Delist.ru

Повышение безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях в условиях Вьетнама (27.09.2010)

Автор: Нгуен Доа Зунг

2. Получены закономерности распределения транспортных средств по ширине проезжей части на участках переплетения автомобильных магистралей в зависимости от состава и интенсивности движения транспортного потока.

3. Разработана модель движения транспортных потоков на участках въездов и съездов с автомобильных магистралей с помощью обобщенного метода непрерывных по пространству клеточных автоматов. Впервые модель клеточных автоматов применяется для оценки уровня безопасности движения на въездах.

4. Разработана методика комплексной оценки безопасности движения на пересечениях в разных уровнях на основе анализа характеристик движения взаимодействующих транспортных потоков.

5. Предложен метод расчёта пропускной способности элементов пересечений в разных уровнях и участков автомобильных магистралей, где расположены пересечения.

Достоверность научных выводов подтверждается доказательством применимости принятых допущений и ограничений, сходимостью результатов численного эксперимента с результатами натурных наблюдений, а также обоснованием числа натурных измерений методами математической статистики.

Практическое значение диссертационной работы. В результате исследований разработаны: практические методы оценки уровня безопасности движения и пропускной способности пересечений в разных уровнях, практические мероприятия и рекомендации по выбору параметров элементов пересечений с целью повышения безопасности движения и пропускной способности в условиях Вьетнама.

Реализация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы использованы при разработке рекомендаций по обеспечению безопасности движения на пересечениях в разных уровнях и в учебном процессе в Ханойском университете транспорта и коммуникаций.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследований были доложены и получили одобрение на 66-й и 68-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ 2008 и 2010 годов, а также были доложены на Международной научно-практической конференции стран СНГ в Москве 13-14 мая 2009 г.

На защиту выносятся:

1. Результаты анализа и оценка состояния сети автомобильных дорог и безопасности дорожного движения во Вьетнаме.

2. Комплекс результатов исследования закономерностей изменения основных характеристик движения транспортного потока на участках переплетения пересечений в разных уровнях.

3. Модель оценки безопасности движения транспортного потока на въездах и съездах с автомобильных магистралей с помощью обобщенного метода непрерывных по пространству клеточных автоматов.

4. Методика оценки безопасности движения транспортного потока на пересечениях в разных уровнях с учётом условий Вьетнама.

5. Результаты исследований пропускной способности съездов пересечений в разных уровнях и метод её оценки с помощью коэффициентов снижения пропускной способности на этих участках.

6. Комплекс мероприятий по стадийному повышению безопасности движения и пропускной способности транспортного потока на участках переплетения пересечений в разных уровнях с учётом специфических условий Вьетнама.

Публикации. По теме диссертации опубликованы две печатные работы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, изложена на 188 страницах машинописного текста, содержит 72 рисунка и 31 таблицу, библиографический список из 173 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации. Обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована цель, показаны научная новизна работы и практическая значимость.

В первой главе диссертации. Проведен анализ состояния дорожной сети, состава транспортного потока, уровня аварийности на дорогах и тенденций развития автомобильного транспорта в современных экономических условиях Вьетнама. Важнейшим элементом автомобильных магистралей и дорог высших категорий являются пересечения, которые во многом определяют транспортно-эксплуатационные качества дороги. Наиболее эффективными являются пересечения в разных уровнях, которые вместе с тем имеют высокую стоимость.

В настоящее время во Вьетнаме отсутствуют какие-либо нормативные рекомендации по проектированию пересечений в разных уровнях на автомобильных дорогах и обеспечению безопасности движения на них. В связи с этим весьма актуальными являются исследования пропускной способности и степени опасности для движения разных типов таких пересечений.

Проведенный автором анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) за 2007 г. позволил установить динамику изменения и причины ДТП на различных категориях дорог Вьетнама (рис. 1).

Рис. 1. Основные причины ДТП на дорогах Вьетнама за 2007 г.

Статистические данные за период 1990-2008 гг. позволили установить динамику изменения ДТП во Вьетнаме по годам. Наибольшее количество происшествий имело место в 2001-2002 гг. (рис. 2). В 1990 году в результате ДТП погибло 2268 чел., в 2008 году – 10397 чел.

Рис. 2. Динамика изменения количество ДТП на дорогах Вьетнама

Безопасность движения на пересечениях в разных уровнях в значительной степени зависит от их типа и планировки. Наиболее опасными для движения являются пересечения в разных уровнях типа «клеверный лист». Приведённый автором анализ данных о ДТП позволил установить места концентрации ДТП на таких пересечениях: при въезде на съезд – 40,2% всех происшествий, при движении по съезду – 15,6%, при выезде со съезда – 4,6%, при движении в пределах пересечений в разных уровнях – 22,1%, прочие происшествия – 17,5%. Наиболее опасными участками пересечений в разных уровнях типа «клеверный лист» являются места въезда на съезд. Основными причина происшествий являются: опрокидывание транспортных средств – 12,5%; столкновения – 43,5%. Наблюдения показывают, что при въезде на съезд в основном происходят столкновения автомобилей и мотоциклов прямого и поворачивающего потоков. На самом съезде, как правило, происходят только опрокидывания транспортных средств. На выезде со съезда имеют место столкновения автомобилей и мотоциклов второстепенного направления друг с другом, а также транспортными средствами, движущимися по автомобильной магистрали.

Основными причинами возникновения ДТП и повышения уровня аварийности на дорогах страны можно считать следующие:

1. Существенно улучшая условия движения по дороге, транспортные развязки в разных уровнях сами по себе являются местом возникновения ДТП.

2. Характерной причиной возникновения ДТП является нарушение правил дорожного движения участниками движения.

3. Довольно сложные схемы движения на транспортных развязках, требующие от водителей или предварительного ознакомления с ними, или повышенного внимания при выполнении маневров.

4. Низкий культурный уровень населения и участников движения, недостаточное транспортное воспитание населения.

5. Неудачно запроектированные элементы пересечений, не отвечающие реальным режимам движения автомобилей.

6. Неудачная расстановка, недостаточное количество или непонятность дорожных знаков, отсутствие разметки проезжей части.

7. Высокая плотность мотоциклов при смешанных потоках движения на дорогах с недостаточным количеством полос движения.

8. Недостаточное количество дорожных знаков.

9. Участие в дорожном движении мотоциклов и неисправных автомобилей с большим периодом эксплуатации на пересечениях в разных уровнях.

Роль пересечений в разных уровнях в повышении безопасности движения:

1. Устройство транспортных развязок в разных уровнях исключает помехи для прямых и поворачивающих потоков автомобилей, точки пересечения траекторий автомобилей исключаются, остаются только участки слияния и разделения.

2. Сравнительно большая строительная стоимость таких сооружений оправдывается их высокими транспортно–эксплуатационными качествами, в частности, повышением безопасности движения за счет устранения пересечений в одном уровне.

3. Данные показывают, что на автомагистралях безопасность движения в три раза выше по сравнению с дорогами без разделительных полос и с пересечениями в одном уровне, а также, что автомагистрали ежегодно спасают около 2000 человеческих жизней во Вьетнаме.

загрузка...