦЕНКА БИЗНЕСА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Корректирующий коэффициент на уровень ликвидности Денежный поток для собственного капитала Дисконтный фактор Стоимость активов Заемный капитал Собственный Привилегированные Бездолговой денежный поток Изменение заемного капитала Проценты на заемный капитал и изменение налога на прибыль Долговые заемные средства |